Вы на портале

Как убедить суд в малозначительном характере правонарушения

Ситуация: ООО «А» (далее — перевозчик) перевозило товар из Германии в Республику Беларусь. Таможня отправления в качестве места доставки определила зону таможенного контроля на территории грузополучателя. Перевозчик доставил товар грузополучателю, минуя зону таможенного контроля. Через несколько дней грузополучатель обратился в таможню для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенный орган усмотрел в деянии перевозчика признаки административного правонарушения, установленные ч. 2 ст. 14.2 КоАП. По мнению таможни, перевозчик совершил выдачу (передачу) товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа.

Обновлено
Ангельский Владимир
Ангельский Владимир

Кандидат юридических наук, адвокат АБ «РЕВЕРА»

5876 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обстоятельства дела

Перевозчик обязался доставить товар грузополучателю, который имел статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Наличие статуса УЭО дает право грузополучателю иметь на своей территории зону таможенного контроля (ЗТК), размещать в ней товары, обеспечивать проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций. Для этих целей в штате грузополучателя состоят сотрудники, в трудовые обязанности которых входят оформление размещения товара ЗТК и обеспечение завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Справочно. 
Реестр уполномоченных экономических операторов размещается на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Перевозчик доставил товар в пункт таможенного оформления, в котором таможенный орган определил перевозчику в качестве места доставки зону таможенного контроля, находящуюся на территории грузополучателя. При этом в отношении товаров начала действовать таможенная процедура таможенного транзита.

Прибыв на место выгрузки, водитель перевозчика обратился к сотруднику охраны территории грузополучателя с документами, и тот направил его в административное здание. Далее водитель был перенаправлен к работнику грузополучателя. Водитель передал последнему необходимые документы и был проинструктирован о дальнейшем порядке выгрузки товара. Он оформил пропуск на въезд, въехал на территорию грузополучателя, в сопровождении работника грузополучателя прибыл к месту выгрузки. Перед выгрузкой работники грузополучателя удалили средства идентификации, провели лабораторные исследования. Работники грузополучателя составили приходный ордер, проставили отметку о получении товара на товаросопроводительных документах. Через несколько дней сотрудник таможни пригласил перевозчика для получения объяснений и составления протокола об административном правонарушении.

Позиция органа, ведущего административный процесс

Перевозчик доставил товары грузополучателю без заезда в зону таможенного контроля. Сотрудник таможни полагал, что перевозчик до того, как выгружать товар, должен был заехать в зону таможенного контроля, находящуюся на территории грузоотправителя, обратиться с документами к специалисту по таможенному декларированию, а затем только следовать на выгрузку товара.

Выгрузка товара была произведена без завершения таможенной процедуры таможенного транзита, без получения разрешения таможни на выгрузку товара.

Справочно.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы государства — члена Евразийского экономического союза.

Таможня обосновывала свою позицию, ссылаясь на п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 148, ст. 150 ТК ЕАЭС. Из указанных норм следует, что разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замена транспортных средств, перевозящих такие товары, допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Справочно. 
Если операции, предусмотренные п. 1 ст. 148 ТК ЕАЭС, могут быть совершены без удаления наложенных таможенных пломб и печатей либо если таможенные пломбы и печати не наложены, совершение таких операций допускается после уведомления таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, в электронной или письменной форме.

При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись; не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной про-цедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.

Позиция лица, в отношении которого ведется административный процесс

Перевозчик не признавал свою вину, так как полагал, что имеются основания для прекращения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 14.2 КоАП.

Справочно.
Формы представляемых таможенному органу уведомлений о размещении товаров в ЗТК утверждены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31.12.2014 № 62.

Перевозчик не должен был получать разрешение таможенного органа. В протоколе об административном правонарушении не содержалось ссылок на то, какое именно разрешение перевозчик не получил и в соответствии с какой нормой он должен был его получить.

Грузополучатель имел статус УЭО, следовательно, завершение и прекращение действия таможенной процедуры таможенного транзита в описанной ситуации регулируется не общими нормами ТК ЕАЭС (ст. 148 и 150), а специальными — ст. 440 ТК ЕАЭС.

В соответствии с ч. 1 ст. 440 ТК ЕАЭС для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик после доставки товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, обязан представить уполномоченному экономическому оператору сведения о номере транзитной декларации, а также имеющиеся у него транспортные документы.

Справочно.
На момент въезда в ЗТК ведомственных пунктов таможенного оформления производится осмотр транспортного средства с целью установления наличия или отсутствия фактов, указывающих на изменение, удаление, уничтожение или замену средств идентификации. Аналогичные действия обязан произвести УЭО.

Перевозчик выполнил указанную обязанность, передав документы работнику грузополучателя, а грузополучатель свою обязанность по направлению сведений в таможню исполнил с просрочкой в несколько дней. И именно грузополучатель должен был получить разрешение таможенного органа на снятие средств идентификации и только после этого удалять средства идентификации и давать указания на выгрузку товара.

Перевозчик не может нести ответственность за неполучение разрешения таможенного органа, поскольку ТК ЕАЭС получение такого разрешения возлагает именно на грузополучателя.

Перевозчик приводил довод о том, что таможня неверно квалифицировала его деяния, так как если перевозчик разгрузил товар без разрешения таможенного органа, то его следовало привлекать по ст. 14.12 КоАП (проведение операций с товарами без разрешения таможенного органа). Если перевозчик не доставил товар, находящийся под таможенным контролем, в место, установленное таможней, то его следовало привлекать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП. Если перевозчик не представил в установленный срок таможенному органу документы, необходимые для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, то его следовало привлекать по ст. 14.10 КоАП (несоблюдение порядка таможенного транзита).

Кроме того, перевозчик приводил также доводы о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в связи с малозначительностью.

Справочно.
Малозначительным признается деяние, которое содержит признаки правонарушения, но вред от которого незначителен.

Выводы суда

Таможня правильно квалифицировала деяния перевозчика. Норма ст. 440 ТК ЕАЭС не подлежит применению в связи с тем, что товар не был доставлен в зону таможенного контроля.

Суд согласился с перевозчиком в том, что имеются основания для освобождения его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Суд учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, а также то, что перевозчик обеспечил доставку товара в установленный срок грузополучателю, претензий по количеству и качеству товара грузополучатель не имел.

Суд принял во внимание принципы презумпции добросовестности субъекта хозяйствования, необходимости соразмерности наказания характеру совершенного перевозчиком правонарушения и неустановлению в результате его совершения вредных последствий. Данный факт не причинил и по своему содержанию и направленности не мог причинить существенного вреда охраняемым интересам.

Перевозчик, как и таможенный орган, согласился с постановлением суда и не стал обжаловать его. По нашему мнению, причины такой ситуации не в отсутствии соответствующего законодательства и не в сложности его толкования и применения, а в отсутствии правильной организации таможенного оформления. Крупные компании, получив статус УЭО, не всегда надлежащим образом организуют работу на своей территории, в том числе не обозначают зону таможенного контроля.
Проблема первая: зона таможенного контроля и получатель товара находятся по одному и тому же адресу. Перевозчику важно понимать, где границы зоны таможенного контроля. В описанной ситуации водитель перевозчика по внешним признакам не мог понять, что место, в которое работники уполномоченного экономического оператора дали указание выгружать товар, находится не в зоне таможенного контроля.
Проблема вторая: взаимодействие между работниками уполномоченного экономического оператора при доставке товара. В описанной ситуации 6 работников УЭО, производя различные операции с товаром, не знали, что товар не был размещен в зоне таможенного контроля. Специалисты по таможенному декларированию не предполагали, что перевозчик доставил товар и что он находился более 4 часов в транспортном средстве до его выгрузки. Эффективное взаимодействие между работниками уполномоченного экономического оператора позволит не допускать таких ситуаций на практике.

5876 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме