Вы на портале

Рекламные мероприятия: ошибки при организации и проведении

Рекламная сфера — это яркий пример того, когда мало знать законодательство для правильного его исполнения. Нужно знать практику его применения, а если еще точнее — что считает правильным Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) и, пожалуй, Комитет государственного контроля (далее — КГК).

Судебная практика противоречива и во многом зависит от того, отстаивает ли субъект свою позицию или признает вину. Поэтому так важен обмен практическими кейсами, которые обсудили участники проведенного редакцией портала «Система Юрист» 24.04.2019 дискуссионно-практического круглого стола «Рекламные игры и акции: особенности регулирования и правильного поведения». 

Обновлено
Гучек Ольга
Гучек Ольга

Бизнес-юрист, медиатор, специалист по рекламе

5098 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ошибки при определении вида рекламного мероприятия

При принятии решения о проведении рекламного мероприятия его прежде всего нужно правильно квалифицировать: будет ли это рекламная игра, рекламная акция, творческий конкурс или иное мероприятие.

Рекламная игра — это деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая выигрыш между участниками рекламной игры, за исключением деятельности, не относящейся к рекламным играм в соответствии с актами Президента Республики Беларусь (ч. 11 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»). Исключение составляет деятельность, указанная в п. 4 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 (далее — Положение).

Справочно.
Согласно данным МАРТ по состоянию на 15.05.2019 в Беларуси зарегистрировано и проводится 57 рекламных игр.

Национальное законодательство не содержит определения термина «рекламная акция». Однако, исходя из формулировки п. 4 Положения, можно сделать вывод, что рекламная акция — это мероприятие, проводимое в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), в процессе которого все его участники, выполнившие определенные условия, получают одинаковые подарки.

Понятие «творческий конкурс» также отсутствует в законодательстве. При его организации и проведении, как правило, руководствуются главой 56 ГК «Публичный конкурс». Творческий конкурс можно определить как мероприятие, в результате которого выдается (выплачивается) награда за лучшее выполнение творческой работы или достижение иных творческих результатов тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Основные критерии отличия рекламных мероприятий приведены в таблице:

Справочно.
Проведение рекламной игры с нарушением требований законодательства и (или) правил проведения данной игры влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ, на ИП — от 10 до 200 БВ, а на юридическое лицо — от 20 до 500 БВ (ч. 2 ст. 12.15 КоАП).

За совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, в том числе по ст. 12.15 КоАП, юридическое лицо несет административную ответственность при наличии хотя бы одного из условий, указанных в пп. 1–6 ст. 4.8 КоАП (ч. 3 ст. 4.8 КоАП).

Не все участники рекламной игры получают призы. По данному критерию соревновательности рекламная игра схожа с творческим конкурсом. Однако в конкурсе победителя определяет жюри и для участия нужно выполнить задание, не связанное с приобретением товаров (работ, услуг). В рекламной акции все участники, выполнившие условия акции, получают одинаковые подарки, то есть как таковых победителей и соревновательности нет.

Читайте по теме:
Варвашевич А. Рекламные игры: алгоритм подготовки и проведения

? К какому рекламному мероприятию относится «активность», по условиям которой организатор дарит подарки:

  1. первым 100 покупателям;
  2. всем Татьянам в «Татьянин день»?

В первом случае это рекламная игра, поскольку ограничен круг субъектов, которые претендуют на подарок, и ограничено количество подарков. Во втором случае — рекламная акция, так как подарки получают все, кто выполнил условие, и отсутствует розыгрыш.

? Если в соцсетях проводится мероприятие, по итогам которого всем участникам вручаются одинаковые подарки, то это рекламная акция?

Да, так как нет элемента соревновательности, розыгрыша.

? Нужно ли в правилах творческого конкурса указывать цель его проведения?

Такой обязанности нет.

? Могут ли дети 5–6 лет участвовать в творческих конкурсах?

Да, через законных представителей.

? «Механика» мероприятия: «Придумай название новому продукту компании и получи подарок — продукцию компании. Победителя определяет жюри». Что это и законно ли такое мероприятие?

Это творческий конкурс. Такое мероприятие законно.

Ошибки при описании «механики» рекламной игры

Самый важный элемент правил рекламной игры — это описание ее «механики». Она включает в себя: порядок определения лиц, которые становятся участниками игры (круг участников), и порядок розыгрыша призов.

Справочно.
Уголовная ответственность за обман потребителей установлена ст. 257 УК.

Следует обращать внимание на смысл «механики», а именно нет ли двойного толкования тех или иных условий.

При регистрации правил в МАРТ нужно удостовериться в том, что и организатор, и МАРТ одинаково понимают «механику».

? Есть ли выверенные правила рекламной игры, которые можно просто взять и подкорректировать «под себя», изменив наименование организатора, призовой фонд и т.д., чтобы не ошибиться?

Такого шаблона нет, поскольку каждая игра отличается своей механикой. Если механика вашей игры похожа на механику игры, которая уже прошла регистрацию в МАРТ, то можно взять за образец эти правила и адаптировать их «под себя». Но если у вас уникальная механика, то придется писать правила рекламной игры самостоятельно — «с нуля».

? Куда необходимо обращаться потребителю, если ему непонятны правила рекламного мероприятия?

Необходимо звонить на горячую линию организатора такого мероприятия либо написать жалобу в МАРТ.

Потребитель приобрел товары, однако впоследствии оказалось, что он неправильно понял правила проводимого мероприятия. Как поступать организатору при получении претензии потребителя? 

Оснований для возврата денег потребителю нет, если им приобретен товар надлежащего качества. Учитывая, что потребитель может обратиться с жалобой в МАРТ, каждый организатор решает самостоятельно — договариваться с потребителем на этапе получения претензии или нет.

Можно ли проводить рекламное мероприятие (акцию или игру) в одном магазине, а не во всей торговой сети? 

Да, с указанием в правилах рекламного мероприятия места его проведения (например, магазин «А», расположенный по адресу: г. Минск, ул. Б).

Ошибки при проведении рекламных мероприятий в социальных сетях

МАРТ и КГК расценивают активности в социальных сетях как рекламные игры, несмотря на то, что п. 4 Положения содержит незакрытый перечень действий, не относящихся к рекламным играм, поскольку присутствует фраза «в том числе».

Так, не являются рекламными играми конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, в том числе проводимые:

— в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;

— на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта.

Поэтому в социальных сетях можно рекламировать мероприятие, которое проводится на сайте организатора — владельца сайта. Также в соцсети допустима рекламная акция, когда все участники получают одинаковые подарки, например, брелок, шоколадку или скидку на товар (работу, услугу).

Читайте по теме:
Гучек О. Реклама в социальных сетях
Петров А. Рекламные игры в соцсетях: что позволяет законодательство?

? Организация в качестве средства информации использует страницу в Instagram, которую постоянно редактирует, наполняет новым контентом. Правомерно ли проведение на данной странице рекламных активностей с розыгрышами?

Нет, так как организация не является владельцем Instagram. Кроме того, Instagram не относится к средствам массовой информации.

? Можно ли проводить в социальных сетях подобную активность: «Размести фото, и по числу "лайков" будет определен победитель»?

Нет. МАРТ расценивает активность «кто больше, кто быстрее» как соревнование, то есть победитель определяется по принципу рекламной игры «кто первый выполнил условие, тот и победил». Есть элемент случайности: никто заранее не знает, какое количество «лайков» соберет.

? У организации — производителя, например, чипсов есть страница в социальных сетях. Является ли законной следующая активность: публикация на странице поста с вопросом «Какой вкус чипсов вам нравится?» и просьба к подписчикам о размещении фотографии под этим постом с любимыми чипсами?

Да, это законно, если организатор не обещает призы за данные фотографии и не будет проводить розыгрыш.

Компания договорилась с блогером о проведении им у себя в блоге некоего соревнования среди своих подписчиков, например, на самый интересный комментарий под постом с упоминанием товара компании-заказчика. При этом в качестве приза будут выступать товары, которые организация передаст блогеру. Является ли такая активность законной? 

Если блогер будет проводить розыгрыш среди своих подписчиков, то в этой активности есть признаки рекламной игры и блогера могут признать нарушителем. Если блогер будет сам выбирать, кому из своих подписчиков раздать чипсы, то такая активность возможна.

? Компания проводит на своем сайте мероприятие с розыгрышем призов, для участия в котором не нужно приобретать товар (работу, услугу). Одно из условий — подписаться на группу в соцсетях. Законна ли такая активность?

Если обязательным условием мероприятия является подписка на группу в соцсетях, то нет. Если данное условие не обязательно, чтобы стать участником мероприятия, то такая активность законна.

? Есть ли срок привлечения к ответственности в случае нарушения законодательства при проведении рекламных мероприятий в соцсетях? 

Да. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Ошибки при удержании подоходного налога при вручении победителю подарка

Плательщиком подоходного налога является физическое лицо. Компания — организатор рекламного мероприятия может выступать налоговым агентом.

Если проходит рекламная акция, в результате которой подарки получает неограниченное число лиц, о которых у организатора нет данных, то организатор не несет обязанности по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с доходов этих лиц.

Если в ходе рекламного мероприятия у организатора есть данные о получателях призов и стоимость этих призов превышает установленную НК «льготную» сумму, то организатор обязан удержать и перечислить в бюджет сумму подоходного налога. Если призом является вещь и удержать подоходный налог невозможно, то организатор обязан уведомить налоговые органы по месту нахождения плательщика — физического лица. В этом случае налоговый орган осуществляет расчет подоходного налога, а физическое лицо его уплачивает.

Организаторы рекламных игр, как правило, в качестве призов предусматривают вещь (например, машина) и деньги (денежный приз) в сумме, которая составляет сумму подоходного налога. При выдаче приза победитель получает вещь, а денежный приз организатор удерживает как подоходный налог.

Обратите внимание, что доход победителя — это и вещь, и деньги, и учитывайте обе суммы при расчете подоходного налога.

Как формируется практика?

С января 2018 г. для привлечения к административной ответственности юридического лица по ст. 12.15 КоАП необходимо наличие хотя бы одного из условий, указанных в пп. 1–6 ст. 4.8 КоАП. В их числе: причинение вреда жизни и здоровью людей; причинение имущественного вреда охраняемым КоАП правам и интересам в размере свыше 40 базовых величин; стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 базовых величин.

МАРТ при составлении протоколов по ч. 2 ст. 12.15 КоАП указывает, что предмет административного правонарушения — это призовой фонд рекламной игры. В большинстве случаев суд поддерживал сторону МАРТ.

Компании, как правило, соглашаются со штрафами сразу, даже если степень их вины минимальна или отсутствует вовсе, поскольку штраф обходится дешевле, не создает много «шума» и не причиняет вред репутации.

Тем не менее, поскольку квалификация призового фонда рекламной игры как предмета административного правонарушения очевидно спорна с точки зрения теории административного права, возможно, именно вашей компании удастся изменить направление судебной практики.

5098 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме