Казус «БУРАТИНО»: ОАО «КРИНИЦА» vs ООО «Стас интернешнл»

На сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли опубликовано решение № 389/3-2022. Согласно тексту решения установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ОАО «КРИНИЦА», связанной с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак «БУРАТИНО». Рассказываем о деле.

2322 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Стороны дела

ООО «Стас интернешнл». Создано 14.06.2012. Занимается производством безалкогольных напитков, минеральных вод и других вод в бутылках (код деятельности 11 070).

ОАО «КРИНИЦА». Создано 27.04.1994. Занимается производством безалкогольных напитков, минеральных вод и других вод в бутылках (код деятельности 11 070).

Фабула дела

Октябрь 2019 г. В адрес ООО «Стас интернешнл» поступило обращение от ОАО «КРИНИЦА». ОАО требовало прекратить любое использование товарного знака «БУРАТИНО», так как этот товарный знак уже зарегистрирован ОАО в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания.

Позиция заявителя

ООО считает, что регистрация товарного знака «БУРАТИНО» противоречит Закону Республики Беларусь от 05.02.1993 № 218-ХП «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон). Так, в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 4 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. А согласно подп. 5.2 п. 5 ст. 5 Закона в качестве товарного знака нельзя зарегистрировать обозначения, тождественные названию известного в Республики Беларусь произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия правообладатели, если право на соответствующее произведение возникло ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Обозначение «БУРАТИНО» – имя персонажа сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

По мнению ООО, буквальное толкование подп. 5.2 п. 5 ст. 5 Закона говорит о невозможности регистрации обозначения «БУРАТИНО» в качестве товарного знака без согласия автора произведения А.Н. Толстого.

Подтверждением нарушения подп. 1.2 п. 1 ст. 4 Закона служит тот факт, что газированный безалкогольный напиток с этим названием разработан в 1970-х гг. Всесоюзным научно-исследовательским институтом пиво-безалкогольной промышленности для расширения ассортимента напитков для школьников и подростков. На протяжении более чем 40 лет  производители использовали обозначение «БУРАТИНО» для маркировки товаров 32-го класса Международной классификации товаров и услуг.

Справочно
К 32-му классу Международной классификации товаров и услуг относятся пиво, безалкогольные напитки, воды минеральные и газированные, напитки и соки фруктовые, сиропы и прочие составы для изготовления безалкогольных напитков.

ООО считает, что использование ОАО «КРИНИЦА» товарного знака «БУРАТИНО» является актом недобросовестной конкуренции путем приобретения исключительных прав на товарный знак, ранее широко используемый конкурентами для обозначения конкретного вида безалкогольного газированного напитка с традиционным хорошо знакомым вкусом, но не зарегистрированный ими в установленном законодательством порядке. 

Позиция ответчика

Сотрудники ОАО «КРИНИЦА» провели мониторинг торговых сетей. В результате мониторинга выяснилось, что некоторые предприятия неправомерно использует зарегистрированный ОАО товарный знак «Буратино» и тем самым наносят ущерб правам и законным интересам ОАО. Это и стало основанием для направления письма в ООО «Стас интернешнл» и ряд других субъектов хозяйствования.

В ноябре 2019 г. ОАО продлило срок регистрации товарного знака «БУРАТИНО» по 29.12.2029. С продлением проблем не возникло: никакие юридические лица, в том числе ООО «Стас интернешнл», за отменой регистрации товарного знака не обратились.

Что выяснил МАРТ

До подачи в 2002 г. ОАО заявки на регистрацию товарного знака «БУРАТИНО» словесное обозначение «БУРАТИНО» уже использовалось как название безалкогольного напитка другими производителями Республики Беларусь, а ранее – БССР.

Анализ нормативно-технической документации свидетельствует о вхождении обозначения «БУРАТИНО» в широкий обиход и специальную отрасль промышленности – производство безалкогольных напитков как название конкретного вида безалкогольного напитка. В результате длительного применения широким кругом белорусских производителей напитков «БУРАТИНО» превратилось в наименование товара, производство которого не связано с конкретным производителем.

По информации, полученной МАРТ от производителей, напиток «БУРАТИНО» пользовался спросом у потребителей в разные годы его выпуска. А о популярности напитка свидетельствует факт его упоминания и демонстрации в произведениях киноискусства. Например, в художественном кинофильме «Ты – мне, я – тебе» производства киностудии «Мосфильм» 1976 года.

Таким образом, обозначение «БУРАТИНО» широко известно потребителям на всей территории Республики Беларусь и воспринимается как наименование конкретного вида безалкогольного газированного напитка с традиционным и хорошо знакомым вкусом.

Решение МАРТ

Установить факт наличия нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «КРИНИЦА», связанных с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак «БУРАТИНО» в отношении товаров «напитки безалкогольные» 32-го класса Международной классификации товаров и услуг.

С материалами дела можно ознакомиться по ссылке.

2322 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
• • •
Контрактная форма найма очень популярна в трудовых правоотношениях, если не сказать больше – чаще всего работники именно «сидят на контракте». Контракт является срочной...
Прекращение трудовых отношений