Вы на портале

Преподавание: как растить юриста

Задача повышения качества подготовки юридических кадров сегодня как никогда актуальна. От ее эффективного решения зависит пригодность выпускников к работе в условиях инновационной, цифровой экономики, способность осуществлять правовое сопровождение экономических реформ, проводимых в белорусском обществе.

По этой причине настало время для выработки новой методологической модели преподавания в высшей юридической школе и пересмотра существующих методик преподавания. В качестве примера приведем авторскую методологию преподавания в рамках курса «Хозяйственное право» (апробация в учебном году 2017–2018). Данная методология учитывает особенности восприятия информации и уровень владения гаджетами нынешнего поколения молодежи.


Обновлено
Хватик Юлия
Хватик Юлия

к.ю.н., доцент, директор Центра образовательных технологий Академии управления при Президенте Республики Беларусь

3022 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Одной из наиболее актуальных проблем современной Республики Беларусь является постоянно меняющееся хозяйственное законодательство, требующее от преподавателя знания законодательных новелл, но в еще большей степени – овладения методами обучения студентов самостоятельному поиску нужной им информации.

По нашему мнению, система соответствующего учебного курса должна состоять из модулей и преподаваться с учетом специализации студентов. В дальнейшем эти модули могут послужить основой для разработки спецкурсов, преподаваемых в магистратуре. Например, модуль конкурентного права, права цифровой экономики и т.д.

Важно сосредоточить внимание на выработке у студентов «межотраслевого» и «междисциплинарного» мышления и формировании у них системы знаний об особенностях осуществления хозяйственной деятельности в отдельных отраслях белорусской экономики и специфике отдельных видов хозяйственной деятельности. По этой причине актуально предлагать студентам проведение сравнительных анализов (нормативных правовых актов, систем отраслевого законодательства разных государств), практические проектные задания.

Методики обучения целесообразно основывать на технологии эвристического обучения, предполагающей постановку перед студентами разного рода творческих задач с последующей организацией вертикальных (преподаватель – студент) и горизонтальных (студент – студент) коммуникаций.

Справочно
Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

В качестве основных интерактивных методик, применяемых в ходе занятия, могут быть предложены следующие: презентация, работа в малых группах, организация и участие в дискуссии, составление и организация проведения теста KaHoot (сервис для создания тестовых заданий https://kahoot.com), деловая (ролевая) игра, составление проектов задач, основанных на материалах судебной практики, публикациях в отраслевых журналах.

Преподавателям важно использовать современные коммуникативно-информационные технологии. Например, создание виртуального класса в «Гугл классе»: все материалы, задания по курсу и их методическое сопровождение размещаются в виртуальном классе (облачной платформе), к которому имеют доступ преподаватель и все студенты группы в любое удобное для них время с любого устройства. При этом актуализируется возможность оперативно общаться с преподавателем, сдавать работы и проверять их в электронном формате. Альтернатива – MOODLE и иные системы электронных образовательных курсов.

Упор при преподавании курса целесообразно делать на развитие не только hard skills, но и soft skills of lawyers (дополнительных навыков юристов). С этой целью рекомендуется давать задание на подготовку презентаций по темам занятий. Студенты учатся готовить эффективные и привлекательные презентации в презентационных конструкторах, а также ярко выступать, защищать свои проекты.

Можно использовать альтернативные инструменты, например, не только PowerPoint, но и Prezi.

Могут быть предложены другие форматы презентаций. Например, формат корпоративных презентаций Pecha kucha – 6 минут 40 секунд. В кратких презентациях студентам необходимо раскрыть основные теоретические положения изучаемой темы, выявить проблемы правоприменительной практики. Основные достоинства данного формата для развития презентационного навыка состоят в следующем:

  1. понимание, что презентация не будет долгой, заставляет аудиторию прислушиваться, чтобы не пропустить ни одной важной детали; 
  2. строгое ограничение по времени экспозиции каждого слайда вынуждает лидеров семинара включать в свое выступление только самую необходимую информацию;
  3. необходимость синхронизации речи спикера с визуальным рядом, что достигается только посредством репетиций. Заранее отрепетированная речь позволяет спикерам чувствовать себя увереннее во время выступления.

После презентаций лидеры группы проводят предварительно подготовленный интерактивный опрос группы на усвояемость материалов презентации с использованием сервиса для создания тестовых заданий KaHoot. Студенты могут отвечать на созданные тесты с ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к сети Интернет. Темп выполнения тестов регулируется путем введения временного предела для ответа на каждый вопрос. Табло отображается на мониторе компьютера. Для участия в тестировании студенты просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который предоставляет ведущий со своего компьютера. Программа градуирует не только правильность ответов, но и быстроту реакции. При желании автор может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы. По итогам теста выдается таблица с результатами всех студентов, что позволяет каждому студенту увидеть свое место в рейтинге группы и создает дополнительные стимулы для лучшей подготовки к следующему занятию.

Серьезное внимание нужно уделять организации научно-исследовательской работы со студентами (например, подготовка эссе по актуальным проблемам хозяйственного права, тезисы и доклады на конференции, подготовка публикаций в справочные правовые системы и пр.) с целью вовлечения их в дальнейшую научную деятельность, формирования у них навыка анализа правовых норм и техники юридического письма. Преподаватель ориентирует студентов на написание курсовых работ и эссе, которые могут быть в последующем опубликованы в профессиональных правовых системах (например, «Бизнес-инфо», «КонсультантПлюс» и иных), что будет формировать их персональный профессиональный бренд, положительно влиять на развитие карьеры.

Важно практиковать право. В этом особую поддержку оказывают учебные лаборатории – юридические клиники, где студенты под руководством преподавателя оказывают бесплатную юридическую помощь социально уязвимым категориям клиентов. Так, в рамках изучения курса «Хозяйственное право» студентам было предложено работать с клиентом, который хотел начать предпринимательскую деятельность, но не знал как и не имел средств на юридическую поддержку. При этом бизнес клиента обладал инновационностью и вызвал значительный профессиональный интерес у студентов. В рамках нескольких встреч с клиентом студенты были поделены на группы в зависимости от юридического вопроса. По итогам работы над запросом была проведена комплексная юридическая экспертиза, разработаны проекты документов для регистрации ведения хозяйственной деятельности.

В современных условиях методика преподавания хозяйственного права, обеспечивающая достижение эффективности усвоения полученных знаний, предполагает самостоятельную, творческую работу студента. При этом такая работа должна осуществляться под постоянным контролем и с помощью опытного преподавателя. Задача преподавателя – быть готовым в любой момент прийти на помощь студенту, дать ему квалифицированную консультацию, мотивировать и стимулировать его. Основным принципом учебного процесса должен стать принцип сотрудничества, партнерства.

3022 Shape 1 copy 6Created with Avocode.