Вы на портале

Bestseller clause: бомба замедленного действия для лицензиата?

Авторское право не стоит на месте: новые времена диктуют новые правила, государства обновляют законодательство, а юристы учатся работать с новыми нормами. Одной из таких новинок стала “оговорка о бестселлере” (также “бестселлерная оговорка” – bestseller clause).

Пархимович Анастасия
Пархимович Анастасия

Консультант Data Privacy Office

2247 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Цель – защита интересов авторов

Бестселлерная оговорка предусматривает право автора на дополнительный “разумный и соразмерный” гонорар в случае, если созданный лицензиатом продукт “выстрелит” и станет бестселлером. Так, если автор романа предоставит кинокомпании лицензию на создание фильма по этому роману, а фильм станет бестселлером с миллионными кассовыми сборами, писатель будет иметь право на дополнительное вознаграждение. Основная цель нормы – защитить интересы авторов, которые вынуждены соглашаться на меньшее вознаграждение, навязываемое крупными компаниями (кинокомпаниями, разработчиками игр и издательствами). 

Оговорка уже действует в Нидерландах и Польше, а также в несколько ограниченном виде – во Франции, Испании, Германии, Венгрии, Бельгии и Чехии. Однако в ближайшее время количество стран, использующих бестселлерную оговорку, увеличится: Директива об авторском праве на Едином цифровом рынке ЕС, вступившая в силу с 6 июня 2019 года, предусматривает обязанность всех членов ЕС внедрить соответствующую норму в течение двух лет.

Теория – серебро, а практика – золото!

Эта история началась не в далекой-далекой галактике, а в соседней Польше в 1997 году. В то время книги Анджея Сапковского об эксцентричном и удалом ведьмаке Геральте из Ривии были уже очень популярны на родине автора. На волне популярности книг можно было ждать появления фильмов, сувениров, игрушек и т.д. Так что неудивительно, что небольшая студия CD Project Red обратилась к писателю с предложением предоставить им права на создание компьютерной игры по мотивам истории о ведьмаке.

Писателю предложили два варианта выплаты вознаграждения: единовременный платеж или роялти. Как потом признавался сам Сапковский, в силы команды он не верил и сомневался в том, что игра будет создана. А если и будет, то вряд ли принесет какой-то существенный доход. Поэтому писатель решил взять деньги сразу.

С момента заключения договора и до выхода первой части игры прошло 10 лет. Через 4 года вышла вторая часть игры, еще через 4 – третья. Каждый раз новый продукт завоевывал все большую аудиторию. Игры принесли студии CD Project Red известность и хорошую прибыль. По состоянию на 2017 год за счет продаж только третьей части игры и дополнений к ней компания разбогатела на 268 миллионов долларов, а общие продажи трех игр серии превысили 25 миллионов экземпляров.

После того, как в законодательство Польши была введена бестселлерная оговорка, Анджей Сапковский обратился к CD Project Red с требованием выплатить ему 16 миллионов долларов. Еще бы: компания-разработчик получает баснословные прибыли, а гонорар писателя составил... 10 тысяч долларов! Впрочем, до суда дело не дошло: в январе 2019 года Сапковский и CD Project Red заключили мировое соглашение и компания выплатила автору книг компенсацию. К сожалению для юристов, ее размер – коммерческая тайна, иначе у нас было бы больше информации о том, что считать “соразмерным” вознаграждением. 

Для писателя и игровой студии спор разрешен, дело уже в прошлом. А для юристов все только начинается…

Бестселлерная оговорка: проблемы и вопросы

Практика применения нормы о защите авторов скудная, норма же сформулирована очень общо. Где могут скрываться проблемы применения оговорки на практике?

  1. сложно определить “бестселлерность” продукта. Насколько большая прибыль будет говорить о том, что продукт – бестселлер? 
  2. на популярность продукта могут влиять многие факторы: маркетинговая стратегия, качество продукта лицензиата, сложившаяся на рынке ситуация, ценовая политика. Как определить вклад именно автора в популярность продукта? Так, компьютерная игра может быть популярна как за счет того литературного источника, на основе которого она создана, так и за счет качества самой игры, которое является заслугой студии-разработчика. Во втором случае право автора на дополнительный гонорар весьма сомнительно;
  3. будет ли оговорка о бестселлере применяться при выплате вознаграждения в виде роялти? Так, автор уже на стадии заключения договора определяет уплачиваемый ему процент. Может ли этот процент быть увеличен по требованию автора и будет ли это справедливо? Ведь автор изначально знал, какую долю он получит, и соглашался на нее. Эта доля – оценка вклада автора в продукт. Увеличивается ли она при переходе продукта в ранг бестселлеров? Маловероятно.

Вопросы поставлены – будем ждать ответов!

2247 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме