Реестр требований кредиторов без обжалования действий управляющего

У суда нет оснований не принимать во внимание информацию, содержащуюся в реестре требований кредиторов должника, если на момент вынесения решения должник не воспользовался своим правом обжаловать действия управляющего по включению требований в реестр.

Обновлено

Дело № 141-15Б/2017/218А/1193К

Экономический суд Минской области решением от 19.06.2018 признал ИП «Ш» банкротом и открыл ликвидационное производство до 31.05.2019. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.

Фирма «Ш» (заявитель) подала кассационную жалобу. В судебном заседании заявитель сослался на завышение фактической задолженности в связи с необоснованным включением управляющим в реестр требований кредиторов. Заявитель полагает, что в реестр требований необоснованно включены требования <...> в части начисленных процентов за пользование кредитом и штрафных санкций, поскольку после того, как должник по объективным причинам перестал вносить платежи по графикам, банки должны были сразу обратиться в страховые компании за получением страхового возмещения, а не начислять проценты и штрафные санкции.

Коллегия отказала в удовлетворении жалобы. В установленном порядке управляющим возражения против требований кредиторов не выдвигались. Кроме того, на момент вынесения решения по делу фирма «Ш» не воспользовалось своим правом обжаловать в судебном порядке действия управляющего по включению в реестр требований кредиторов.

Как видно из материалов дела, экономический суд Минской области, рассмотрев заявление инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, определением возбудил производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) ИП "Ш".

Определением суда от 15.01.2018, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции,  в отношении ИП "Ш" открыто конкурсное производство и назначено антикризисным управляющим ООО "У", которому при наличии факта банкротства необходимо было представить в суд план (ликвидации) санации,  утвержденный собранием кредиторов, протокол собрания кредиторов.

Управляющим было созвано первое  собрание кредиторов, которое состоялось  29.05.2018. На собрании рассмотрен отчет управляющего о финансовом состоянии и платежеспособности должника, реестр требований кредиторов ИП "Ш", предварительно разрешен  вопрос о ликвидации должника.

Согласно представленному в материалы дела протоколу первого  собрания  кредиторов ИП "Ш" большинством  голосов утвержден отчет управляющего о финансовом состоянии и платежеспособности должника, утвержден реестр требований, утвержден план ликвидации, разработанный управляющим, и принято решение о заявлении в экономическом суде ходатайства об открытии ликвидационного производства.    

На основании решения собрания кредиторов, рассмотрев отчет управляющего о финансовом состоянии и платежеспособности должника, отчет об имуществе, реестр требований кредиторов ИП "Ш", план ликвидации, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1,43,49,50, 121, 122, 124, 140-151 Закона о банкротстве,  пришел к выводу о наличии оснований  для принятия решения об открытии ликвидационного производства.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного  Суда Республики Беларусь считает выводы  судов  первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на материалах дела и нормах действовавшего  законодательства ввиду следующего.

В соответствии со статьей 50 Закона Республики Беларусь  Закона о банкротстве решение об открытии ликвидационного производства принимается экономическим судом при отсутствии оснований для проведения санации, а решение о санации принимается экономическим судом при наличии оснований, установленных ч. 1 ст. 125 Закона (на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, установленных ч. 3 ст. 122, ст. 124 и ч. 3 ст. 170 Закона - прим. ред).

Как следует из материалов дела, между управляющим и собранием кредиторов по результатам рассмотрения плана ликвидации ИП "Ш" не возникло разногласий по вопросу открытия ликвидационного производства, так как большинство кредиторов поддержало выводы и предложение управляющего об открытии ликвидационного производства. Собранием кредиторов не было принято решение об утверждении плана санации должника и заявлении ходатайства о введении санации.

В ходе судебного разбирательства у суда также не имелось оснований для принятия решения о санации ИП "Ш" по собственной инициативе в соответствии со статьей 124 и частью третьей статьи 170 Закона, так как не была  установлена возможность  погасить требования по платежным обязательствам, которые в установленном порядке включены в реестр требований кредиторов.

Так, согласно отчету управляющего об имуществе должника согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.05.2018 у ИП "Ш" имелись активы на общую сумму 44128722,90 белорусских рублей. Значительная часть имущества является залоговым  или приобретенным в лизинг, платежи по которому не погашены.

Управляющим признаны обоснованными и подтвержденными документально согласно реестру требований кредиторов ИП "Ш" по состоянию на 28.05.2018 требования 72 кредиторов на общую сумму 56023644,26 белорусских рублей, что превышает имеющиеся у должника активы и свидетельствует о недостаточности имущества для погашения установленных требований кредиторов.

Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы о том, что управляющим в реестр требований кредиторов должника были необоснованно включены требования кредиторов не нашли своего подтверждения, так как в установленном порядке не исключены из реестра требований кредиторов, соответствующие возражения управляющим против требований не выдвигались.

Кроме того,  на момент вынесения решения по делу фирма  "Ш" не воспользовалось своим правом обжаловать в судебном порядке  действия управляющего по включению в реестр требований кредиторов,  поэтому у суда не имелось оснований не принимать во внимание информацию, содержащуюся в реестре требований кредиторов должника, о признанных требованиях кредиторов в соответствии со ст. 89 Закона.