Вы на портале
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Нарушение законодательства о труде: какие изменения предусматривает новый КоАП?

С 01.03.2021 вступает в силу новая редакция Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Рассмотрим наиболее важные для субъектов хозяйствования изменения, которые произошли в норме КоАП, предусматривающей привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о труде (ст. 10.12 КоАП).

Сбитнева Ольга
Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

6958 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно ст. 465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Ответственность за отказ в приеме на работу

Часть 1 ст. 10.12 КоАП предусматривает ответственность должностного лица нанимателя за необоснованный отказ в приеме на работу определенных категорий граждан.

Так, необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Таким образом, по своей сути указанная норма практически дублирует ст. 9.16 КоАП, действовавшего до 01.03.2021. 

Ответственность за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений

Часть 2 ст. 10.12 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений. Согласно ч. 2 данной статьи непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Меры административной ответственности, установленные статьей, распространяются в отношении физических лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять нанимателя.

Таким образом, по своей сути указанная норма схожа со ст. 9.18 КоАП, действовавшего до 01.03.2021. 

Ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы

Согласно ч. 3 ст. 10.12 КоАП невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 50 базовых величин.

Справочно.
Норма ч. 3 ст. 10.12 КоАП в отличие от ч. 1 ст. 9.19 КоАП, действовавшего до 01.03.2021, к нарушениям относит не только нарушение периодичности и сроков выплаты заработной платы работникам, но и такие нарушения, как задержка окончательного расчета при увольнении работника, несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска, а также невыплата или неполная выплата стимулирующих и компенсационных выплат.

К числу иных выплат, несвоевременность (неуплата) которых влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 10.12 КоАП, следует отнести в том числе стимулирующие и компенсирующие выплаты, включая оплату труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, выплату заработной платы работникам в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством, гарантий и компенсаций, определенных законодательством.

Необходимо обратить внимание, что законодателем ужесточена ответственность для должностных лиц в случае невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством.

Справочно.
С 01.03.2021 юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством.

По сравнению с предыдущей редакцией КоАП размер штрафа по ч. 3 ст. 10.12 КоАП изменился и предусматривает от 4 до 50 базовых величин.

Следует также отметить, что новая редакция КоАП предусматривает административную ответственность за повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.12 КоАП. Так, деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 10.12 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 30 до 100 базовых величин.

Справочно.
Часть 1 ст. 9.19 КоАП, действовавшая до 01.03.2021, предусматривала за нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы административную ответственность в виде штрафа от 4 до 20 базовых величин, а для юридического лица — до 100 базовых величин.

Ответственность за нарушение законодательства при аттестации рабочих мест по условиям труда

Часть 5 ст. 10.12 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно ч. 5 данной статьи ответственность наступает в случаях: 

— непроведения нанимателем или должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях и в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда; 

— нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; 

— представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения.

Санкция ч. 5 ст. 10.12 КоАП предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин.

Ответственность за иные нарушения законодательства о труде

Частью 6 ст. 10.12 КоАП определено, что несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин.

Часть 6 ст. 10.12 КоАП в том числе предусматривает перечень конкретных нарушений, при совершении которых будет наступать административная ответственность: 

— несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу; 

— несоблюдение должностным лицом нанимателя режима рабочего времени и времени отдыха работников; 

— несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка предоставления отпусков.

Административная ответственность за вышеуказанные нарушения наступает даже в том случае, если работнику указанными действиями нанимателя не был причинен вред.

К числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена ч. 6 ст. 10.12 КоАП, относятся и другие нарушения, повлекшие вредные последствия. 

Справочно.
Вред — вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащие денежному измерению (п. 1 ч. 1 ст. 1.10 КоАП).

Так, к иным нарушениям законодательства о труде, причинившим вред работнику, можно отнести нарушения, касающиеся, например, порядка хранения, выдачи трудовых книжек, неустановление в контрактах и (или) непредоставление работникам дополнительных гарантий, предусмотренных ст. 261-2 ТК, и т.д.

6958 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме