Фобия доверия

Данная тема цепляет за живое любого руководителя юридической сферы, так как каждый управленец знает «вкус» предательства. Руководители часто говорят: «Ему нельзя доверить работу!» Сейчас можно встретить массу книг, семинаров на тему манипуляции сознанием и о способах оставить в дураках других. Тем самым методы обмана и недоверия пропагандируются как для подчиненных, так и для руководителей. Эта проблема имеет серьезный характер и нуждается в решении. У руководителей, не способных доверять своему персоналу, размывается грань между «что такое хорошо» и «что такое плохо», они перестают верить в порядочность, честность. Так развивается фобия.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

845Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В одну организацию был направлен на собеседование молодой руководитель. Войдя в кабинет начальника отдела кадров, он увидел глубоко возрастного и умудренного опытом специалиста. Молодой руководитель спросил:
- Какие люди здесь работают?
Кадровик, в свою очередь, спросил у молодого руководителя:
- А какие люди работали с Вами, откуда Вы пришли?
- Куча эгоистов, которым нельзя было доверять! Я столько натерпелся! – ответил молодой руководитель.
- Таких же и найдете здесь, – сказал кадровик.
В тот же день другой руководитель с небольшим опытом работы тоже пришел на собеседование.
Зайдя в кабинет, он поздоровался и спросил:
- Скажите, пожалуйста, а какой здесь коллектив?
Кадровик в ответ задал вопрос:
- А какой коллектив был там, откуда Вы пришли?
- Прекрасные! Честные, дружелюбные, умные… Они мне доверяли!
- Таких же и найдете здесь, – сказал кадровик.
Секретарь, слышавшая оба разговора, спросила:
- Как Вы могли дать два таких одинаковых ответа на один и тот же вопрос?
На что начальник отдела кадров ответил:
- Каждый из нас может видеть только то, что несет в себе, в своих мыслях.
Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где работал, жил, не доверял коллективу и не заслужил доверия коллег, не сможет отыскать ничего другого ни на этой работе, ни в любом другом месте.

Доверие между руководителем и подчиненными способствует эффективной работе коллектива. Такое доверительное взаимодействие особенно необходимо в тех видах деятельности, где результат зависит от слаженности команды, в частности в юриспруденции. 

Преимущество доверия 

  • Доверие повышает скорость и эффективность обмена информацией между начальником и подчиненными. 

  • Доверие к руководителю позволяет быстрее убедить сотрудника в правильности предложенной стратегии. 

  • Доверие к подчиненным позволяет руководителю быть уверенным, что он получает достоверную информацию о ходе работы, освобождаясь от необходимости постоянно контролировать своих подчиненных.

Фобия доверия 

Фобия доверия – это социальная фобия, она не имеет точного названия в психологии, но ее можно определить как «затруднение взаимности» между руководителем и подчиненным, коллективом. Некоторые управленцы ведут себя легко и непринужденно на публике, а наедине, напротив, смущаются и теряются. Руководитель не знает, какую тактику поведения выбрать, по той причине, что хочет, с одной стороны, выглядеть открытым перед подчиненными, а с другой – боится быть неправильно понятым. 

К сожалению, механизм формирования фобии доверия между руководителем и его персоналом до сих пор полностью не изучен. Зато известно о причинах. «Виновниками» фобии могут быть:

  • забытые негативные детские, подростковые переживания, когда ребенок испытал предательство со стороны родителей (развод) или друзей (убежали, оставили одного в опасности). Рано или поздно стрессы дают о себе знать, ребенок становится подозрительным, выражает сомнение и недоверие к информации, людям (детские травмы не лечатся, можно их корректировать, но они остаются на всю жизнь);
  • к формированию фобии склонны чрезмерно эмоциональные руководители, люди с богатым воображением, не научившиеся отличать реальную опасность от воображаемой. Такие руководители часто собирают сплетни о подчиненных, втягивают персонал в интриги, «раздувают» проблемы, а потом ужасаются: «Это ж с кем я работаю?» Им кажется, что их хотят подставить, подсидеть;
  • руководители, которые оказались в ловушке «без вины виноватые». Это первоклассные специалисты, которые «правильно» работают, но своей правильностью могут раздражать окружающих, вот и летят на их головы всяческие жалобы, кляузы и т.д. Пережив стресс несправедливости и предательства, они замыкаются в себе, ограничивают общение с персоналом, становятся подозрительными.

Постепенно формируется фобия, и условно этот процесс можно разделить на два этапа:

1. Под влиянием определенного фобического (стрессового) фактора у человека развивается панический приступ (у него может кружиться голова, болеть живот, начинается тахикардия, он может терять равновесие, хуже видеть, слышать, ему трудно глотать и дышать, его тошнит, напрягаются мышцы, он дрожит, хрипит голос).

Из опыта начальника юридического отдела:
Когда я вижу своего ведущего юриста, у меня начинается тремор рук. Недавно я узнал, что этот человек за моей спиной подстрекает персонал написать на меня жалобу в вышестоящую инстанцию, распускает ложную информацию о моих доходах, о баснословных заработках. До конца его трудового контракта осталось два года. Как мне быть? Разговаривать с ним на эту тему не хочу, чтобы не обострять ситуацию. От одной мысли, что этот человек со мной работает, меня начинает тошнить!

2. Впоследствии, предвидя повторное попадание в подобную ситуацию, человек рефлекторно стремится избежать ее, чтобы спастись от стресса, паники.

Из опыта руководителя:
Я поменял сферу деятельности, ушел из сферы права навсегда. В этой сфере, как говорится, «прошел огонь, воду и медные трубы». Были такие конфликтные судебные ситуации, что мог лишиться здоровья. Хотя во всех проблемах разобрались и моя репутация чиста, все равно решил уйти. Часто звонят бывшие коллеги, просят вернуться. Я помню, что персонал отличный, что работа мне нравилась, но пережить еще раз подобную ситуацию…

Если фобия мешает руководителю нормально работать и жить, то не стоит бороться с ней в одиночку, необходимо обратиться к психологу, психотерапевту. Ну а если привычка доверять только себе уже сформирована, то тогда попробуем победить врага своими силами. 

Приемы избавления от фобии доверия

Лицом к лицу

Не избегайте объекта вашего страха, напротив, ищите встречи с ним. Например, вы не доверяете своему работнику, вам неприятно с ним общаться, но по работе вы вынуждены решать профессиональные задачи. Для начала измените свое восприятие этого человека, посмотрите на него как на маленького ребенка, который неопытен, делает много ошибок, шалит. Вы же не боитесь детей? А детей надо воспитывать! Попросите этого человека, которому вы не доверяете, выполнить для вас очень важное (так нужно ему сказать для убедительности) поручение: забрать важные документы, проконсультировать. За каждое выполненное задание полагается поощрение в виде доброго слова. Доверительные задания и поощрения в скором принесут плоды. С каждым разом ваш страх «недоверия» будет уменьшаться, а работник проявит благодарность за ваше отношение к нему. Всегда помните о том, что для создания атмосферы доверия в организации нужно, во-первых, развивать ценности, нормы и правила, направленные на повышение сотрудничества, и, во-вторых, формировать соответствующие традиции и ритуалы (обучение персонала, корпоративные мероприятия).

Справочно.
Если в каких-то определенных ситуациях у вас возникает чувство страха, сократите употребление кофе, чая, шоколада, то есть продуктов, содержащих кофеин. Это вещество способно спровоцировать панический приступ.

Позитивная настройка

Ликвидируйте в сознании неприятные мысли и страшные картины вашего воображения, замените их на противоположные по смыслу. Например, слова «Этот точно меня подставит» замените на: «Этот человек честный и порядочный!» Попробуйте представить человека, к которому вы испытываете недоверие, в образе кота Леопольда.

Справочно.
Там, где страх, — там адреналин. Именно этот гормон заставляет руководителей испытывать все те ужасные ощущения, которые характерны для панического приступа. Чтобы сжечь адреналин, необходимо двигаться. Выполните на свое усмотрение пару физических упражнений. Вот увидите — ваше самочувствие улучшится.

Мудрость философа

Нужно подчеркнуть, что доверие, справедливость, как и мораль, – понятия относительные. Поэтому для того, чтобы доверие к руководителю укреплялось и сам руководитель смог доверять, необходимо соблюдать правила: внимательно относиться к каждому сотруднику, чтобы максимально точно определить систему его моральных ценностей; корректировать свои действия таким образом, чтобы большинство подчиненных считало их справедливыми. В коллектив нужно подбирать персонал таким образом, чтобы их понятия соответствовали деятельности организации и устраивали руководителя. Опыт показывает, что отсеивать неподходящих людей нужно на стадии подбора персонала, а в этом поможет проведение собеседования.

Все вышеприведенные приемы имеют одну общую особенность: они не дают моментального эффекта. Доверие сложно приобрести, но легко потерять. Приступая к формированию доверия у себя, у своих подчиненных, нужно понимать это особенно четко. Любая небрежность, непоследовательность в поведении может стоить руководителю очень дорого: один неверный поступок способен свести на нет десятки правильных решений.

Доверие — это двусторонний процесс, субъекты которого действуют друг на друга. При этом человек обычно старается вести себя с другим так, как тот ведет себя по отношению к нему. Вывод: хочешь, чтобы доверяли тебе — доверяй сам.


Пополняем свой словарь

Необычные фобии 

Акрибофобия – боязнь не понять смысл прочитанного. Бывает, что юрист читает документ и не понимает, о чем он. Причиной этого может быть что угодно –  например, юрист думает о чем-нибудь другом или спешит (в таких случаях обычно говорят, что мысли летают где-то далеко), а может быть, текст действительно очень сложный (технический) и, чтобы понять его, не хватает образования в какой-либо сфере. Но бывают юристы, которые испытывают панический страх оттого, что не понимают прочитанного. 

Интернетофобия – боязнь Интернета. Это фобия, обусловленная современными технологиями, ей подвержены возрастные руководители, юристы, которые плохо владеют сетью Интернет.

Гиппопотомонстросескиппедалофобия – боязнь длинных слов. Специально или нет, но фобию, означающую боязнь длинных слов, назвали всех длиннее. 

Фобофобия – страх иметь фобию.

Гносиофобия (эпистемофобия) – страх перед получением знаний.

Гидрозофобия – боязнь вспотеть и простудиться или боязнь стать источником неприятного запаха.

Дорофобия  – боязнь юристов, адвокатов получать или делать подарки.

Хронофобия – боязнь времени. Руководителя, специалиста права преследуют мысли о времени, тревожное ожидание – «когда же работа будет выполнена», «когда решение примут», «мне кажется, это никогда не закончится», а также страх перед будущим, размышления в стиле «я ничего не успел (не успею)», «сколько времени у меня еще есть?» и т.д.

Реттерофобия – боязнь ошибиться в слове или не заметить автозамену. Юристу приходится перепроверять написанное несколько раз. 

Имоджифобия – боязнь быть неправильно понятым, используя смайлики или стикеры. Юрист  в этом случае пугается того факта, что отправил в чате, в сети цветочек или что-то еще легкомысленное.

Игнорофобия – боязнь того, что сообщение просмотрели, но не ответили на него. 

845Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Создается реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий. Скорректирована административная процедура получения специального разрешения на право занятия трудовой дея...
1357
• • •
Выполнение подрядных работ происходит в течение определенного периода времени. Если этот период достаточно длительный, экономические условия, существовавшие на момент зак...
№ 4 апрель 2022
2740