Вы на портале

Законодательство о защите государственных секретов будет изменено

В Палате представителей прошло первое чтение законопроекта «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов». За его принятие проголосовали все 110 депутатов.

Обновлено
2295 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Председатель Комитета госбезопасности Валерий Вакульчик рассказал, что цель нового законопроекта — устранение проблем функционирования системы защиты государственных секретов, которые были обнаружены за годы практики.

Так, с 2000 по 2012 год более 106-ти дел в административном, гражданском, хозяйственном и уголовных процессах содержали государственные секреты. А порядок досудебного и судебного производства по таким делам не закреплен на законодательном уровне. Это создает трудности для всех участников процесса.

Как пояснил Валерий Вакульчик, законопроект закрепляет порядок ознакомления с материалами дел, которые содержат госсекреты, изготовления выписок и копий, подачи жалоб и другое.

Изменения коснутся в Гражданского процессуального Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Трудового, Процессуально-исполнительного кодексов, а также в Закона «О государственных секретах». Итак, какие же дополнения ожидают законодательство?

Уголовно-процессуальный кодекс:

  • орган, который ведет процесс, должен ознакамливать участников процесса с документами или их копиями, которые относятся к материалам уголовного дела, если они содержат государственные секреты или другую охраняемую законом тайну, с соблюдением требований актов законодательства;
  • после ознакомления участников процесса с документами, которые подлежат вручению, все документы должны храниться при материале проверки и вручаться по ходатайству только в случае проведения процессуальных действий с их участием;
  • если в ходе производства участники процесса получают содержащие госсекреты сведения, то лицо, производящие дознание, следователи должны сразу же принять меры по защите этих данных соответственно требованиям законодательства;
  • следователь или лицо, производящее дознание, обязан предупредить обвиняемого, подозреваемого или других лиц о наличии в деле документов, содержащих гостайну, и предупредить об ответственности за разглашение,взять подписку;
  • когда постановление о привлечении в качестве обвиняемого содержит госсекреты, суд должен ознакомить с ним обвиняемого или его законного представителя, не вручая копию, и предоставить время для подготовки к процессу;
  • участникам процесса, исключая гособвинителя, вручается копия приговора состоящая из вводной части и резолюции приговора, если сам приговор содержит государственные секреты, а обвиняемый должен быть ознакомлен с приговором с соблюдением законодательства о госсекретах;
  • ознакомиться с приговором, который содержит госсекреты, можно по просьбе частного обвинителя или защитника, потерпевшего, гражданских истца и ответчика, или их представителей не позднее 5-ти суток после вынесения приговора;
  • протесты на приговор суда или апелляции, которые содержат государственные секреты, могут быть поданы в течении 10-ти суток, после ознакомления с приговором;
  • исполнение приговора, содержащего госсекреты, проходит следующим образом: в исполнительный орган направляется выписка с вводной и резолютивной частями, которые не содержат госсекретов, и с письменным распоряжением об исполнении.

Уголовно-исполнительный кодекс:

  • выписка из приговора является основанием для исполнения наказания и других мер уголовной ответственности.

Гражданский процессуальный кодекс:

  • судья уведомляет ответчика об иске без направления копии искового заявления, если оно содержит государственную тайну;
  • суд должен огласить только вводную и резолютивную части решения по делам, в которых содержатся госсекреты,
  • выписка из решения по делам, содержащим гостайну, состоит только из описательной части и не содержит государственных секретов;
  • участники гражданского судопроизводства не получают мотивировочную часть решения суда, если она содержит госсекреты. Ознакомиться с ней можно с соблюдением законодательства;
  • кассационные протесты и жалобы принимаются в течении 10-ти суток со дня ознакомления с мотивировочной частью решения.

Хозяйственный процессуальный кодекс:

  • суд, который рассматривает экономические дела, должен определить время и срок ознакомления с материалами дела, которые содержат госсекреты, для всех участников судопроизводства, а также обеспечить ознакомление с соблюдением требований законодательства о государственных секретах;
  • ознакомление со всеми материалами дела и выписками, содержащими госсекреты, а также снятие копий осуществляется только с соблюдением всех требований законодательства;
  • ответчику не отправляется исковое заявление или документы, содержащие госсекреты, это указывается в извещении;
  • участники хозяйственного суда не получают и описательную, и мотировочную части решения, если они содержат госсекреты;
  • выписка решения суда должна состоять только из вводной и резолютивной частей решения суда, которые не содержат госсекретов.

Процессуально-исполнительный кодекс об административных нарушениях:

  • суд или орган, ведущий административное дело, должен составлять мотивировочную часть постановления о нарушении, при наличии в материалах дела государственных секретов;
  • если постановление по делу содержит госсекреты, участники процесса получают выписку из постановления, которая состоит из вводной и резолютивной частей, не содержащих государственных секретов.

Трудовой кодекс:

  • основанием для прекращения трудового договора является отказ работника от предоставления допуска к госсекретам, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим такой допуск, а равно отказ в соответствии с законодательными актами такому работнику в предоставлении допуска к госсекретам либо прекращения в соответствии с законодательными актами допуска к госсекретам такому работнику.

Закон «О государственных секретах»:

  • в целях предупреждения тяжких последствий и нанесения вреде госбезопасности закрепляется защита государственных секретов при помощи организационных, технических, правовых мер, в том числе и с применением сертифицированных средств, средств шифрования и других видов спецсвязи;
  • уточняются условия доступа граждан к госсекретам;
  • назначение на должность, связанную с необходимостью иметь доступ к государственным секретам, без предоставления доступа признается недопустимым; допуск к госсекретам предоставлять со дня назначения или избрания на должность.
  • при отказе к допуску к госсекретам следует принимать это действие, как препятствие для продолжения работы;
  • граждане, которым предоставлен допуск к государственным секретам, не имеют право получить документы на право льгот и преимуществ от иностранных государств, в том числе и в связи с религиозными или политическими связями, национальной принадлежностью, а также пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не предусмотрено международными договорами.

Также Закон «О государственных секретах» будет дополнен определением термина «средства шифрованной, других видов специальной связи».

Согласно дополнениям на госорган, который занимается защитой госсекретов, будут возложены новые обязанности:

  • определение порядка аттестации руководителей, которые несут ответственность за обеспечение защиты государственных секретов, если это не определено Законом;
  • делегирование органам госбезопасности в соответствии с их полномочиями проведение проверочных мероприятия в государственных органах и в других организациях.
  • координация применения госорганами и иными организациями средств шифрования и других видов спецсвязи, а также контроль за использованием этих средств.
2295 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме