Вы на портале

Изменения в Законе о хозяйственных обществах

Помимо изменений, изложенных в предшествующих статьях настоящей рубрики журнала, Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее — Закон) содержит целый ряд положений, направленных на дальнейшее совершенствование и более детальное регулирование корпоративных отношений в Республике Беларусь.
Обновлено
Хромов Сергей

старший юрист юридической фирмы «Верховодко и партнеры»

3851 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Уточнены вопросы выкупа акционерным обществом собственных акций по требованию акционеров. Устранен ряд пробелов в определении момента перехода прав на долю в уставном фонде общества. Детализированы вопросы подготовки к проведению общих собраний участников общества. Урегулированы отдельные аспекты проведения аудиторской проверки по требованию участников (акционеров).

Уставный фонд хозяйственного общества

Из действующей редакции Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон об обществах) исключена вызывавшая неоднозначные подходы в толковании норма о недопустимости увеличения уставного фонда акционерного общества (далее — АО) для покрытия понесенных этим обществом убытков.

Важным положением Закона является изменение количества голосов, необходимых для принятия решения об увеличении уставного фонда за счет дополнительных вкладов всех участников общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО): вместо установленного по общему правилу квалифицированного большинства (не менее 2/3 от общего количества голосов участников) данное решение подлежит принятию общим собранием участников единогласно.

Также исключена норма, согласно которой в случае отказа участника от внесения дополнительного вклада недостающая стоимость данного вклада распределялась между желающими участниками с пропорциональным увеличением их долей. Указанные изменения являются важным шагом, направленным на защиту прав участников ООО, не обладающих на сегодняшний день достаточным количеством голосов для блокировки решений, направленных на «размытие» их долей.

Порядок обращения акций АО

Законом изменен ряд положений, регулирующих вопросы выкупа АО собственных акций по требованию акционеров. В частности, откорректирован перечень случаев, когда у акционера возникает право требовать выкупа акций:

  • в случае принятия решения о реорганизации АО либо о совершении АО крупной сделки право требовать выкупа акций вместо лиц, не участвовавших в соответствующих собраниях, предоставлено лицам, которые не были надлежащим образом извещены о проведении данных собраний;
  • не вправе требовать выкупа принадлежащих им акций акционеры АО, созданных в процессе приватизации государственного имущества или путем преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий, более 50 % акций которых принадлежит государству, в случае их реорганизации в форме присоединения к ним одного или нескольких юридических лиц, а также акционер, являющийся единственным участником этого АО.

Кроме того, исключена норма, согласно которой цена выкупа акций по требованию акционера не может быть ниже номинальной. При этом вопрос о цене выкупа акций АО должен быть включен отдельным вопросом в повестку дня собрания в случае рассмотрения на данном собрании вопросов, способных повлечь возникновение у акционера права требовать выкупа акций.

Определенные изменения затронули и порядок обращения акций ЗАО:

  • исключена обязанность отражать в уставе ЗАО сведения о круге лиц либо о порядке определения круга лиц, среди которых возможно размещение и обращение акций, эмитируемых ЗАО. Если соответствующий круг лиц не определен уставом ЗАО, то размещение акций ЗАО допускается среди иных помимо акционеров лиц, определенных решением общего собрания акционеров, принятым большинством не менее 2/3 от числа голосов всех акционеров ЗАО;
  • правила, установленные для продажи акций ЗАО, распространяются также на договоры мены, предусматривающие передачу акций ЗАО, если иное не вытекает из существа договора мены.

Переход прав на долю в уставном фонде ООО

В отношении отдельных действий, связанных с переходом прав на долю в уставном фонде ООО, закрепляются предельные сроки:

  • уставом ООО должен быть определен срок для реализации участниками и обществом соответственно преимущественного права покупки и права приобретения доли, который не может быть более 30 дней со дня направления участником, намеренным продать свою долю, извещения о ее продаже;
  • если уставом ООО предусмотрено, что для отчуждения доли третьим лицам иным образом, чем продажа, требуется согласие ООО или остальных его участников, то устав должен определять срок для выражения согласия обществом или участниками, который не должен превышать 30 дней с даты обращения к ним участника, намеревающегося произвести отчуждение доли иным образом, чем продажа;
  • если уставом ООО предусмотрено, что для перехода доли к наследникам (правопреемникам) участника требуется согласие остальных участников, то устав должен определять срок для выражения согласия участниками, который не может превышать 30 дней с даты обращения к ООО наследников (правопреемников).

Представляется, что установление указанных предельных сроков в определенной мере ухудшит положение отдельных участников, особенно юридических лиц. Часть установленного срока требуется для доставки уведомления данному участнику, а оставшегося времени может оказаться недостаточно, чтобы совершить все процедуры для принятия соответствующего решения компетентным органом этого участника.

Законом устранен ряд пробелов в определении момента перехода прав на долю:

  • если в соответствии с уставом ООО отчуждение доли третьим лицам невозможно, а другие участники ООО от ее покупки отказываются, то доля переходит к ООО с момента выплаты участнику, намеревающемуся произвести отчуждение данной доли, действительной стоимости доли (выдачи имущества в натуре);
  • в случае отказа в согласии на переход доли к наследникам (правопреемникам) участника доля переходит к ООО с момента выплаты наследникам (правопреемникам) действительной стоимости доли (выдачи имущества в натуре);
  • если участник не внес в полном объеме свой вклад в уставный фонд ООО в соответствии с решением об учреждении, доля данного участника переходит к ООО со дня истечения срока внесения вклада;
  • доля вышедшего (исключенного) участника переходит к ООО с момента выхода (исключения) соответствующего участника;
  • доля, на которую обращается взыскание, переходит к ООО или к остальным участникам с момента выплаты кредиторам ее действительной стоимости (выдачи имущества в натуре).

Кроме того, Законом установлен порядок определения срока, в течение которого ООО обязано произвести выплату действительной стоимости доли (выдачу имущества в натуре) участнику, не внесшему свой вклад в уставный фонд полностью. Данный срок определяется решением общего собрания участников и не должен превышать 12 месяцев со дня истечения срока внесения вклада. Применительно к процедуре выхода (исключения) участника в уставе ООО не может быть предусмотрен иной размер выплат вышедшему (исключенному) участнику, нежели выплата действительной стоимости доли, а также приходящейся на данную долю части прибыли, полученной ООО с момента выбытия этого участника и до момента расчета.

Обращение взыскания на долю будет возможно только при недостаточности у участника иного имущества для покрытия его долгов, а течение срока в 3 месяца для принятия решения о расчетах с кредиторами данного участника будет исчисляться с момента предъявления кредиторами исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на долю.

Общее собрание участников хозяйственного общества

Практика применения действующей редакции Закона об обществах оказала большое влияние на положения Закона, регулирующие вопросы, связанные с проведением общих собраний участников хозяйственных обществ.

На сегодняшний день зачастую встречаются случаи, когда обязанность исполнительного органа представить годовой отчет о деятельности общества на годовом общем собрании участников не исполняется вовсе либо не исполняется должным образом. С целью недопущения нарушения соответствующих прав участников Закон устанавливает обязанность исполнительного органа общества не менее чем за 20 дней до даты проведения годового общего собрания участников подготавливать и предоставлять лицам, имеющим право на участие в общем собрании, информацию о деятельности общества, а также предъявляет ряд требований к составу предоставляемой информации.

Изменения коснулись и порядка оспаривания участником решения общего собрания участников. При этом особое внимание следует уделить установлению возможности оспаривания решения общего собрания участников бы-вшим участником общества, а также изменению срока для оспаривания в суде решения общего собрания акционеров АО — данный срок уменьшен с 6 до 3 месяцев со дня, когда акционер (бывший акционер) узнал или должен был узнать о принятии таких решений.

В отношении процедуры созыва и проведения общих собраний акционеров АО важным изменением является определение нового подхода к урегулированию вопроса, связанного с переходом (передачей) прав на акции к другому лицу после формирования реестра акционеров, на основании которого составлялся список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты проведения общего собрания акционеров. Закон об обществах устанавливает, что в подобной ситуации лицо, включенное в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, обязано выдать новому владельцу доверенность на голосование или голосовать на общем собрании акционеров в соответствии с указаниями нового владельца акций. После вступления в силу Закона в описанной ситуации новый владелец акций приобретает право самостоятельно участвовать в собрании при предъявлении им доказательств, подтверждающих переход (передачу) права на акции.

Два важных изменения предусмотрены Законом в отношении АО с числом акционеров более 100. Во-первых, члены совета директоров (наблюдательного совета) в данном АО по общему правилу должны избираться кумулятивным голосованием (иная форма голосования может быть предусмотрена в уставе АО). Во-вторых, установлены требования к бюллетеню и предусмотрен порядок голосования бюллетенями по вопросам повестки дня на общем собрании акционеров, когда число акционеров АО — владельцев голосующих акций превышает 100.

Прочие изменения

Законом более детально урегулированы отдельные аспекты проведения аудиторской проверки хозяйственного общества по требованию участника (акционера). Так, если уполномоченным органом хозяйственного общества не принимаются меры по проведению аудиторской проверки по требованию участников (акционеров, обладающих в совокупности 10 или более процентами акций), то данные участники (акционеры) вправе самостоятельно определить лицо, которое будет проводить аудиторскую проверку, заключить с данным лицом договор оказания аудиторских услуг, а также обладают правом взыскания с общества расходов на проведение аудита. Также Закон определяет случаи, когда аудит может быть проведен на основании решения суда по иску участника (акционера), требующего его проведения. Отдельно следует обратить внимание, что по общему правилу расходы на проведение аудиторской проверки АО по требованию его акционеров, обладающих в совокупности 10 или более процентами акций, возлагаются на АО. В отношении ООО нормы законодательства не изменились — расходы на проведение аудиторской проверки по требованию участника несет сам участник (общее собрание участников ООО может принять решение о возмещении ему расходов за счет общества).

С целью установления гарантий для владельцев привилегированных акций Закон закрепляет не право, а обязанность АО выплачивать дивиденды данной категории акционеров (за исключением случаев, перечисленных в части пятой ст. 72 Закона об обществах). Кроме того, устав АО должен содержать указание на срок, в течение которого АО выплачивает дивиденды владельцам привилегированных акций.

Закон предусматривает возможность создания в хозяйственном обществе контрольно-ревизионной службы. При этом целью создания данного органа является проведение постоянного внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности общества.

Действующая редакция Закона об обществах четко не определяет, кто может выступать участником общества, создаваемого в результате реорганизации хозяйственного общества в форме выделения. При этом отдельные регистрирующие органы неоднократно высказывали позицию, что участником выделенного общества не может выступать третье лицо. Данная позиция нашла свое отражение в Законе.

Вступление Закона в силу

У хозяйственных обществ не возникает обязанность привести свои уставы в соответствие с Законом к определенной дате в связи со вступлением его в силу с 26 января 2016 г. Так, согласно ст. 3 Закона зарегистрированные хозяйственные общества обязаны привести свои уставы в соответствие с Законом при первом внесении изменений. До этого уставы действуют в части, не противоречащей Закону.

Однако в отношении отдельных зависимых обществ Закон все же предусматривает необходимость совершения определенных действий. Так, если зависимое хозяйственное общество на дату вступления Закона в силу будет иметь долю в уставном фонде (акции) хозяйственного общества, по отношению к которому оно признается зависимым, то оно должно произвести отчуждение этой доли в уставном фонде (акций) до 1 июля 2016 г.

Если же хозяйственные общества имеют долю в уставном фонде (акции) друг друга в размере 20 % и более (соответственно, по отношению друг к другу они признаются зависимыми), то произвести отчуждение своей доли в уставном фонде (акций) должно одно из хозяйственных обществ. В случае непринятия обществами решения до 1 июня 2016 г. отчуждение должно произвести общество, имеющее меньшую долю в уставном фонде (количество акций).

3851 Shape 1 copy 6Created with Avocode.