Специфика деятельности торговых сетей и их возрастающее влияние не только в сфере торговли, но и в связанных с ней отраслях (реклама, влияние на потребителей и поставщиков) требуют закрепления на законодательном уровне новых инструментов антимонопольного регулирования.
Так, торговые организации могут диктовать невыгодные условия при поставке товаров. Все больший охват рынка торговыми сетями приводит к сокращению доли малого и среднего бизнеса, а их ассортиментная политика — к «вымыванию» местных производственных предприятий.
Поэтому документ направлен на создание дополнительных условий для развития конкуренции и эффективного функционирования сектора розничной торговли продуктами питания.
Согласно проекту документа планируется следующее:
признать субъект торговли, доля которого в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в республике за предыдущий финансовый год превышает 15 %, занимающим доминирующее положение на рынке, возложить дополнительные обязанностей и установить ограничения;
обязать субъекты торговли самостоятельно рассчитывать долю в объеме товарооборота, размещать на сайте правила торговой практики, перечень аффилированных лиц, с которыми заключены договоры на поставку товаров;
запретить навязывать поставщикам и производителям участие в скидках, акциях, услуги по продвижению товаров, устанавливать условия с возможностью в одностороннем порядке прекратить сотрудничество без веских причин и требовать выплату бонусов и премий и др.;
определить условия осуществления рекламной деятельности и установить административную ответственность за нарушение его норм.
С текстом проекта Указа и обоснованием к нему можно ознакомиться на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в разделе «Законодательство / Общественное обсуждение проектов» либо на Правовом форуме Беларуси. Общественное обсуждение продлится до 20 июня 2019 года (включительно).
Источник: БелТА