Вы на портале

Новый порядок определения доминирующего положения субъектов и ведения соответствующего реестра (комментарий к постановлениям Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 № 23 и № 24)

Порядок ведения реестра не претерпел принципиальных изменений. Определение доли на рынке по-прежнему остается достаточно оценочным процессом. Министерством экономики Республики Беларусь 20 марта 2015 г. приняты постановления № 23 и № 24, утвердившие соответственно Положение о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Положение), и Инструкцию о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее — Инструкция). Постановления вступили в силу 17 и 16 апреля 2015 г. соответственно. Принятие документов вызвано в первую очередь необходимостью приведения ранее действовавших актов в соответствие с Законом Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон).

Обновлено
Педо Екатерина
Педо Екатерина

руководитель практики корпоративного и антимонопольного права, адвокат АБ «Ревера»

1727 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ведение Государственного реестра

Несмотря на то что Положением прямо пре-дусмотрено, что доминирование субъекта хозяйствования может осуществляться по товарной позиции, то есть по конкретному товару, действие Положения распространяется также на субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынке услуг (работ).

Уточнена цель формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках: антимонопольным органом будет осуществляться контроль за объемом производства, уровнем цен (тарифов), иными показателями деятельности.

Как и ранее, субъект хозяйствования может занимать доминирующее положение не только на республиканском, но и на местном (областном, г. Минска) товарном рынке. В этой связи Государственный реестр построен по двухуровневому принципу.

Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра являются утрата доминирующего положения на товарном рынке, ликвидация (прекращение деятельности).

Определение доминирующего положения

Согласно части второй ст. 5 Закона доминирующим по общему правилу признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 % и более или менее 35 %, если доминирующее положение установлено антимонопольным органом исходя из возможности субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние. Соответственно, оценка положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и отнесение его к числу доминирующих осуществляются антимонопольным органом на основании проведенного анализа.

Инструкция предусматривает случаи установления антимонопольным органом доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Такие случаи изменены и скорректированы с учетом функциональных обязанностей департамента и управлений на местах:

  • проведение анализа и оценки состояния товарных рынков;
  • рассмотрение обращений (предложений, заявлений, жалоб) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам;
  • осуществление функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, государственными органами, а также физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам.

Инструкцией изменены подходы к расчету доли хозяйствующих субъектов на товарных рынках в зависимости от основного вида осуществляемой деятельности. Например, ранее в соответствии с п. 15 Инструкции по определению доминирующего положения хозяйству-ющих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 № 229, для хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) оптовой торговли показатель, характеризующий доминирующее положение, рассчитывался как отношение поставок товаров данного хозяйствующего субъекта к общему объему реализации в розничной торговле и общественном питании в пределах установленных географических границ рынка. В связи с тем, что достаточно большой объем товара, реализуемого оптом, не предназначен для реализации в общественном питании и рознице, на практике субъекты хозяйствования сталкивались с затруднениями при расчете своих показателей. В настоящее время данная неточность устранена: согласно части четвертой п. 10 Инструкции для хозяйствующего субъекта оптовой торговли доля рассчитывается как отношение объема оптового товарооборота данного субъекта к общему объему оптового товарооборота в пределах установленных географических границ товарного рынка.

Следует отметить, что новая Инструкция, как и ранее действовавшая, в целом не облегчила задачу по определению доли субъекта на товарном рынке. Для корректного определения соответствующего показателя следует проводить комплексный анализ, который должен основываться не только на статистических данных, предоставленных Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и самим субъектом, но и на различных экономических методах оценки и анализа. Знание размера своей доли на товарном рынке, безусловно, необходимо, поскольку позволяет субъекту хозяйствования спрогнозировать возможность применения к нему мер регулирования со стороны антимонопольного органа, применяемых к субъектам, занимающим доминирующее положение.

1727 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№3, март 2015
3544