Вы на портале

Ключевые вопросы применения ветеринарно-санитарных мер в ЕАЭС

В государствах — членах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) правовое регулирование осуществляется на уровне международных соглашений, документов ЕАЭС, национального законодательства и даже некоторых правовых норм Советского Союза. Таким образом, на практике имеется многообразие правовых норм различной иерархии и юридической силы.

Обновлено
Калинин Александр
Калинин Александр

юридический менеджер управляющей компании «Ретал Индастриз Лимитед» (Республика Кипр)

3504 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Между тем с развитием нормативно-правовой базы ЕАЭС происходит постепенное замещение национальных норм наднациональными правовыми актами, направленными на унификацию предъявляемых требований.

Сейчас мы переживаем этап перестройки нормативной базы, формирования правоприменительной и судебной практики. В этой связи юристу любой компании, вовлеченной в процесс, нельзя оставлять без внимания вопросы оборота подконтрольной продукции.

Правовое регулирование

Важнейшим документом в указанной сфере является Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (далее — Решение). Любое лицо, осуществляющее производство, продажу, хранение, транспортировку, должно знать и соблюдать установленные Решением требования в полном объеме. Таким образом, Решение является документом прямого действия, регулирующим принципиальные вопросы ветеринарного контроля и устанавливающим требования к поднадзорным товарам. Данным Решением был утвержден пакет нормативных актов в ЕАЭС, регулирующих отношения в сфере ветеринарного контроля (надзора):

Справочно:

Согласно данным Аналитического отчета «Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза за январь — декабрь 2015 г.», опубликованного Евразийской экономической комиссией, доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составляет 15,2 % объема в товарной структуре взаимной торговли государств — членов ЕАЭС, из которых 56 % приходится на Республику Беларусь и 34,7 % — на Российскую Федерацию.

Следует иметь в виду, что помимо Решения существует множество других норм в данной и смежных отраслях, которые необходимо применять. В частности, требования гармонизированных технических регламентов Евразийской экономической комиссии, которыми устанавливаются, в свою очередь, требования в том числе к качеству и безопасности продукции, подлежащей ветеринарному надзору и контролю (с текстами регламентов можно ознакомиться по короткой ссылке http://bit.ly/2gEZXaT), и некоторые национальные нормы государств — участников Евразийского экономического союза (Закон Республики Беларусь от 02.07.2010 № 161-З «О ветеринарной деятельности», Закон Республики Казахстан от 10.07.2002 № 339 «О ветеринарии» и т.д.).

В то же время, к сожалению, имеют место некоторое дублирование и противоречия между национальными актами и Решением ЕАЭС, так как на уровне стран-участниц работа по ревизии и гармонизации ранее принятых локальных нормативных документов не завершена.

На практике имеют место некоторое дублирование и противоречия между национальными актами и Решением ЕАЭС, так как на уровне стран-участниц работа по ревизии и гармонизации ранее принятых локальных нормативных документов не завершена.

Поскольку юристам предприятий в первую очередь интересна практика применения нормативных правовых актов, то необходимо рассмотреть принципиальные положения Решения с учетом их проецирования на бизнес-операции. Функционально этот объемный документ можно разделить на следующие блоки: перечни подконтрольных товаров и определения; проверочные (контрольные) процедуры; документация на подконтрольный товар.

Подконтрольные товары

Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), состоит из сотен позиций, разграниченных по кодам ТН ВЭД и наименованиям товаров. Перечень включает рыбу (рыба, моллюски), товары животного происхождения (мясо, мясопродукты, колбасы и т.д.) и продукцию животного происхождения (яйца, масло, сыр, молоко, мед, желатин, шкуры и т.д.), продукцию растениеводства (зерно, мука и т.д.), фармацевтическую продукцию (для применения в ветеринарии), а также многие позиции, по которым необходимость контроля для лиц, не являющихся специалистами в области ветеринарии, неочевидна, например, бывшее в употреблении оборудование для перевозки, разведения животных и сырья. Это, пожалуй, самый часто изменяемый и вызывающий наибольшее количество дискуссий из всех утвержденных Решением документов. Участникам внешнеэкономической деятельности рекомендуется ознакомиться с перечнем поднадзорной продукции перед вступлением в соответствующие отношения, в противном случае существует риск несоблюдения требований при ее обороте.

Рекомендация:

Участникам внешнеэкономической деятельности рекомендуется ознакомиться с перечнем поднадзорной продукции, в противном случае существует риск несоблюдения требований при ее обороте.

Проверочные процедуры

Соглашением стран — участниц ЕАЭС устанавливаются правила ввоза, вывоза, транзита подкарантинной продукции, формы контроля (документарный, физический, лабораторный), права и обязанности сотрудников надзорных ведомств, перечень предоставляемых документов, особенности контроля за различными категориями поднадзорной продукции и товарами, перевозимыми различными видами транспорта.

Ввоз, вывоз, транзит подконтрольных товаров по таможенной территории ЕАЭС осуществляется при наличии соответствующего разрешения на ввоз, выданного государством — членом ЕАЭС. Разрешения выдаются в форме электронных документов с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анализ документов и информации, представляемых заявителем, или, по просьбе заявителя, на бумажном носителе. Срок действия такого разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении на ввоз. Получать данное разрешение необходимо для законного перемещения животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, кроме некоторых исключений, таких как кормовые добавки и корма для кошек и собак, прошедшие термическую обработку, в потребительской упаковке (расфасованные для розничной продажи), чучела животных (при условии представления документов, подтверждающих их приобретение в розничной сети), собаки и кошки, перевозимые владельцами для личного пользования в количестве не более двух голов в сопровождении надлежащим образом оформленного международного паспорта, и др.

Выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Реестре организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку, транспортировку и хранение товаров, перемещаемых с территории одной стороны ЕАЭС на территорию другой стороны (далее — Реестр предприятий ЕАЭС).

В соответствии с Решением перемещение подконтрольных товаров с территории одной стороны на территорию другой стороны разрешается организациям и лицам, осуществляющим производство, переработку, транспортировку и (или) хранение подконтрольных товаров, включенным в Реестр предприятий ЕАЭС. С реестрами предприятий ЕАЭС можно ознакомиться на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (короткая ссылка — http://bit.ly/2hnIylQ). Обновление и редактирование данных Реестра предприятий ЕАЭС производится регулярно. Проверить наличие необходимых документов и регистраций контрагента можно также в государственной информационной системе Российской Федерации ( http://vetrf.ru) в разделе «Системы», подраздел «Цербер». В настоящее время подача заявлений о регистрации и добавление сведений о компании, видах ее деятельности производятся в электронной форме. Доступ к системе «Цербер», а также системе «Аргус», которая используется для оформления разрешений и контроля перемещений поднадзорных грузов через государственную границу Российской Федерации и границу Таможенного союза, электронной сертификации поднадзорной продукции, контроля перемещения продукции по территории Российской Федерации и Таможенного союза, предоставляется путем подачи заявки с использованием системы «Ветис.Паспорт».

Документация на подконтрольный товар

Базовым документом в системе контроля является ветеринарный сертификат. В ЕАЭС утверждены следующие типы форм ветеринарных сертификатов:

  • на техническое сырье, корма и прочие изделия;
  • на живых животных;
  • на продукцию животного происхождения, за исключением готовой молочной, рыбной масложировой продукции, и, собственно, на готовую молочную, рыбную, масложировую продукцию. По своей сути это паспорт продукта и достаточно информативный документ, содержащий в том числе информацию о самом товаре, его производителе, составе и условиях обращения с данным товаром. Сертификаты различаются по содержащейся в них информации и для наглядности — по цвету, имеют степени защиты и подписываются уполномоченными лицами ветеринарных служб. Данные документы выдаются после реализации предусмотренных законодательством процедур национальными ветеринарными службами стран — участниц ЕАЭС. Кроме основного документа — ветеринарного сертификата, которым должна сопровождаться любая поставка поднадзорной продукции, утверждены ветеринарный паспорт (на спортивных лошадей, собак, кошек), акт о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, акт возврата, журналы учета.

Последствия несоблюдения ветеринарных норм

Ответственность за нарушение установленных ветеринарных норм предусматривается локальным законодательством государства-члена, на территории которого выявлено нарушение. Поскольку нарушение ветеринарных норм и правил приводит или может привести к тяжким последствиям в виде эпидемий, эпизоотий, причинению вреда здоровью или даже гибели людей, практически во всех странах законодательством установлены серьезные меры ответственности. В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, в зависимости от тяжести последствий и размера причиненного ущерба оно может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

В Республике Беларусь ответственность предусмотрена ст. 15.38 КоАП, ст. 284 УК, а в России — ст. 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил) и ст. 294 УК РФ. Интересен тот факт, что ответственность за нарушения, предусмотренные законодательством обеих стран, схожа, однако в Республике Беларусь в ст. 15.38 КоАП прямо указано, что можно ограничиться предупреждением. В России для вынесения предупреждения придется специально доказывать, что административное правонарушение совершено впервые, а вреда или угрозы возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба нет. Кроме того, лица, пострадавшие от неправомерных действий нарушителя установленных норм, вправе предъявить гражданско-правовой иск с целью возмещения причиненного нарушением вреда.

Участникам гражданского оборота, поставляющим продукцию на экспорт, также нужно учесть, что отгрузка ими товаров, не соответствующих требованиям нормативной документации или не имеющих надлежащих ветеринарных сертификатов, помимо штрафа может повлечь изъятие и уничтожение таких товаров. В соответствии с подп. 3.7 п. 3 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением, подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри ЕАЭС с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов государства-члена и компетентными органами стран-экспортеров. Данное положение дополняется нормами законодательства Российской Федерации, вернее, даже СССР (Ветеринарно-санитарные правила перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождении автомобильным транспортом, утвержденные Государственным агропромышленным комитетом СССР от 30.01.1986 № 432-5), согласно которым оформлять ветеринарные документы должен грузоотправитель, а перевозчик не должен принимать к перевозке поднадзорные грузы в отсутствие ветеринарных сертификатов под риском привлечения к ответственности. Также перевозчик, даже если он является резидентом другого государства, обязан в полной мере соблюдать требования законодательства страны нахождения, если международными либо межгосударственными соглашениями не установлено иное. Нарушение ветеринарных правил экспортером, повлекшее штраф и (или) убытки экспортера или перевозчика, может повлечь, соответственно, регрессный иск от пострадавшего лица. Споры между хозяйствующими субъектами о взыскании убытков по причине непредоставления ветеринарных документов нередки. При этом если доказательств представления документов нет, а убытки доказаны, суды их реально взыскивают (например, решение Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ от 21.08.2013 по делу № 176/2012).

Если действия (бездействие) государственных ветеринарных служб неправомерны, убытки, причиненные в этой связи, также подлежат возмещению. В качестве убытков может рассматриваться плата за простой автотранспорта, неустойки и штрафы со стороны контрагентов, стоимость испорченного товара и т.д. Хотя данная категория не так обширна, но существует несколько интересных для участников рынка судебных актов. Например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.04.2013 по делу № А51-10656/2012, в соответствии с которым на Россельхознадзор вследствие незаконного бездействия по своевременной выдаче сертификата на ввезенный груз были возложены затраты, связанные с хранением и дополнительной транспортировкой данного груза; постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2014 по делу № А51-21216/2013 о возмещении оплаты простоя судна также в связи с задержкой выдачи ветеринарного сертификата; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2008 по делу № А66-2794/2007 о взыскании стоимости незаконного утилизированного товара и, что важно, упущенной выгоды.

Судебная практика по рассматриваемому нами вопросу в национальных юрисдикциях состоит в основном из решений судов по делам о привлечении к ответственности за нарушение установленных норм или об оспаривании привлечения к административной ответственности. Решения активно используются судами в делах об административных правонарушениях как в отношении импортеров, так и в отношении лиц на внутреннем рынке своих стран. Следует отметить, что подавляющее большинство дел о привлечении к ответственности за нарушение предписаний, установленных Решением, разрешаются не в пользу привлекаемых к ответственности лиц. Объективный состав правонарушения, как правило, понятен и неоспорим: например, не представлен ветеринарный сертификат установленного образца или лицо, осуществляющее производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, перемещаемых с территории одного государства, не внесено в реестр предприятий Таможенного союза (АИС «Цербер»). При таких обстоятельствах, в отсутствие существенных процессуальных нарушений со стороны уполномоченного органа государственной власти, остается ходатайствовать о наложении взыскания в форме предупреждения, что получается у нарушителей крайне редко, или же доказывать малозначительность проступка, что также мало кому удается сделать по данной категории дел.

Суд Евразийского экономического сообщества в рамках своей компетенции пока, к сожалению, не рассматривал дела по интересующему нас вопросу. Однако, принимая во внимание количество споров в национальных судах и актуальность проблемы, можно предполагать скорое формирование практики и в сфере применения ветеринарно-санитарных мер.

Практические рекомендации субъектам хозяйствования, осуществляющим реализацию/приобретение продовольственных товаров или сельскохозяйственного сырья в рамках ЕАЭС:

  • ознакомиться с Перечнем продукции, подлежащей ветеринарному контролю;
  • отслеживать изменения в Перечне перед каждой поставкой;
  • регулярно осуществлять мониторинг реестров автоматизированных информационных систем учреждений ветеринарии, таких как АИС «Цербер», АИС «Аргус» и т.д.;
  • изучить соответствующие технические регламенты и ветеринарно-санитарные правила;
  • указывать в договорах, что продукция должна соответствовать нормативной документации, а при ее производстве, хранении, транспортировке данные требования должны соблюдаться в полном объеме;
  • следить за публикациями на сайтах уполномоченных ведомств на предмет введения карантина в отношении определенной продукции или продукции, происходящей с определенных территорий;
  • предусматривать в тексте договоров на поставку поднадзорной продукции обязательства предоставить документацию на товар (ветеринарные сертификаты (если необходимо)),
    а также прописывать ответственность за ее непредоставление.
3504 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№1, январь 2017
3482