Вы на портале

Трансфертное ценообразование: контроль и последствия установления трансфертных цен

Контроль за применением трансфертного ценообразования в Беларуси введен с 1 января 2012 г. С момента появления указанного механизма правила трансфертного ценообразования претерпели существенные изменения. Действия законодателя направлены на сближение правил трансфертного ценообразования, используемых в Беларуси, с международными правилами, отраженными в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию. Несмотря на то, что на данный момент на территории Беларуси положения Руководства ОЭСР не обладают юридической силой, они постепенно и с учетом национальной специфики внедряются в правовую базу нашего государства. В данной статье мы проиллюстрировали практику налоговых органов по применению этих норм, сложившуюся на конец 2017 г.

Обновлено
Сапего Елена
Сапего Елена

партнер Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Король Алексей
Король Алексей

Адвокат Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

10272 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое трансфертное ценообразование?

Под трансфертной понимают такую цену, которая формируется между взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК) и отличается от объективно формирующейся рыночной цены с учетом диапазона цен при совершении сделок между независимыми сторонами. Как следствие, трансфертное ценообразование — это установление трансфертных цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

В соответствии со ст. 30-1 НК контроль применения трансфертного ценообразования осуществляется:

1) за сделками с недвижимостью, а именно сделками по реализации или приобретению:

— недвижимого имущества (его части), а также сделками, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций — жилого и (или) нежилого помещения;

— жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенными после государственной регистрации создания объекта строительства;

2) внешнеторговыми сделками:

— сделками с взаимозависимым лицом, с резидентом оффшорной зоны, а также с взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны, совершенными при участии (посредничестве) третьего лица (лиц) через совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо не является взаимозависимым, не выполняет в данной сделке никаких дополнительных функций и не участвует в ней никакими активами;

— крупными сделками — сделками по реализации и (или) приобретению товаров по перечню стратегических товаров, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2016 № 470, а также по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) организациями, включенными в перечень крупных плательщиков;

3) внутренними сделками. Сделки с взаимозависимым лицом — налоговым резидентом Республики Беларусь (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц)), которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях. 

Актуальная информация!

Регулирование трансфертного ценообразования в Беларуси существует уже несколько лет, однако по-прежнему остается темной лошадкой для понимания и применения на практике. Это достаточно сложный институт, призванный противодействовать уводу прибыли от налогообложения. Что такое трансфертное ценообразование и почему о нем так много говорят рассказывает соруководитель практики налогового и таможенного права белорусского офиса Sorainen А. Фидек.

Прослушать/Скачать аудиозапись можно ЗДЕСЬ.

«Рыночность» цен

В п. 4 ст. 30-1 НК рыночной ценой на товар (работу, услугу) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

На сегодняшний день в законодательстве Республики Беларусь отсутствуют способы расчета рыночных цен, в том числе принимающие во внимание особый статус отдельных товаров (работ, услуг). Очевидное следствие этого — пробелы в правоприменительной практике, которые, в свою очередь, могут быть причиной нарушений прав налогоплательщиков.

Исходя из практики работы налоговых органов, можно сделать следующие выводы:

1. Нарушения в сфере трансфертного ценообразования чаще всего выявляются при сделках с недвижимостью.

Это обусловлено тем, что информация о рыночных ценах на недвижимое имущество общедоступна. Главным источником предоставления информации о рынке недвижимого имущества, в том числе о ценах на него, является местное агентство по государственной регистрации недвижимости.

Поэтому основным документом, который налоговый орган будет использовать при обосновании рыночной цены и, как следствие, размера отклонения суммы сделки, а также базы для доначисления налога, будет именно заключение, выданное указанным органом.

Как следствие, продавцу и покупателю рекомендуется к моменту совершения сделки иметь действительное заключение об оценке недвижимого имущества — это поможет защитить интересы при возникновении споров с налоговой.

Рекомендация.
К моменту совершения сделки следует получить заключение об оценке недвижимого имущества.

По остальным направлениям трансфертного ценообразования практика, в том числе судебная, находится сейчас в стадии формирования.

2. Наличие пробелов в правоприменительной практике при определении допустимого отклонения в цене сделок.

На сегодняшний день в п. 4 ст. 30-1 НК установлены условия, определяющие возможность отклонения цены сделки от рыночной цены. К таким условиям относятся:

  • сезонные колебания спроса на товары (работы, услуги);
  • потеря товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговая политика при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), а также при их продвижении на новые рынки.

Несмотря на то, что влияние указанных условий на величину отклонения цены сделки от рыночной цены законодательно закреплено, методика оценки различных видов скидок при осуществлении контроля за применением трансфертной цены в Беларуси отсутствует.

Как показывает практика проведения налоговых проверок, из-за отсутствия детального нормативного регулирования налоговые органы при сравнении рыночных цен и цен сделок порой не учитывают скидки, качество товаров (работ, услуг) и, видя в этом нарушение, доначисляют необоснованные налоговые обязательства.

При этом проблема усугубляется также действиями со стороны самого плательщика. На практике, особенно во внешнеторговых сделках, распространено применение различных скидок. При этом факт предоставления скидки отражен исключительно в платежном документе. Однако исходя из практики налоговых органов такого закрепления скидки недостаточно. В этом случае отсутствие установленных у продавца (или в соглашении между сторонами) положений о порядке предоставления скидки приведет к доначислению налоговых обязательств. Исходя из этого, рекомендуем закреплять такие положения, что поможет избежать необоснованных доначислений.

Рекомендация.
Для того, чтобы налоговая при сравнении рыночных цен и цен сделок учитывала скидки, необходимо закрепить предоставление скидки, например, в Положении о порядке предоставления скидок, ином документе или в соглашении между сторонами.

Методы определения налоговой базы

На сегодняшний день в п. 4 ст. 30-1 НК описаны следующие методы, посредством которых налоговые органы определяют налоговую базу по налогу на прибыль:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Здесь нужно обратить внимание на два момента:

1. При проведении проверок соблюдения норм о трансфертном ценообразовании налоговые органы уделяют особое внимание сопоставимым неконтролируемым сделкам проверяемого субъекта. Как следствие, рыночная цена будет определяться после анализа налоговым органом порядка формирования цен самим субъектом хозяйствования для третьих лиц и для взаимозависимых лиц. Отличие цен по сделкам с взаимозависимыми лицами от сделок проверяемого субъекта с третьими лицами на 20 % однозначно привлечет внимание контролирующих органов.

Таким образом, субъектам хозяйствования стоит уделять особое внимание ценообразованию внутри самой компании.

2. Каждый последующий метод используется, если рыночная цена на товар (работу, услугу) не может быть определена путем применения предыдущего метода. 

О практике применения методов определения налоговой базы в трансфертном ценообразовании рассказывает Юрий Кисель, ассоциированный партнер ООО «Бейкер Тилли Бел».
Смотреть видео.

Последствия установления налоговыми органами цен трансфертных сделок

Как показывает практика, многие субъекты хозяйствования, которые не сталкивались ранее с понятием трансфертного ценообразования, даже не догадываются, что последствия определения налоговым органом цены сделки как трансфертной влекут за собой только корректировки налоговой базы по налогу на прибыль. При этом оснований пересмотреть условия сделки действующим законодательством не установлено (только обоюдное согласие сторон).

Согласно ч. 4 п. 4 ст. 30-1 НК корректировка налоговой базы означает изменение ее с учетом особенностей, установленных НК, без изменения стоимостных показателей в платежных инструкциях и первичных учетных документах, подтверждающих отгрузку (приобретение) товаров (выполнение (приобретение) работ, оказание (приобретение) услуг). Результаты корректировки налоговой базы, а также сумма налога за проверяемый отчетный период, подлежащая доплате плательщиком в результате такой корректировки, должны быть отражены налоговым органом соответственно в акте проверки и решении по акту проверки.

На практике такая ситуация приводит к экономическим потерям продавца и покупателя: потребовать у покупателя доплатить или у продавца возвратить соответствующую разницу уже нельзя.

Не следует забывать и о том, что недоплата налогов может являться основанием для привлечения к административной, а иногда и к уголовной ответственности (ст. 13.6 КоАП, ст. 243 УК).

В заключение отметим, что контроль трансфертного ценообразования — активно развивающая сфера взаимоотношений субъектов хозяйствования и контролирующих органов. Из года в год налоговые органы работают над развитием практики применения правил трансфертного ценообразования. Поэтому субъектам хозяйствования необходимо следить за изменением в правовом регулировании рассматриваемых правоотношений, а также правильно выстраивать заключаемые сделки, учитывая практику применения норм о трансфертном ценообразовании, что позволит избежать ненужных расходов в будущем.

10272 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме