Вы на портале

Как оформить нового работника на время передачи ему дел от основного работника?

Бухгалтер уходит в отпуск по беременности и родам. Наниматель хочет взять нового бухгалтера, но оформить так, чтобы 4 дня два бухгалтера работали вместе. Как правильно оформить и оплатить эти 4 дня новому бухгалтеру?

Обновлено
Сидоренко Анна
Сидоренко Анна

Специалист в области трудового права

2419 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопрос:

 Бухгалтер уходит в отпуск по беременности и родам. Наниматель хочет взять нового бухгалтера, но оформить так, чтобы 4 дня два бухгалтера работали вместе. Как правильно оформить и оплатить эти 4 дня новому бухгалтеру?

Ответ:

Можно заключить с ним срочный договор как с временным работником и произвести оплату согласно должностному окладу или заключить договор подряда (возмездного оказания услуг), в котором предусмотреть стоимость работ (услуг).

В данной ситуации возможно несколько вариантов оформления и, соответственно, оплаты работы нового бухгалтера.

Решение № 1: с новым бухгалтером, как временным работником, можно заключить срочный трудовой договор (пп. 2–5 части первой ст. 17 ТК).

В связи с тем, что срок заключения контрактов не может быть менее одного года (п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»), а срок трудового договора с временным работником не может составлять более двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), — четырех месяцев (часть первая ст. 292 ТК), контракты с временными работниками заключаться не могут.

Привлечение временных работников возможно, например, в следующих ситуациях:

  • штатный работник находится в отпуске, в командировке и др., а нанимателю необходимо, чтобы его обязанности в период его отсутствия выполнялись;
  • у нанимателя возникает потребность в разовом или кратковременном выполнении каких-либо работ, а специалиста соответствующей квалификации в штате организации нет и принимать его на постоянную работу не имеет смысла.

Для приобретения работником статуса временного необходимо одновременное наличие двух условий:

  1. срок трудового договора с работником должен быть до двух месяцев, а с работником, принятым для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, — до четырех месяцев (часть первая ст. 292 ТК);
  2. трудовой договор должен содержать условие о временном характере работы (часть первая ст. 293 ТК).

Наниматель обязан потребовать у гражданина, принимаемого на временную работу, так же как и у иных работников, документы, предусмотренные частью первой ст. 26 ТК, которые необходимы для заключения трудового договора.

На нанимателе также лежит обязанность при приеме на работу ознакомить временного работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности, а также провести вводный инструктаж по охране труда. Кроме того, наниматель должен ознакомить временного работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (пп. 2–4 части первой ст. 54 ТК).

Что касается оплаты труда, то начисление и выплата заработной платы будут осуществляться за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (оклада), доплат, надбавок и поощрительных выплат, установленных срочным трудовым договором.

Решение № 2: с новым бухгалтером можно заключить гражданско-правовой договор (договор подряда, договор возмездного оказания услуг).

Гражданско-правовые договоры применяются, как правило, для выполнения конкретной работы, направленной на получение конечного результата, и чаще всего для выполнения определенных разовых работ.

По общему правилу на подрядчика (исполнителя) не распространяется действие локальных нормативных правовых актов заказчика. Подрядчик (исполнитель) не подчиняется должностным лицам заказчика, и они не могут давать ему каких-либо обязательных к исполнению указаний, за исключением вопросов соблюдения подрядчиком обязанностей, предусмотренных охраной труда (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»). Подрядчик (исполнитель) сам организует свою работу, сам определяет время начала и окончания ежедневной работы, распределяет время работы и ее продолжительность по своему усмотрению.

Таким образом, заказчик не ведет учет времени работы подрядчика (исполнителя), а также не составляет табель учета рабочего времени. Подрядчику не доплачивают за сверхурочную работу и работу в ночное время, а также в выходные и праздничные дни.

Необходимо отметить, что указание в гражданско-правовом договоре наименования профессий, должностей, указанных в ЕКСД, ЕТКС, будет являться нарушением.

Пример:

Неправильно: «1.1. Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика следующую работу: бухгалтера».
Правильно: «1.1. Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика следующую работу: оформить первичную бухгалтерскую документацию».

К гражданско-правовому договору может быть составлена смета, в которой прописывается стоимость работ (услуг), либо такая сумма или порядок ее расчета могут быть прописаны в самом договоре.

Для подтверждения факта выполнения работ, оказания услуг по гражданско-правовому договору необходимо составление двустороннего акта приема-передачи вещи или объекта интеллектуальной собственности, созданных исполнителем по гражданско-правовому договору, либо акта сдачи-приемки выполненных работ. Акт должен быть подписан исполнителем и заказчиком или надлежащим образом уполномоченными на то лицами. Оформление акта выполненных работ является заключительным действием сторон по оформлению их взаимоотношений. После оформления акта остается лишь выплата вознаграждения в сроки, предусмотренные гражданско-правовым договором.

 

2419 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме