Справочно
Legaltax помогает корпоративным юристам решать нестандартные задачи и отстаивать интересы в госорганах по налоговым и регуляторным вопросам. В пуле Клиентов — юридические департаменты таких крупных международных игроков, как Schneider Electric Bel, Modus Group, ALD Automotive Russia (Societe Generale Group). Юридические решения и second legal opinion по проблемам международных налогов (квалификация ADIT), инвестиционных проектов, комплайнс и регуляторных вопросов. Фирмы-партнеры в 100+ странах.
Документы, вступившие в силу
Название и реквизиты документа | Краткая информация |
---|
О таможенных операциях, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров
Постановление ГТК от 09.08.2019 № 36 | С 31.12.2019 в электронной форме осуществляется таможенное декларирование товаров при их нахождении не в регионе деятельности таможенного органа, осуществляющего декларирование.
Подробнее читайте в нашем предыдущем ОЗ. |
Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.12.2015 № 761 и 02.04.2018 № 153
Постановление Правления Национального банка от 23.10.2019 № 433 | С 31.12.2019 исключение из реестра форекс-компаний (Реестр) по заявлению компании осуществляется на основании решения Нацбанка.
При исключении из ЕГР компания исключается из Реестра без решения Нацбанка на основании сведений из ЕГР.
Подробнее читайте в нашем предыдущем ОЗ. |
Охрана труда
Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда»
Закон от 18.12.2019 № 274-З
Дополнены обязанности нанимателя, в частности, он должен компенсировать работникам затраты на предварительный обязательный медосмотр, необходимый для трудоустройства.
Работник по гражданско-правовому договору вправе отказаться от выполнения работ, которые опасны для жизни и здоровья. При этом работник должен незамедлительно письменно сообщить об отказе нанимателю и объяснить мотивы отказа.
Урегулированы процессы обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, а также закреплен порядок прохождения инструктажа по охране труда.
Определено, что надомные и домашние работники не должны выполнять работы, противопоказанные им по состоянию здоровья.
Наниматель обязан при найме работников-надомников:
обеспечить безопасность при работе;
снабдить всем необходимым для выполнения поставленных задач бесплатно;
проводить стажировку, инструктаж и проверку знаний по охране труда при работе с оборудованием и инструментами;
застраховать работника-надомника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Также наниматель обязан страховать домашних работников от несчастных случаев.
Вступает в силу с 28.06.2020.
Иностранные граждане
Об изменении Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства Республики Беларусь»
Закон от 16.12.2019 № 267-З
1. Въезд иностранцев в Республику Беларусь.
Отсутствие договора обязательного медицинского страхования, заключенного с белорусской или иностранной страховой организацией, действительного на территории Республики Беларусь, больше не является основанием для отказа в выдаче визы или во въезде в Республику Беларусь.
2. Выезд иностранцев из Республики Беларусь.
Расширен перечень оснований, при которых иностранец не сможет выехать из Беларуси, в том числе если он:
является ответчиком по делу о возвращении неправомерно перемещенного в Республику Беларусь или неправомерно удерживаемого в Республике Беларусь ребенка;
не уплатил пени по не исполненному своевременно налоговому обязательству.
3. Пребывание иностранцев в Республике Беларусь.
С 5 до 10 суток увеличен срок регистрации по месту фактического временного пребывания иностранцев, прибывших в Республику Беларусь.
При перемене места временного пребывания иностранцы обязаны зарегистрироваться по новому месту временного пребывания в течение 3 рабочих дней (ранее – 5 суток).
Гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные организации, а также субъекты агроэкотуризма информируют ОВД об иностранцах, временно пребывающих в Республике Беларусь, но не регистрируют их, как ранее.
Иностранец, прибывший в Республику Беларусь на срок, не превышающий 10 суток, не подлежит регистрации как временно пребывающий (ранее – 5 суток).
Разрешение на временное проживание теперь может быть выдано не только несовершеннолетним детям иностранца, но также и достигшим 18-летнего возраста детям, если они одновременно:
К нетрудоспособным детям относятся:
инвалиды I или II группы;
обучающиеся, получающие общее среднее, специальное образование;
обучающиеся, получающие впервые в дневной форме получения образования профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование.
Разрешение на постоянное проживание теперь можно получить при условии проживания в Беларуси в течение 5 лет, а в случае, если иностранец относится к высококвалифицированным работникам – в течение 3 лет. Ранее требовалось 7-летнее проживание.
Увеличен минимальный размер инвестиций для получения иностранцем разрешения на постоянное проживание с 150 000 евро до 15 000 БВ (примерно 172 000 евро).
Разрешение на постоянное проживание может быть аннулировано, если иностранец пребывал за пределами Республики Беларусь более 1 года с даты последнего выезда (ранее – 183 дня).
4. Дополнительные гарантии для иностранцев.
Иностранцы, задержанные за нарушение белорусского миграционного законодательства, имеют право на оказание медицинской помощи.
По решению должностных лиц органов пограничной службы или таможенных органов на территорию Республики Беларусь может въехать иностранец, который своевременно не уплатил административное взыскание в виде штрафа ввиду отсутствия у него такой информации, если он:
5. Обжалование решений госорганов Республики Беларусь.
Изменены сроки подачи жалоб и их рассмотрения.
Минимальный срок установлен для подачи жалобы на решение о высылке – 5 рабочих дней со дня уведомления иностранца о принятом решении. Срок рассмотрения такой жалобы – 10 рабочих дней со дня поступления.
В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине срок может быть восстановлен.
Вступает в силу с 01.07.2020.
Краткий обзор
Об изменении Указа Президента Республики Беларусь
Указ Президента от 23.12.2019 № 476
ФЛ, прибывающие на таможенную территорию ЕАЭС, вправе реализовывать товар в магазинах беспошлинной торговли, расположенных в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (на въезд).
В одном автодорожном пункте пропуска можно размещать не более одного магазина беспошлинной торговли на въезд.
Используемое кассовое оборудование должно обеспечивать блокировку продаж алкогольных напитков и пива, табака и табачных изделий сверх количественных норм, при которых товары для личного пользования ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Вступил в силу с 28.12.2019.
Об изменении кодексов
Закон от 18.12.2019 № 276-З
Изменены основания для привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса. Установлена ответственность, в частности, за:
организацию или проведение запрещенных азартных игр;
использование игрового автомата, кассы букмекерской конторы, кассы тотализатора, не состоящих на учете в специальной системе либо без их подключения к специальной системе;
неосуществление выплаты выигрыша;
нарушение запрета на допуск в игорное заведение или к участию в азартных играх ФЛ, сведения о которых включены в перечень ФЛ, ограниченных в посещении игорных заведений, либо не достигших 21-летнего возраста;
нарушение запрета на прием на работу лиц, не достигших 18-летнего возраста;
совершение действий, повлекших регистрацию в специальной системе недостоверных сведений о сумме принятых денежных средств, переведенных электронных денег для участия в азартной игре, принятых ставках.
С 01.01.2020 предусмотрена ответственность, в частности, за:
торговлю табачными изделиями, электронными системами курения, жидкостями для электронных систем курения, системами для потребления табака без наличия документов или маркировки;
продажу табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака без нанесенных на потребительскую упаковку обязательных сведений;
продажу табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака в магазинах и павильонах, имеющих торговую площадь 1000 и более кв.м, вне товарных отделов.
С 08.01.2020 вводится ответственность руководителя организации за непринятие мер по надлежащей организации деятельности организации.
С 30.03.2020 введена ответственность должностного лица организации или ИП за:
Вступает в силу поэтапно.
Об установлении размера базовой ставки
Постановление Совета Министров от 13.12.2019 № 862
Базовая ставка оплаты труда работников бюджетных организаций установлена в размере 185 белорусских рублей.
Вступило в силу с 01.01.2020.
Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.11.2017 № 23
Постановление Министерства по налогам и сборам от 03.12.2019 № 39
Справочно: Документ опубликован 20.12.2019.
Изменена Инструкция о порядке проведения квалификационного экзамена на получение аттестата налогового консультанта в части вопросов и заданий экзамена.
Определено, что при оказании услуг по налоговому консультированию вне места нахождения документы или их копии, которые должны быть размещены в удобном для обозрения и доступном для консультируемых лиц месте, подлежат предъявлению по требованию консультируемых лиц.
Документы, составляемые по результатам оказания услуг по налоговому консультированию и подтверждающие факт их оказания, также должны содержать сведения о проведении независимой оценки соблюдения налогового законодательства консультируемыми лицами.
Вступает в силу с 07.02.2020.
Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь
Постановление Совета Министров от 20.12.2019 № 882
В новой редакции изложены примерные формы контракта с:
Вступает в силу с 28.01.2020.
Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66
Постановление Правления Национального банка от 02.12.2019 № 476
Справочно: Документ опубликован 27.12.2019.
Инструкция о банковском переводе изложена в новой редакции.
Вступило в силу с 01.01.2020.