Вы на портале

Закупки при строительстве объектов Белорусской энергетической системы

Обязан ли заказчик проводить процедуры государственных закупок при выборе генподрядных организаций для строительства за счет бюджетных средств объектов Белорусской энергетической системы, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2014 № 683 (далее — Перечень), после 1 января 2016 г.?
Обновлено
Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1985 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопрос

Обязан ли заказчик проводить процедуры государственных закупок при выборе генподрядных организаций для строительства за счет бюджетных средств объектов Белорусской энергетической системы, включенных в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2014 № 683 (далее — Перечень), после 1 января 2016 г.?

Ответ

Да, обязан.

В соответствии с подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ № 591) законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.

Из буквального толкования данной нормы следует, что после 01.01.2016 законодательство о государственных закупках применяется при проведении процедур закупок в строительстве. Иные нормы Указа № 591 при этом не были отменены и продолжают действовать.

Таким образом, в части проведения государственных закупок при строительстве Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) и Указ № 591 по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

Согласно части третьей ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Полномочия на издание Указа № 591 не были предоставлены законом, следовательно, Закон о госзакупках не имеет верховенства в применении перед Указом № 591. Однако, несмотря на это, после публикации разъяснения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве» (далее — Разъяснение) (размещено на сайте Министерства торговли Республики Беларусь по короткой ссылке http://bit.ly/296Tbsy) практика проведения государственных закупок при строительстве пошла по пути применения Закона о госзакупках.

Подпункт 1.6 п. 1 Указа № 591 устанавливает изъятие из применения подп. 1.4 п. 1 Указа № 591 в части обязательности проведения подрядных торгов и торгов как при выборе генеральной проектной организации (генеральной подрядной организации), так и при выборе субподрядных организаций для объектов Белорусской энергетической системы, включенных в Перечень.

Согласно абзацу третьему ст. 1 Закона о госзакупках государственная закупка — это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.

Получателями бюджетных средств, согласно подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, являются бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств.

Из сравнения данного определения с определением термина «заказчик», приведенным в абзаце четвертом ст. 1 Закона о госзакупках, очевидно, что проведение государственных закупок при строительстве осуществляется заказчиком строительства объекта — получателем бюджетных средств, в том числе при выборе генеральной подрядной (проектной) организации. При этом такой заказчик руководствуется Законом о госзакупках.

Из изложенного следует, что при выборе генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации заказчиком по строительству объектов за счет бюджетных средств требуется соблюдение требований Закона о госзакупках, в том числе и в случаях, если заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива.

Вопрос

Обязан ли генподрядчик проводить процедуры государственных закупок при выборе субподрядных организаций из организаций, включенных в Перечень?

Ответ

Нет, не обязан.

Выбор субподрядной организации осуществляется генеральным подрядчиком (генеральным проектировщиком), денежные средства к которому поступают от заказчика (в том числе когда перечисление таких средств осуществляется со счетов казначейства). В этом случае генеральный подрядчик не является получателем бюджетных средств и, соответственно, не должен руководствоваться Законом о госзакупках. Согласно Разъяснению в таком случае действует Указ № 591. То есть при заключении генподрядчиком договоров о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, включенных в Перечень, с субподрядчиками, включенными в Перечень, государственные закупки (по Закону о госзакупках) и подрядные торги (по Указу № 591) проводить не нужно.

Вопрос

Обязан ли генподрядчик проводить процедуры государственных закупок при выборе субподрядных организаций из организаций, не включенных в Перечень?

Ответ

Нет, не обязан.

Генподрядчик при выборе субподрядных организаций из организаций, не включенных в Перечень, не должен проводить процедуры государственных закупок, так как он не является получателем бюджетных средств.

В этом случае проводятся торги в соответствии с Указом № 591 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Вопрос

Является ли обязательным проведение процедур государственных закупок при приобретении за счет бюджетных средств товаров (работ, услуг) для строительства?

Ответ

Да, является.

При закупке товаров для строительства применяются Закон о госзакупках или Указ № 591.

Обратим внимание, что в Перечне указаны только генеральные подрядные организации, субподрядные проектные и строительные организации. Организации — поставщики товаров при строительстве в Перечне отсутствуют.

Отсюда можно сделать следующие выводы:

  • при закупке заказчиком товаров при строительстве объектов, включенных в Перечень, за счет бюджетных средств применяется законодательство о государственных закупках;
  • при закупке генеральным подрядчиком или субподрядными организациями товаров при строительстве объектов, включенных в Перечень, применяются процедуры закупок, предусмотренные Указом № 591.
1985 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме