Вы на портале

Трансфертные цены — «мина замедленного действия» по налогу на прибыль

С 1 января 2015 г. претерпели серьезные изменения принципы определения цен на товары (работы, услуги) налоговыми органами для целей налогообложения при реализации недвижимого имущества, товаров (работ, услуг), в том числе в условиях трансфертного ценообразования. Налоговые органы в случае отклонения цены сделки от рыночной цены в размере большем, чем предусмотрено законодательством, вправе доначислить налог на прибыль. Основные вопросы статьи: в каких случаях налоговые органы при проверке налоговой базы по налогу на прибыль сравнивают договорные цены на товары (работы, услуги) с рыночными? из каких источников налоговые органы получают информацию о рыночной цене на товары? какие существуют методы определения рыночной цены?

Обновлено
Буевич Игорь
Буевич Игорь

юрист

2119 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Трансфертные цены являются объектом пристального внимания и контроля фискальных (налоговых) органов государства. Республика Беларусь в этом плане не исключение. Порядок осуществления такого контроля предусмотрен ст. 30-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). В ней указано, что в ходе проверки правильности уплаты плательщиком налога на прибыль налоговый орган вправе провести сравнение цен на товары (работы, услуги) по заключенным плательщиком сделкам с так называемыми рыночными ценами, которые определены этим органом по установленным в статье правилам. Если будет обнаружен «перекос» цен в большую или меньшую сторону, в результате которого выяснится, что плательщик недополучил прибыль, а бюджет — налог на прибыль, этот налог будет доначислен плательщику решением налогового органа исходя из величины рыночных цен.

Сравнение договорных цен на товары (работы, услуги) с рыночными допускается в случаях:

  • реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объект недвижимости на дату его реализации;
  • осуществления сделки (сделок) по внешнеторговой деятельности (в том числе между взаимозависимыми лицами), если цена такой сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 1 млрд бел. руб. и при этом отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на дату реализации или приобретения товара (работы, услуги).

Цена на товар (работу, услугу) определяется на дату его реализации или приобретения.

Для целей налогообложения в рассматриваемом случае рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

Сопоставимость экономических условий определяется исходя из таких условий сделки, как объем поставляемых товаров (работ, услуг), их качественные характеристики, сроки исполнения обязательств, условия платежа, условия поставки, курс иностранной валюты и т.п.

Информация о рыночных ценах

В случае возникновения сомнения в обоснованности цены на товар (работу, услугу), указанной плательщиком в заключенном договоре, налоговый орган в первую очередь предпринимает действия по выявлению нормативных и иных документов, в соответствии с которыми регулируется ее величина. Так, если цена на товар (работу, услугу) установлена законодательством Республики Беларусь или иностранного государства, то именно она и берется за основу.

Рыночной ценой для цели исчисления налога на прибыль признается цена:

  • регулируемая законодательством Республики Беларусь или иностранного государства посредством согласования формулы ее определения, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений по рентабельности или прибыли;
  • указанная в предписании антимонопольного органа;
  • сложившаяся по результатам биржевых торгов или аукциона, проведенных в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранного государства;
  • определенная оценщиком согласно законодательству об оценочной деятельности в случае, когда проведение оценки стоимости товара (работы, услуги) является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранного государства.

Для цели исчисления налога на прибыль налоговый орган может черпать необходимые сведения из следующих источников (в приведенной ниже последовательности):

  1. итоги биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии — однородные) товары, состоявшихся в Республике Беларусь;
  2. статистические данные внешней торговли Республики Беларусь, опубликованные или полученные по запросу налоговым органом от таможенных органов, органов государственной статистики;
  3. итоги биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии — однородные) товары, состоявшихся в иностранных государствах;
  4. содержащие информацию о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках официальные источники информации уполномоченных органов государственного управления Республики Беларусь, иностранных государств или международных организаций, иные опубликованные и (или) общедоступные издания и информационные системы;
  5. ответы компетентных органов иностранных государств на запросы налоговых и иных государственных органов (организаций) Республики Беларусь;
  6. другие сделки, совершенные плательщиком;
  7. данные информационно-ценовых агентств.

При отсутствии или недостаточности этой информации налоговый орган может использовать альтернативные информационные источники. В них могут содержаться, в частности, сведения о рыночной стоимости товаров (работ, услуг), определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Эти источники могут представлять собой в том числе расчет (калькуляцию) стоимости (себестоимости), бухгалтерскую отчетность. Перечень альтернативных источников информации, которыми могут пользоваться налоговые органы, законодательством не ограничен.

Методы определения рыночной цены

После получения необходимой информации о ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) с целью определения налоговой базы по налогу на прибыль налоговый орган применяет методы ее исчисления, предусмотренные в вышеупомянутой ст. 30-1 НК. К ним относятся:

  1. метод сопоставимых рыночных цен;
  2. метод цены последующей реализации;
  3. затратный метод;
  4. метод сопоставимой рентабельности.

В такой последовательности эти методы и подлежат применению.

Метод сопоставимых рыночных цен предусматривает сравнение цены по сделке плательщика с ценами на идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых экономических условиях, находящимися в пределах диапазона рыночных цен. Под диапазоном рыночных цен понимаются две и более рыночные цены, определенные на основе имеющейся информации о ценах в период, за который проводится исследование, или информации на ближайшую дату до совершения анализируемой сделки.

Если цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах диапазона рыночных цен, то такая цена признается соответствующей рыночной цене. Если же при реализации товара (работы, услуги) цена окажется меньше минимального значения диапазона рыночных цен, то налоговый орган будет использовать цену, равную такому минимальному значению. В случае же если цена приобретения товара (работы, услуги) превысит максимальное значение диапазона рыночных цен, за основу будет принята соответственно цена, равная такому максимальному значению.

Методом цены последующей реализации рыночная цена на товар плательщика определяется по такой формуле: цена перепродажи товара покупателем минус его затраты по перепродаже (без учета уплаченной плательщику суммы) и минус обычно получаемая им прибыль.

Затратный метод предполагает определение рыночной цены на товар (работу, услугу), реализованный плательщиком, путем суммирования произведенных плательщиком затрат и обычной для данной деятельности прибыли (рентабельности). При этом учитываются обычные для подобной деятельности затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги), транспортировку, страхование, хранение и иные подобные затраты.

При отсутствии или недостаточности информации, необходимой для использования предыдущих методов, применяется метод сопоставимой рентабельности. Данный метод предполагает сопоставление значений показателей рентабельности по анализируемой сделке плательщика с рыночным диапазоном значений показателей рентабельности, сложившихся при осуществлении сопоставимых сделок или сопоставимой деятельности другого лица. Для определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности используются показатели рентабельности, определяемые по результатам не менее двух сопоставимых сделок (деятельности не менее двух лиц) в аналогичном налоговом периоде.

В заключение отметим, что взаимозависимым лицам, применяющим в своей деятельности трансфертные цены на товары (работы, услуги), следует без излишней суеты и с достаточной осторожностью подходить к определению цен в договорах между ними. Перед подписанием таких договоров далеко не лишним будет предварительно получить информацию о ценах на рынке соответствующего товара (работы, услуги), а затем рассчитать такую цену сделки, которая отвечала бы как целям плательщика, так и интересам государства.

2119 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме