Здравствуйте!
Уважаемые эксперты, очень прошу высказаться на предмет взыскания с работника (бывшего) материального ущерба, причиненного нанимателю. Работник разбил служебный автомобиль, если вкратце, то фабула такова:
За работником приказом был закреплен служебный автомобиль. Работник, в силу служебных обязанностей вынужден был совершать ежедневные поездки на удаленный объект нанимателя.
Возвращаясь с одной такой поездки работник попал в ДТП, в рабочее время, дело было в декабре. Другие авто в ДТП не участвовали, т.е., со слов работника, его занесло и выбросило в кювет. Сам работник серьезно не пострадал, а вот автомобиль был поврежден значительно.
ГАИ работник не вызвал, нашел знакомого, который помог вытянуть авто и доставил его на работу.
В объяснительной работник сослался на плохие дорожные условия. По запросу нанимателя дорожная служба предоставила информацию о состоянии дорожного покрытия на указанном участке дороги (все отлично, дороги почищены и реагенты внесены....).
Был составлен акт о повреждениях (составила комиссия предприятия), сделаны фото автомобиля сразу, как его доставили. В январе некая частная организация предоставила предварительный расчет стоимости ремонта автомобиля. На этом все. В марте сменился руководитель предприятия и начались разбирательства с ущербом... Автомобиль был сдан в ремонт, который был завершен только в декабре и выставлен счет почти в два раза превышающий первоначальные расчеты.
Работник ущерб, нехотя, признал (хотя устно озвучивал недоумение по поводу такого длительного ремонта и выросших за это время цен на запасные части) и около года выплачивал из заработной платы определенную сумму ежемесячно в порядке возмещения. Потом уволился по соглашению сторон, но при увольнении подписал график добровольного возмещения ущерба и еще около полугода добросовестно ущерб погашал через кассу предприятия.
В момент, когда возмещенная им сумма сравнялась с первоначальной оценкой ущерба (январской), платить перестал. На связь не выходит, письменные уведомления игнорирует.
Кадры на предприятии значительно поменялись, я тоже новичок. Возможно, какие-то документы еще не смогла "откопать", но вкратце ситуация выглядит так.
У меня большие сомнения на предмет вот чего:
- Кто должен был определить ущерб? Страховая компания? В нашем случае это сделала "первая попавшаяся" СТО. И то, эта оценка представлена в виде счета, в котором указаны необходимые работы и материалы (запчасти) подлежащие замене.
- Такое длительное ожидание ремонта...... Вины работника в этом ожидании нет. А за почти год цены в 2020 году на запасные части могли вырасти значительно....
- Как быть с виной работника и с противоправностью его действий? ГАИ никто не вызвал, по какой причине он слетел в кювет - заметы на дороге, превышение скорости и т.д., поди разберись теперь, через три года.... Акт о несчастном случае на производстве не составлялся.
- Какой, хотя бы вкратце, порядок действий нанимателя по подготовке заявления в суд. Какие документы необходимо собрать и, в принципе, насколько это "дело" выигрышное для нанимателя при описанных исходных данных?
- Срок исковой давности? Год с момента, как работник перестал добровольно платить, т.е. наниматель узнал о нарушении своего права на возмещение ущерба? Или год, как наниматель узнал об ущербе?
Буду рада любым мыслям и советам.
Спасибо!