Справочно
Legaltax помогает корпоративным юристам решать нестандартные задачи и отстаивать интересы в госорганах по налоговым и регуляторным вопросам. В пуле Клиентов — юридические департаменты таких крупных международных игроков, как Schneider Electric Bel, Modus Group, ALD Automotive Russia (Societe Generale Group). Юридические решения и second legal opinion по проблемам международных налогов (квалификация ADIT), инвестиционных проектов, комплайнс и регуляторных вопросов. Фирмы-партнеры в 100+ странах.
Документы, вступившие в силу
Название и реквизиты документа
| Краткая информация
|
---|
Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету операций уступки прав денежного требования.
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2019 г. № 137
| С 01.07.2019 г. утверждена новая Инструкция по бухучету операций уступки прав денежного требования. Определен порядок отражения в бухучете банков операций:
• финансирования под уступку денежного требования (факторинг), осуществляемого путем заключения договоров факторинга или совершения факторинговых операций, иной уступки банкам прав денежного требования в соответствии с законодательством; • уступки банками прав денежного требования по кредитным договорам, договорам займа и иным договорам в соответствии с законодательством;
• последующей уступки банками права денежного требования по договору факторинга, факторинговой операции, иных прав денежного требования в соответствии с законодательством
|
О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве.
Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 г. № 223
| C 01.07.2019 г. определен порядок регулирования закупок в строительной отрасли, проводимых с привлечением:
• средств республиканских и местных бюджетов; • государственных внебюджетных фондов;
• внешних государственных займов и займов, взятых под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Мингорисполкомов. Закупки осуществляются путем проведения:
• подрядных торгов; • биржевых торгов;
• переговоров. Подрядные торги обязательны при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин и более.
Совет Министров Республики Беларусь наделяется правом устанавливать преференциальную поправку в случае предложения участниками товаров (работ, услуг) собственного производства, происходящих из Республики Беларусь или государств — членов ЕАЭС
|
Об утверждении положения о комиссии по госзакупкам.
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 г. № 7
| С 01.07.2019 г. начинает действовать обновленное положение о комиссии по госзакупкам.
В частности, председателем комиссии по госзакупкам может быть назначен только руководитель заказчика (организатора) либо его заместитель
|
О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 г. № 136-З
| С 01.07.2019 г. функционирует государственная информационно-аналитическая система управления госзакупками (ГИАС), включающая всю необходимую информацию о госзакупках, в том числе с электронных торговых площадок.
Определено, что нельзя менять условия договора при его исполнении в части: • предмета госзакупки;
• требований к такому предмету; • порядка оплаты;
• объема (количества) предмета госзакупки; • сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
• цены договора; • ответственности сторон.
Сроки могут быть изменены только по инициативе заказчика. Установлены ограничения по изменению цены. Изменены сроки подготовки и подачи предложений:
• для запроса ценовых предложений — не менее 5 рабочих дней; • для иных процедур госзакупок — не менее 10 рабочих дней
|
Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 66.
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2019 г. № 273
| С 11.07.2019 г. действуют изменения при осуществлении банковского перевода.
Платежные поручения со статусом платежа «мгновенный» не могут быть отозваны (изменены). Расширен перечень случаев, в которых банк-отправитель не принимает к исполнению платежные поручения, в частности если подано платежное поручение со статусом платежа «мгновенный» при:
• невозможности исполнения посредством системы мгновенных платежей; • наличии в банке неисполненных платежных инструкций, в которых указано меньшее значение условного обозначения очередности платежа по сравнению со значением условного обозначения очередности платежа, указанным в таком платежном поручении
|
Государственные закупки
Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 г. № 224 и от 31.01.2014 г. № 88
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 г. № 427
Справочно: Документ опубликован 9 июля 2019 года.
Определено, что преференциальная поправка в размере 15 % применяется в отношении предложения участником продуктов (товаров, услуг), происходящих с территории:
Установлено, что преференциальная поправка в размере 25 % применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых:
Документом, подтверждающим право на преференциальную поправку, является справка, подписанная руководителем не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре закупки. В справке должна быть указана следующая информация:
общее количество работников;
численность инвалидов;
доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда;
номера и сроки действия удостоверений, подтверждающих инвалидность.
Также юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и ведущие книгу учета доходов и расходов, вправе предъявлять на рассмотрение конкурсной комиссии выписку за последние четыре квартала, предшествующие дате подачи предложений.
При оценке конкурсных предложений оценке подлежат не менее двух предложений.
Обязательному согласованию подлежит техническое задание на закупку оборудования, изделий, конструкций, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов.
Установлено, что процедура улучшения конкурсных предложений может быть проведена организатором торгов только один раз.
Если в конкурсной документации или документации для переговоров не установлен способ обеспечения исполнения обязательств по договору, участник вправе выбрать его самостоятельно.
Документ вступил в силу с 10 июля 2019 года.
О проведении открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 г. № 448
Утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием.
Определено, что в случаях, не установленных Законом «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон), для применения иных видов процедур госзакупок заказчик (организатор) вправе провести:
1. Двухэтапный конкурс — если предметом госзакупки являются имущественные права на компьютерные программы, услуги по разработке и внедрению в деятельность информационных ресурсов, сетей, систем, их модернизации или интеграции с иными информационными ресурсами, системами и сетями и необходима дополнительная информация для формирования требований к предмету госзакупки.
2. Конкурс с ограниченным участием при приобретении товаров (работ, услуг) — для участников процедур госзакупок, для которых Советом Министров Республики Беларусь установлены дополнительные требования.
1. Двухэтапный конкурс.
Для проведения первого этапа двухэтапного конкурса заказчиком утверждается техническое задание, которое, в частности, должно содержать:
наименование предмета госзакупки, требования к нему;
источник финансирования госзакупки;
дату истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса.
Заказчик (организатор) размещает техническое задание на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения. При осуществлении госзакупки единым организатором срок для размещения технического задания на электронной торговой площадке определяется организатором самостоятельно. Срок для подготовки и подачи предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения технического задания на электронной торговой площадке.
Комиссия по госзакупкам рассматривает предложения для участия в первом этапе двухэтапного конкурса не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений.
После рассмотрения комиссией предложений для участия в первом этапе двухэтапного конкурса заказчиком с привлечением (при необходимости) эксперта формируются требования к предмету госзакупки.
К участию во втором этапе двухэтапного конкурса допускаются участники, принявшие участие в первом этапе и допущенные ко второму этапу двухэтапного конкурса. Участник, принявший участие в первом этапе двухэтапного конкурса, вправе отказаться от участия во втором этапе.
На каждом из этапов двухэтапный конкурс в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) может быть признан несостоявшимся.
2. Конкурс с ограниченным участием.
Проводится в порядке, установленном Законом для проведения открытого конкурса. Комиссия в течение не более 5 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений проводит предварительный отбор участников. Дополнительные требования включаются в конкурсные документы, утверждаемые заказчиком (организатором) при проведении конкурса с ограниченным участием. Комиссия отклоняет предложение, если представивший его участник не соответствует дополнительным требованиям.
К рассмотрению на соответствие иным требованиям конкурсных документов, оценке и сравнению предложений допускаются предложения участников, прошедших предварительный отбор.
Документ вступил в силу с 1 июля 2019 года.
Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 г. № 449
Установлен балльный способ оценки и сравнения предложений участников и критерии оценки предложений участников. Критерии оценки предложений участников разделены на две группы:
1. Стоимостные:
2. Не стоимостные:
характеристики предмета государственной закупки: потребительские, функциональные, технические, качественные, экологические и эксплуатационные;
характеристики результата творческой деятельности, культурного мероприятия, услуги в сфере культуры — его художественная и культурная значимость;
срок поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг);
наличие подтвержденного положительного опыта работы, связанного с предметом госзакупки;
наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих участнику на праве собственности или ином законном основании (в случае выполнения работ, оказания услуг).
Заказчики (организаторы) в конкурсных документах определяют не менее чем по одному критерию оценки из каждой группы, при этом наличие критерия «цена предложения» обязательно.
При госзакупках товаров минимальный удельный вес стоимостной группы критериев оценки должен составлять 70 %, работ и услуг — 60 %. Этот показатель снижается до 30 % в случае, если выполняются работы и оказываются услуги по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных информационных систем и ресурсов, официальных сайтов госорганов (организаций), созданию произведений искусства, организации и проведению культурных мероприятий, разработке ТНПА в области технического нормирования и стандартизации. Не допускается использование заказчиком (организатором) критериев оценки, не определенных в конкурсных документах и не указанных в постановлении, если иные критерии не установлены в соответствии с законодательными актами.
Документ вступил в силу с 1 июля 2019 года.
Таможенное регулирование
О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 г. № 406
Справочно: Документ опубликован 9 июля 2019 года.
Постановлением определен:
перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, в отношении которых таможенные операции совершаются в первоочередном порядке;
перечень товаров, в отношении которых может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин;
форма решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней;
перечень товаров медицинского назначения и специализированной пищевой продукции диетического лечебного питания, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь в международных почтовых отправлениях или доставляемых перевозчиком в адрес физических лиц, включенных в перечень, формируемый Минздравом;
перечень отдельных неизлечимых заболеваний физических лиц, включенных в перечень, формируемый Минздравом, в адрес которых на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь ввозятся в международных почтовых отправлениях или доставляются перевозчиком товары медицинского назначения и специализированная пищевая продукция диетического лечебного питания.
Определены случаи, когда товары, помещенные на временное хранение в месте прибытия, могут храниться в местах временного хранения, не находящихся в месте прибытия:
товары перевозятся железнодорожным транспортом в места временного хранения, размещенные на железнодорожных станциях;
документы для помещения товаров, перевозимых автомобильным транспортом, на временное хранение в месте прибытия представлены владельцем склада временного хранения, на котором могут храниться товары, помещенные на временное хранение в таком месте прибытия.
Установлено, что не требуется предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, если в отношении отдельных иностранных товаров одновременно выполнены определенные условия, в частности:
товары помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
товары предназначены для временного нахождения и использования на территории Республики Беларусь в культурных, научно-исследовательских целях, для проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, обеспечения обороноспособности и государственной (национальной) безопасности, переоснащения вооруженных сил, защиты госграницы, использования госорганами;
о ввозе таких товаров ГТК информирован заинтересованным республиканским органом госуправления.
Постановлением также утверждены:
Положение о порядке признания таможенными органами факта уничтожения или безвозвратной утраты иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки или хранения;
Положение о порядке проведения проверки таможенных, иных документов или сведений в отношении декларации на товары, поданной в отношении товаров, выпуск которых произведен до ее подачи, документов, подтверждающих сведения, заявленные в указанной декларации, и сведений, заявленных в этой декларации или содержащихся в представленных таможенным органам документах;
Положение о порядке и сроках направления плательщику, а также лицу, несущему с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, порядке и сроках выполнения предусмотренных в этом решении требований;
Положение об обустройстве и техническом оснащении элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах размещения таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов, и в иных местах, на территории которых могут совершаться таможенные операции и проводиться таможенный контроль.
Документ вступает в силу с 20 июля 2019 года.
Краткий обзор
О применении судами законодательства при разрешении споров, возникающих из договоров займа
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 27.06.2019 г. № 1
Справочно: Документ опубликован 5 июля 2019 года.
Отражены основные позиции судов при разрешении споров, возникающих из договоров займа.
Документ вступил в силу с 26 июня 2019 года.
Об изменении законов по вопросам исполнительного производства
Проект Закона
Предлагается установить шестимесячный срок со дня вынесения судебного постановления или иного документа о восстановлении пропущенного срока для предъявления к исполнению исполнительных документов, по которым судом, иным уполномоченным органом восстановлен пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Планируется разрешить однократное продление срока для добровольного исполнения исполнительного производства не более чем на 7 дней.
Предлагается расширить перечень оснований приостановления исполнительного производства. Планируется внести изменения в нормы:
о месте и порядке совершения исполнительных действий;
о порядке обращения взыскания на денежные средства должника, удержания из заработной платы, распределения взысканных денежных средств;
о переоценке имущества должника, назначения и проведения последующих торгов (электронных торгов);
о порядке обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения.