Вы на портале

Налоговые преференции в рамках проектов международной технической помощи

В последние годы нередко можно встретить упоминания о проектах международной технической помощи, которые направлены на решение самых разных задач, включая повышение эффективности государственного управления, оптимизацию использования природных ресурсов, охрану окружающей среды. Бюджеты этих проектов могут исчисляться миллионами долларов США. Распространена ситуация, когда в рамках реализации данных проектов приобретаются различные товары, работы и услуги у белорусских субъектов хозяйствования. Особенностью рассматриваемой сферы является предусмотренное законодательством по ряду налогов и объектов освобождение от налогообложения.

Обновлено
3525 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Указом Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее — Указ № 460) предусмотрено, что международная техническая помощь (далее — МТП) может предоставляться в различных формах. При этом Указом установлены значительные налоговые преференции, для применения которых получателям МТП, а равно субъектам хозяйствования, реализующим товары, работы и услуги в целях использования таковых по проектам МТП, важно выполнять определенные условия. Как показывает практика, сегодня нельзя говорить о наличии единообразного понимания и четких подходов по данному вопросу. Рассмотрим ситуацию, когда проект МТП реализуется за счет предоставления донором денежных средств.

В силу абзаца четвертого подп. 1.3 п. 1 Указа № 460 не признаются объектом налогообложения по НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) МТП и (или) получателем МТП для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) МТП. Исходя из положений Указа № 460 эта и другие преференции носят не персональный, а универсальный характер, поскольку предоставлены Указом в отношении всех зарегистрированных проектов.

Обороты по реализации товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) для осуществления проекта МТП, не признаются объектами налогообложения по НДС.

Документы, необходимые для применения преференций

Согласно п. 1.5-1 Указа № 460 для применения вышеупомянутого положения необходимо представить в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет (далее — инспекция МНС) документы, подтверждающие поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь либо ввоз товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств — членов Таможенного союза для использования в целях, определенных проектом (программой) МТП.

Как следует из опубликованного письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.09.2015 № 2-1-10/1338-1 «О налогообложении НДС международной технической помощи», документами, подтверждающими поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг), являются договор (контракт) либо иной документ, содержащий ссылку на зарегистрированный в установленном порядке проект МТП. При этом законодательство не ограничивает форму договора или иного документа, по которому фактически осуществляется передача товаров (работ, услуг) получателю МТП.

Справка

МТП — это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой донорами МТП для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров, а также в форме организации семинаров, конференций и прочих мероприятий. Донорами МТП, как правило, выступают иностранные государства или международные организации.
Одним из наиболее значимых для Республики Беларусь доноров МТП является Европейский союз. Хотя по определению МТП предоставляется государству, однако на практике непосредственными получателями МТП выступают как государственные, так и негосударственные организации, которые реализуют мероприятия проекта МТП. При этом большинство проектов подразумевают приобретение получателем МТП за предоставленные донором денежные средства тех или иных материальных благ. Например, обратившись к информации о реализованных проектах МТП на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, можно видеть широкий спектр направлений расходования средств МТП — приобретение различного оборудования, включая сложное и высокотехнологичное, оплата экспертных услуг и исследований, проведение мероприятий с арендой соответствующих площадей, издание информационных материалов, работы по переработке отходов, созданию и реконструкции сооружений и пр.

Важно подчеркнуть, что Указ № 460 не называет других условий для применения освобождения от НДС и не предусматривает, что иными нормативными правовыми актами могут быть установлены дополнительные требования. Вместе с тем анализ законодательства свидетельствует о том, что круг документов, необходимых для представления в налоговый орган, не исчерпывается упомянутыми выше. Так, п. 42 Положения о порядке подготовки, рассмотрения, одобрения и регистрации проектов (программ) МТП <…>, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2003 № 1522 (далее — Положение № 1522), предусматривает, что в инспекцию МНС предоставляются также копии перечня получателя МТП и (или) поставщика и копия зарегистрированного Министерством экономики проекта. Полагаем, что в данном случае речь идет о копии проекта МТП и копии Перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов МТП (далее — Перечень).

Причем на практике именно совокупность всех упомянутых документов рассматривается налоговыми органами в качестве обязательных для применения преференций. Такой подход усматривается в том числе из ранее названного письма МНС. Отметим, что возможность установления Советом Министров Республики Беларусь дополнительных условий в виде расширения списка требуемых документов для применения налоговых преференций не бесспорна, поскольку Указом № 460 соответствующих полномочий Совету Министров не предоставлялось. Тем не менее нормы п. 42 Положения № 1522 действуют, поэтому указанные в нем документы, в том числе Перечень, надлежит предоставить.

Содержание Перечня

Если с документами, подтверждающими поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), в качестве которых представляются соответствующие договоры со ссылкой на проект МТП, особых проблем возникать не должно, то содержание Перечня, который составляется и вносится для одобрения в Министерство экономики Республики Беларусь, вызывает вопросы. На практике встречается мнение, что в случае предоставления МТП в виде денежных средств необходимо указывать в Перечне количество и стоимость товаров, работ и услуг, которые будут самостоятельно приобретаться получателем в Республике Беларусь в рамках соответствующего проекта МТП. При таком подходе подготовка Перечня крайне затруднительна в силу невозможности прогнозировать все направления расходов, количество материальных ценностей, изменение их стоимости, колебание курсов валют и прочие факторы. Поэтому важно определить, действительно ли законодательство требует такой детализации сведений в Перечне.

К сведению

В силу подп. 1.3 п. 1 Указа № 460 не признаются объектом налогообложения по налогу на прибыль денежные средства, в том числе в иностранной валюте, полученные в качестве МТП. Для применения этой преференции, в отличие от преференции по НДС, Указ № 460 не устанавливает обязанности представления каких-либо документов. Таким образом, вся сумма денежных средств, поступившая в качестве МТП, указанная в зарегистрированном Перечне, не признается объектом налогообложения по налогу на прибыль независимо от детализации в Перечне статей расходования таких денежных средств.

Отметим, что Указ № 460 не устанавливает конкретных требований к содержанию Перечня. Согласно п. 28 Положения № 1522 Перечень является документом, подтверждающим отнесение товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг к товарам (имуществу, в том числе денежным средствам), работам и услугам, предоставляемым для осуществления проекта МТП. Из приведенной нормы следует, что Перечень подтверждает отнесение определенных материальных благ к материальным благам, предоставляемым для осуществления проекта МТП.

В подп. 1.1 п. 1 Указа № 460 определено, что проект (программа) МТП — это документ, предусматривающий комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами МТП денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг. Это значит, что реализация проекта МТП обеспечивается за счет предоставления донором материальных благ — денежных средств, товаров, работ, услуг. Поэтому нужно разделять товары (работы, услуги), предоставленные для реализации проекта МТП, и товары (работы, услуги), приобретенные за счет предоставленных донором денежных средств.

Таким образом, полагаем, что если в качестве МТП донором предоставляются товары (работы, услуги), то в Перечне отражаются их количественные и стоимостные характеристики. Если же проект МТП реализуется за счет предоставленных донором денежных средств, то в Перечне указываются соответствующая их сумма и валюта. В этом случае на основании п. 28 Положения № 1522 Перечень является документом, подтверждающим отнесение денежных средств к денежным средствам, предоставляемым для осуществления проекта МТП. Расходование таких средств производится в соответствии с целями и задачами проекта. При этом ни Указ № 460, ни Положение № 1522, ни форма Перечня, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.05.2010 № 82, не требуют указания в Перечне конкретных направлений расходования полученных от донора денежных средств либо стоимости и объема товаров (работ, услуг), которые будут в последующем приобретаться получателем МТП.

Если проект МТП реализуется за счет предоставленных донором денежных средств, то в Перечне должны указываться сумма и валюта предоставленных средств.

Таким образом, исходя из подп. 1.5-1 п. 1 Указа № 460 в случае предоставления МТП в виде денежных средств и последующего приобретения получателем за такие денежные средства товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь право на применение преференций по НДС подтверждается путем сопоставления налоговым органом соответствующих расходов получателя МТП (согласно документам о приобретении товаров, работ, услуг) с целями и задачами, указанными в проекте МТП. Содержание Перечня в этом случае не является условием применения налоговых преференций.

Во сколько оценивается потребность Беларуси в МТП?

Согласно Национальной программе международного технического сотрудничества на 2012–2016 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.2012 № 411, общий объем текущих и перспективных потребностей Республики Беларусь в международной технической помощи на период 2012–2016 гг. оценивался свыше 400 млн долл. США. На будущее планы могут быть еще более амбициозными.
Надежду на воплощение таких планов в жизнь дает состоявшееся 6–7 апреля 2016 г. в Брюсселе первое заседание «Координационной группы Беларусь — ЕС», где нашу страну представляла заместитель Министра иностранных дел Елена Купчина. В ходе мероприятия стороны детально обсудили в том числе вопросы сотрудничества в сфере технической помощи. Вне всяких сомнений, любое внешнее финансирование, поступающее в республику и расходуемое на оплату товаров, работ, услуг отечественных субъектов предпринимательства, открывает дополнительные возможности для бизнеса.
Рост объемов международной технической помощи во многом будет определяться тем, сможет ли государство в лице соответствующих государственных органов обеспечить понятное правовое регулирование и предсказуемую практику.

3525 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме