Вы на портале

Пропущен срок формирования уставного фонда: каковы последствия?

Ситуация: принимается решение об учреждении хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО, Общество). Общество зарегистрировано 01.06.2017. Срок формирования его уставного фонда в соответствии с решением об учреждении составляет 6 месяцев от даты государственной регистрации ООО. Вид вклада — денежный. По состоянию на 01.12.2017 уставный фонд Общества не сформирован.

Обновлено
Соболь Сергей
Соболь Сергей

управляющий партнер, адвокат Адвокатского бюро «Линия права»

Гордейчук Юрий
Гордейчук Юрий

помощник адвоката Адвокатского бюро «Линия права»

14175 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопросы:

Какие риски существуют для хозяйственного общества и его участников в случае просрочки формирования уставного фонда?

Можно ли предотвратить негативные последствия в связи с тем, что уставный фонд не был сформирован?


Последствия невнесения вкладов участниками ООО

Одним из оснований перехода доли (части доли) участника в уставном фонде Общества к самому Обществу является невнесение его участником вклада (части вклада) в уставный фонд этого Общества в срок, определенный решением об учреждении Общества. Данное правило предусмотрено ч. 2 ст. 99 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах).

Указанные правовые последствия возникают лишь в случае невнесения вкладов участниками при первичном формировании уставного фонда Общества. Установление негативных последствий такого характера при невнесении первоначальных вкладов обусловлено нарушением базовых принципов деятельности хозяйственного общества.

Как отмечает К.Д. Дроздовская, неисполнение обязанности по внесению вкладов в уставный фонд общества нарушает базовые принципы деятельности общества — общество не может в полном объеме считаться объединением капиталов; уставный фонд общества не выполняет стартовую и гарантийную функцию в деятельности юридического лица; нарушается достоверность публичных сведений о размере активов хозяйственного общества; обществом не получена оплата за предоставление участнику доли в его уставном фонде*.

* См.: Дроздовская К.Д. Можно ли понудить участника ООО к внесению вклада в уставный фонд в натуре? [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.

Иные же последствия влечет за собой невнесение дополнительных вкладов в уставный фонд Общества, необходимость внесения которых обусловлена процедурой увеличения уставного фонда за счет дополнительных вкладов всех участников Общества. Так, в случае невнесения одним из участников дополнительного вклада в уставный фонд Общества последствия будут такими: уставный фонд не считается увеличенным, а вклады, внесенные другими участниками в рамках осуществления процедуры увеличения уставного фонда, должны быть им возвращены Обществом. Таким образом, в случае невнесения участником дополнительного вклада в уставный фонд Общества в рамках процедуры увеличения уставного фонда за счет вкладов всех участников доля такого участника не переходит к Обществу, а участник соответственно не утрачивает статуса участника*.

* См.: Функ Я. Сложные вопросы увеличения уставного фонда за счет вкладов всех участников // Юрист. — 2016. — № 9. — С. 50–55.

Справочно. 
В случае внесения участником только части первоначального вклада в уставный фонд Общества в срок, предусмотренный решением об учреждении Общества, у Общества возникает обязанность выплатить участнику действительную стоимость части его доли в уставном фонде пропорционально внесенной им части вклада или с согласия участника Общества выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости (ч. 3 ст. 99 Закона о хозобществах).

Важно знать!

Увеличение уставного фонда – вполне понятная и хорошо регламентированная процедура. Однако на практике у этой процедуры много подводных камней, которые нужно учитывать, чтобы все усилия были не напрасны. Цена ошибки в данном вопросе очень велика – оспаривание решений коллегиальных органов управления с последующим признанием их недействительными. Как провести такое увеличение и не бояться, что оно будет оспорено? 

Читайте в статье С. Морозовой, помощника адвоката Адвокатского бюро «РЕВЕРРА»  «Как увеличить уставный фонд общества (на примере ООО)»

Правовой статус участников при просрочке формирования уставного фонда

Наступление последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 99 Закона о хозобществах, не зависит от воли каких-либо лиц (органов) (участников общества, руководителя, общего собрания участников). На наш взгляд, данная позиция не лишена недостатков в силу следующего.

Невнесение участником вклада в уставный фонд Общества при его учреждении может быть обусловлено определенными причинами, которые могут рассматриваться как уважительные. Однако уважительный характер причин невнесения участником вклада в уставный фонд Общества в срок, определенный решением об учреждении, каким-либо образом повлиять на ненаступление указанных последствий не может, поскольку, как было отмечено выше, участник автоматически утрачивает статус участника общества.

Датой утраты статуса участника является день, следующий за последним днем внесения вклада в уставный фонд Общества, который определен решением об учреждении. Истечение срока, предусмотренного решением об учреждении, является юридическим фактом, влекущим за собой утрату статуса участника хозяйственного общества*.

* См.: Карпекин А., Зайцев Е. Как быть с участниками, не внесшими вклад в уставный фонд // Юрист. — 2018. — № 2. — С. 65–68.

Правовой статус ООО при просрочке формирования уставного фонда

Законодательством прямо не урегулирована ситуация, когда первоначальные вклады в уставный фонд ООО не были внесены всеми участниками либо единственным участником ООО в срок, определенный решением об учреждении.

Если исходить из последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 99 Закона о хоз-обществах, то в случае невнесения всеми участниками (единственным участником) Общества вкладов в его уставный фонд в срок, определенный решением об учреждении, Общество остается без участников и, соответственно, без высшего органа управления — общего собрания участников. Бесспорным является тот факт, что существование ООО без участников, а соответственно без высшего органа — общего собрания участников, невозможно.

Существует мнение, что Общество, все участники (единственный участник) которого не внесли вклады в уставный фонд в срок, определенный решением об учреждении Общества, должно быть ликвидировано по решению суда, рассматривающего экономические дела. Тем не менее основание, по которому такое решение должно быть принято, ни в законодательстве, ни в юридической литературе не указывается. Прямого указания на возможность принятия судом, рассматривающим экономические дела, решения о ликвидации в связи с отсутствием в обществе участников также законодательством не предусмотрено. Представляется, что для ликвидации юридического лица необходимо, чтобы основание напрямую предусматривал законодательный акт.
В описанной выше ситуации можно было бы полагаться на абз. 2 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о ликвидации, Декрет № 1), согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, рассматривающего экономические дела, в случае нарушения коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством.

Однако участники (единственный участник) хозяйственного общества, не внесшие первоначальные вклады в уставный фонд общества, нарушили порядок формирования уставного фонда общества, определенный решением об учреждении, а не порядок, установленный законодательством. Порядок, определенный законодательством, будет считаться нарушенным лишь по истечении 12 месяцев.

Порядок формирования уставного фонда хозяйственного общества установлен ч. 2 п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1. Согласно данному пункту объявленный в уставе <…> уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом <…>.

Указанная норма в части определения порядка формирования уставного фонда уставом Общества не согласуется с абз. 4 ч. 2 ст. 11 Закона о хозобществах, в соответствии с которым именно в решении об учреждении хозяйственного общества должны быть определены размер и порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд. В силу ст. 14 Закона о хозобществах срок внесения вкладов в уставный фонд не является условием, подлежащим обязательному включению в устав учреждаемого Общества.

В связи с этим отметим, что если все участники Общества (единственный участник) не внесли первоначальные вклады в уставный фонд в срок, определенный решением об учреждении, который составляет менее 12 месяцев, и, соответственно, лишились статуса участников (при этом уставом не определен срок внесения вкладов в уставный фонд), то получается, что суд, рассматривающий экономические дела, вправе принять решение о ликвидации по истечении 12-месячного срока, а не по истечении срока, определенного решением об учреждении. Таким образом, сложится противоречивая ситуация, когда ООО будет существовать без участников и без высшего органа управления ООО определенный промежуток времени.

На наш взгляд, решение о ликвидации общества без участников суд, рассматривающий экономические дела, может принять на основании абз. 3 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации, а именно: на основании факта осуществления Обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательных актов. В частности, Общество продолжает осуществлять деятельность с нарушением минимально установленного количества участников, которое должно иметь хозяйственное общество.

По нашему мнению, ч. 1 ст. 91 Закона о хозобществах является нормой, позволяющей разрешить проблему в части определения конкретного основания, которое дает возможность суду, рассматривающему экономические дела, принять решение о ликвидации общества, не имеющего участников.

Справочно.
Согласно ч. 1 ст. 91 Закона о хозобществах число участников общества с ограниченной ответственностью должно быть не менее одного и не более пятидесяти.

Екатерина ПЕДО, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»

С внесением изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», вступивших в силу с 1 мая 2013 г., учредителям коммерческих организаций предоставлено право формировать уставный фонд учреждаемого юридического лица в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации организации, если иное не установлено законодательными актами, либо самостоятельно определять срок формирования уставного фонда в пределах 12-месячного периода. Несмотря на то, что такое изменение более либерально по сравнению с ранее действовавшим правилом о предварительном формировании уставного фонда, на практике учредители по-прежнему нарушают установленные сроки.
В настоящий момент в Беларуси отсутствует судебная практика, связанная с последствиями нарушения участниками формирования уставного фонда в полном объеме. Для того чтобы предотвратить возникновение подобной ситуации, рекомендуем:
— формировать уставный фонд хозяйственного общества до даты государственной регистрации коммерческой организации путем открытия временного счета и внесения на него денежных вкладов;
— устанавливать сжатые сроки формирования уставного фонда;
— объявлять минимально необходимый для старта размер уставного фонда, чтобы у учредителей была реальная возможность сформировать его оперативно после государственной регистрации;
— в случае если сроки длительные, контролировать их соблюдение (данная функция может быть возложена на бухгалтера организации).
Если просрочка формирования уставного фонда все же произошла, рекомендуем рассмотреть возможность ликвидации юридического лица на основании решения общего собрания участников общества, не дожидаясь обнаружения соответствующего нарушения государственными органами и применения санкций.

14175 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме