Вы на портале

Расширение сферы действия факторинга: что предлагает законодатель?

Проект изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — проект Закона) вызвал немало откликов в прессе. Одним из обязательств, которые подверглись существенному дополнению в проекте Закона, явилось финансирование под уступку денежного требования (факторинг).

В настоящее время регулирование факторинга преимущественно содержится в главе 19 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК). В действующей редакции ГК дана лишь общая характеристика этого вида обязательства без раскрытия его детального нормативного содержания (ст. 772) и предусмотрено, что отношения по факторингу регулируются законодательством, каковым и является БК.

Проектом Закона предполагается существенно дополнить главу 43 ГК для детальной регламентации правоотношений сторон по договору факторинга. Для чего законодатель фактически переносит регулирование факторинга из одного кодекса в другой?

Обновлено
Ботян Александр
Ботян Александр

управляющий партнер Borovtsov & Salei

9310 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что планируется?

Факторинговая деятельность в настоящее время относится к активным банковским операциям (ч. 1 ст. 14 БК), и в силу этого в качестве фактора может выступать только банк или небанковская кредитно-финансовая организация. Проектом Закона предлагается расширить круг субъектов договора факторинга, определив в п. 2 ст. 772 ГК, что в качестве фактора может выступать коммерческая организация.

Проект Закона относит факторинг к видам деятельности, которыми банки и небанковские кредитно-финансовые организации (НКФО) вправе заниматься, но которые не являются исключительно банковской деятельностью. То есть факторинг исключается из активных банковских операций, определенных в главе 19 БК.

Предлагаемые корректировки, посвященные факторингу, не являются принципиальными. Фактически проект Закона воспринял все последние тенденции в сфере регулирования факторинга, в том числе нормы Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 133-З «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь», которые вступили в силу с 29 октября 2018 г.

При этом остались без инкорпорирования в ГК нормы, касающиеся так называемых «факторинговых операций», которые были введены Указом Президента Республики Беларусь от 23.11.2015 № 471 «О вопросах финансирования под уступку денежного требования (факторинга)» (далее —Указ № 471) и в последующем закреплены в БК.

Факторинговая операция предусматривает последующую уступку иностранным фактором в пользу белорусского банка или НКФО. Согласно действующему белорусскому законодательству последующая уступка денежного требования фактором не допускается, если иное не предусмотрено договором факторинга. Следовательно, действительность факторинговой операции ставилась в зависимость от наличия разрешения на ее совершение в первоначальном договоре факторинга.

Справочно. 
Факторинговые операции — это операции, путем совершения которых банки или НКФО — резиденты по сделке, предусматривающей уступку денежного требования, могут приобретать у нерезидентов денежные требования, полученные последними по договорам факторинга (иным аналогичным договорам уступки денежных требований (дебиторской задолженности)) (подп. 1.3 п. 1 Указа № 471).

Непонятно, будет ли сохранено это понятие. Если останется действующим Указ № 471, то факторинговые операции смогут осуществлять только банки и НКФО, и тогда появятся отличия в правомочиях «обычных» факторинговых компаний и банков (НКФО).

Целесообразность сохранения понятия «факторинговые операции» в целом является спорной, поэтому, возможно, законодатель решил оставить единое понятие «договор факторинга».

Справочно. 
Предлагаемое изменение субъектного состава факторов позволит белорусским организациям более широко использовать преимущества факторинга:
— возможность планирования предприятием финансовых потоков;
— избавление предприятия от проблем, связанных с кассовыми разрывами и нехваткой финансирования;
— сокращение размера дебиторской задолженности;
— ускорение оборота капитала;
— страхование рисков неплатежей за поставленную продукцию.

Не кодексом единым: будет ли расширен субъектный состав?

Помимо названных изменений в ГК и БК следует учесть необходимость внесения изменений в некоторые иные законодательные акты.

Для экспортного или импортного факторинга важнейшим является Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178). Обратим внимание на то, что согласно абз. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа № 178 при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем поступления денежных средств (за вычетом дисконта, если данный вид вознаграждения предусмотрен договором) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (НКФО). Аналогично в абз. 6 подп. 1.10 п. 1 Указа № 178 закреплено, что импортная внешнеторговая операция прекращается путем исполнения банком (НКФО) обязательств в результате факторинговой операции или по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга), в соответствии с которыми осуществляется исполнение обязательств по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт.

Таким образом, если не внести изменения в Указ № 178 в части субъектного состава обязательств, то поставщикам бессмысленно будет обращаться к иным «небанковским» организациям, поскольку финансирование с дисконтом не прекратит полностью их обязательства по соответствующей внешнеторговой операции.

Что мешает внутреннему факторингу?

Для развития внутреннего факторинга сдерживающими законодательными факторами, в частности, являются:

— запрет уступки требования по сделкам в отношении табачного сырья и табачных изделий, установленный Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»;

— запрет уступки при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, установленный Законом Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».

На наш взгляд, в целях развития факторинга в Беларуси стоит в виде исключения разрешить уступку требования или перевод долга по вышеуказанным сделкам в части исполнения денежных обязательств в форме договоров факторинга.

Страхование рисков — серьезный стимул?

По мнению белорусских специалистов в сфере факторинга, одним из барьеров, затрудняющих развитие факторинга в стране, являются ограниченные возможности по страхованию рисков. Юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, обязаны страховать свои имущественные интересы только в коммерческих организациях, созданных для осуществления страховой деятельности и имеющих специальные разрешения на осуществление страховой деятельности в Республике Беларусь.

Таким образом, в настоящее время нет возможности страховать факторинговые операции и сотрудничать с международными компаниями, специализирующимися на работе с дебиторами. Следует отметить, что на практике уже имеется исключение. Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» предоставил право организациям с местонахождением в малых городах и сельской местности страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь. Полагаем, что регулятор мог бы проработать возможность предоставления организациям, осуществляющим факторинговую деятельность, аналогичной льготы в части страхования своих рисков.

Отграничиваем факторинг от уступки требования?

Пока неясно, какие квалификационные требования установит законодатель к организациям, осуществляющим факторинговую деятельность. Но уже понятно намерение допустить на рынок факторинга иные коммерческие организации, кроме банков и НКФО. В то же время следует понимать, что факторинговая деятельность должна регулироваться со стороны компетентного государственного органа, так как факторинг не является простой уступкой требования, а фактически представляет собой вид финансирования с дополнением элементами услуг.

Справочно. 
По договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне — финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки (ст. 824 ГК РФ).

Проанализируем регулирование факторинга в Российской Федерации.

К обязательствам финансового агента по договору факторинга относятся (ст. 824 ГК РФ):

— передача клиенту денежных средств в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа (аванса);

— осуществление учета денежных требований клиента к третьим лицам (должникам);

— осуществление прав по денежным требованиям клиента, в том числе предъявление должникам денежных требований к оплате, получение платежей от должников и произведение расчетов, связанных с денежными требованиями;

— осуществление прав по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников.

Обязательства финансового агента (фактора) могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. Это позволяет выделить факторинг как особый вид уступки требования (перевода долга).

В отличие от российского законодательства после вступления в силу предлагаемых изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь останется вопрос отграничения факторинга от уступки требования (за исключением права устанавливать дисконт).

А кто регулятор?

По нашему мнению, целесообразно сохранить за Национальным банком Республики Беларусь функцию регулятора факторинговой деятельности. Это позволит оперативно устранять пробелы в регулировании и устанавливать определенные требования к организациям, осуществляющим факторинговую деятельность (например, размер уставного фонда, нормативы безопасности и т.п.).

9310 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме