Вы на портале

Как юрист может помочь продать товар в Россию?

Задача: У российских покупателей, которые до этого не работали с Республикой Беларусь, есть сложности в понимании особенностей работы в рамках Евразийского экономического союза (порядок и сроки уплаты ввозного НДС, предоставления заявления о ввозе, статистическое декларирование и т.д.). Из-за страха перед неизвестным российский контрагент зачастую решает отказаться от сделки. Что может сделать юридическая служба, чтобы помочь своим менеджерам не потерять клиента?

Обновлено
Гучек Наталья
Гучек Наталья

заместитель директора ООО «Полиграфические машины»

3894 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Решение: Для начала нужно изучить российское законодательство, которое регулирует импорт в Российской Федерации. Далее — обучить своих менеджеров по продажам, чтобы те в телефонной или личной беседе могли разъяснить российскому клиенту, каковы особенности документооборота, валютного, налогового и таможенного законодательства относительно будущей сделки. И наконец, чтобы клиента не смогли отговорить от покупки его бухгалтеры и юристы, еще на этапе переговоров следует направить его работникам памятки-разъяснения.

Основные нормативные правовые акты:

  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, г. Астана, 2014 г.).
  • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  • Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
  • Налоговый кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  • Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009)

Предлагаем вашему вниманию памятки, которые подойдут покупателям, импортирующим из Республики Беларусь технологическое оборудование.Их достаточно просто использовать как основу для разработки памяток под иной товар.

Памятка 1. Общая схема работы: Республика Беларусь (экспорт) – Российская Федерация (импорт)

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе между странами ЕАЭС отсутствуют таможенные границы, что означает следующее:

  • товары между странами перемещаются свободно, без таможенного оформления;
  • таможенные пошлины не взимаются.

Доказывание убытков и упущенной выгоды: практика РФ. Объясняет д.ю.н., директор юридического института «М-ЛОГОС» Артем Карапетов. Смотрите видео.

Документооборот состоит из следующих этапов:

1. Заключение договора:

  • внешнеэкономический договор (контракт) – оформляет поставщик, подписывают обе стороны;
  • счет на оплату — оформляет поставщик (данный документ составляется по требованию покупателя и не является обязательным).

2. Оплата:

  • платежное поручение — оформляет покупатель;
  • паспорт сделки, если сумма договора выше 50 000 долл. США, — оформляет Покупатель (в обслуживающем банке).

3. Поставка:

  • международная накладная CMR — оформляет поставщик, подписывают поставщик при отправке, перевозчик при принятии груза, покупатель при получении груза;
  • счет-фактура (инвойс) — оформляет и подписывает поставщик;
  • товарно-транспортная накладная ТН-2 — оформляет поставщик, подписывают поставщик при отправке и покупатель при получении груза;

4. Оплата ввозного НДС и подача документов в налоговую не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем поставки товара:

  • платежное поручение по уплате НДС — оформляет и уплачивает покупатель;
  • налоговая декларация по косвенным налогам — оформляет покупатель;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов – оформляет покупатель.

5. Подача статистических сведений через сайт Федеральной таможенной службы edata.customs.ru (небольшая форма, которую необходимо заполнить и отправить не позднее 8-го рабочего дня, следующего за месяцем поставки товара) — оформляет покупатель.

Памятка 2. Уплата НДС при ввозе товара из Республики Беларусь

Вопросы уплаты НДС при ввозе товара из стран Евразийского союза (а это Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) регулируются Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, г. Астана, 2014 г.).

Текст Протокола можно посмотреть по короткой ссылке 

Обратите внимание! НДС при ввозе товаров обязаны уплачивать все импортеры независимо от того, является ли импортер плательщиком НДС при реализации товаров на территории России или он применяет специальные режимы налогообложения без уплаты НДС.

Общее правило: поставщик продает покупателю товар по ставке НДС 0%, а покупатель уплачивает НДС при ввозе по ставке 18% от стоимости товара в свой налоговый орган.

Исключение: не уплачивается ввозной НДС по товарам, которые попадают под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

Схематично уплата НДС резидентом Российской Федерации при ввозе товаров из Республики Беларусь выглядит следующим образом:

1. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товара, необходимо:

  • уплатить НДС по ставке 18 % от стоимости ввезенного товара в свою инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС);
  • если есть переплата по НДС, в том числе по НДС по реализации, ее можно зачесть в счет уплаты ввозного НДС;
  • заполнить и подать в ИФНС налоговую декларацию по косвенным налогам;
  • заполнить и подать в ИФНС заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов вместе с комплектом документов по сделке (договор, CMR, накладная ТН-2, счет-фактура (инвойс), выписка со счета и платежное поручение по НДС).

2. Дождаться проставления отметки в ИФНС на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Забрать указанное заявление из налоговой (получить в электронном виде) и выслать его поставщику в двух экземплярах (отправить его реквизиты поставщику на электронную почту, указанную в договоре).

3. Принять к зачету уплаченный НДС в следующем месяце после его уплаты (если покупатель является плательщиком НДС по реализации).

В дополнение к данным памяткам рекомендуем создать образцы заполнения следующих документов:

1. Платежное поручение. Как правило, те клиенты, которые боятся работать с иностранными компаниями, никогда не имели дела (и не хотят иметь) с валютным счетом. И, вероятно, они будут платить вам за товар в российских рублях. Из практики известно, что почти все бухгалтеры в первый раз испытывают трудности, заполняя платежное поручение в российских рублях при оплате за границу. Существует особенность его оформления:

  • в поле «Получатель» и в полях, относящихся к получателю, указываются обслуживающий банк поставщика и его корреспондентский счет в российском банке, а ИНН заполняется нулями;
  • в поле «Банк получателя» и в полях, относящихся к банку получателя, указываются российский банк-корреспондент банка поставщика, его корреспондентский счет и БИК;
  • в поле «Назначение платежа» указываются наименование организации-поставщика, счет поставщика и СВИФТ банка поставщика. Также там указываются код валютной операции и документ, являющийся основанием для платежа (договор).

Если же покупатель будет платить с валютного счета, то порядок заполнения платежного поручения не имеет таких особенностей, там все достаточно понятно. Однако все равно запаситесь образцом и валютной платежки (эти образцы проще всего попросить у клиентов, которые ранее уже отправляли денежные средства поставщику). Нередки случаи, когда в небольших организациях платежами занимается сам директор. Подобного рода образцы платежных поручений сильно повысят лояльность к компании-поставщику.

2. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. С этим документом связано много ошибок, и часто ИФНС с первого раза не принимает данный документ по причине неверного заполнения. Образец заполнения существенно упростит задачу покупателю, а также ускорит процесс получения данного заявления с отметкой ИФНС.

Можно также подготовить образцы оформления платежного поручения по уплате НДС и налоговую декларацию по косвенным налогам (данные документы несложны в заполнении).

Указанные образцы рекомендуем предоставлять покупателям еще на стадии переговоров, что поможет им еще больше поверить в компетентность поставщика и вызовет желание сотрудничать.


3894 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме