Вы на портале

Топ-5 выводов участников круглого стола «Указ № 399: сотрудничать нельзя прекратить. Ставим запятую»

7 января вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», направленный на оздоровление предприятий агропромышленного комплекса (АПК). 

Представляем вашему вниманию топ-5  выводов участников круглого стола, посвященного Указу, организованного порталом «Система Юрист» и проведенного 6 марта.

Обновлено
1399 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1. Обжалование включения в перечень — в рамках главы 25 ХПК

Указом предусмотрено право кредитора обжаловать решение облисполкома о включении сельхозорганизации-должника в перечень (неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению) в течение 10 рабочих дней со дня размещения такого перечня на сайте. 

Такое решение обжалуется в порядке производства по делам об обжаловании решений, действий (бездействия) госорганов и должностных лиц (гл. 25 ХПК). 

Вместе с тем нужно помнить, что подача заявления о признании недействительным ненормативного правового акта в хозяйственный суд и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия такого акта (ч. 4 п. 26 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

2. Непредставление баланса не является основанием для отказа во включении в перечень

В развитие Указа было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2018 № 913 «Об утверждении Положения о порядке формирования перечней неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению».

Постановлением предусмотрено, что сельхозорганизация должна направить кредитору заявление о необходимости выбора механизма реструктуризации задолженности. К заявлению должен быть приложен бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату (подп. 5.1 постановления).

Если должник прислал только заявление без баланса, то это не является основанием для отказа во включение в перечень (со всеми вытекающими) в связи с нарушением процедуры, т.к. условие для включения в перечень — разработанный бизнес-план (п. 2 Указа).

3. Экспертиза бизнес-плана

Вместе с тем при обжаловании включения в перечень кредитор может провести экспертизу представленного бизнес-плана на предмет его реализуемости, т.е. возможно ли финансовое оздоровление по нему вообще. Если эксперт дает заключение, что заложенные в бизнес-плане показатели недостижимы (даже с учетом того, что любой бизнес-план — лишь вероятностная оценка будущих результатов), то о каком финансовом оздоровлении можно вести речь? 

Правда, экспертизу кредитору придется проводить за свой счет, а насколько убедительным для суда будет такое заключение для отмены решения о включении в перечень — неизвестно, покажет практика.

4. Исполнительные производства пока без изменений

Что будет с долгами, по которым уже возбуждены исполнительные производства? Проще говоря, какова судьба производств: будут ли они прекращены / возвращены взыскателю, будет ли по ним каким-либо образом «автоматически» предоставляться отсрочка / рассрочка исполнения и т.д.?

Ни Указ, ни ХПК, ни Закон «Об исполнительном производстве» не содержат каких-либо оснований для всего вышеперечисленного, т.е. пока что (до формирования первых перечней) исполнительные производства должны находиться на исполнении в прежнем режиме.

Однако с большой долей вероятности исполнительные производства по долгам компании в перечне будут прекращены, иначе теряется смысл и общая направленность на финоздоровление, если исполнительные производства будут исполняться в прежнем режиме. Возможно, в будущем будут внесены изменения в НПА в этой части.

5. Без изменений и обязательства по действующим договорам

Должник включен в перечень, на задолженность, образовавшуюся до включения, представлена, например, отсрочка погашения в 3 года. Но как быть с основным долгом, который образуется после, если договор длящийся? 

Указ не содержит каких-либо препятствий для взыскания задолженности далее в приказном / исковом порядке, через исполнительную надпись нотариуса. Более того, Указом предусмотрено, что  с даты включения неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень приостанавливается начисление процентов, пеней (штрафов) по всем видам задолженности (за исключением задолженности, возникшей после включения такой организации в перечень <...>). Получается, на такой долг (возникший после включения в перечень) можно даже начислять неустойку. 

Однако что будет с вновь возникшим долгом? Бизнес-план актуализируют или через какой-то период будет разработан новый? Опять же — неизвестно. 

В постановлении № 913 сказано, что перечень <...> утверждается <...> и в последующие годы актуализируется по результатам предыдущего года до 1 июля одновременно по всем организациям области. 

Т.е. речь идет об актуализации перечня, а не бизнес-плана организации из него. Как будет разрешаться судьба долга «вновь возникшего», покажет практика.

Эксперты круглого стола:

  • Вячеслав Клепицкий, управляющий партнер Юридической группы «Бюро24», кандидат юридических наук;
  • Сергей Пинчук, антикризисный управляющий;
  • Сергей Ремнев, адвокат, минская городская коллегия адвокатов;
  • Антон Косынкин, директор ООО "Сельхозинвест", Заместитель Председателя Высшего Координационного Совета РКП (куратор АПК);
1399 Shape 1 copy 6Created with Avocode.