Законопроект направлен на создание условий для развития и поддержки высокой мотивации безработных к активному поиску работы и повышение эффективности вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан.
Предусматривается, что Закон будет изложен в новой редакции, а также будут внесены ряд изменений в 10 законов Республики Беларусь.
ДЛЯ ГРАЖДАН
1. Изменяется подход по обучению безработных – под заказ нанимателя.
Обучение предлагается осуществлять преимущественно в рамках трехстороннего договора, заключенного между службой занятости, гражданином и нанимателем.
В случае отказа от трудоустройства к нанимателю, с которым заключен трехсторонний договор, либо неотработки установленного в договоре срока безработный обязан будет возместить понесенные государством затраты.
2. Предоставляется возможность бесплатно пройти обучение по востребованным на рынке труда профессиям гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
3. Расширяется возможность для регистрации граждан в качестве безработных не только по месту жительства (прописки), но и по месту пребывания, а также по электронной регистрации в службе занятости.
4. Период выплаты пособия по безработице сокращается с 6 до 3 месяцев. При этом выплата пособия по безработице на протяжении 6 месяцев сохраняется для безработных граждан за 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также проживающих на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
Пособие по безработице будет назначаться гражданам при соблюдении 3 условий:
регистрация в службе занятости в течение месяца с даты увольнения;
увольнение только по уважительным причинам;
не менее 5 лет до регистрации безработным состоять в трудовых отношениях с уплатой взносов в ФСЗН.
Предусматривается назначение пособия по безработице независимо от стажа работы гражданам:
длительный перерыв в работе которых связан с уходом за детьми (в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в возрасте до 18 лет);
осуществляющим «родственный» уход за пожилым или инвалидом I группы;
в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу.
5. Максимальный период нахождения на учете в службе занятости сокращается с 18 до 12 месяцев.
6. Расширяется перечень категорий безработных, которым предоставляется возможность трудоустройства в счет брони:
для граждан предпенсионного возраста – за 5 лет до достижения пенсионного возраста (в настоящее время – за 2 года);
граждан, страдающих алкоголизмом, наркоманией и прошедших медицинскую реабилитацию, а также вышедших из ЛТП (новая категория в счет брони).
ДЛЯ НАНИМАТЕЛЕЙ
1. Для обеспечения актуальности и полноты Общереспубликанского банка вакансий закрепляются 2 новых требования для нанимателя:
обязательная подача вакансий в Общереспубликанский банк только в электронном виде (за исключением работодателей с численностью работников не более 5 человек);
запрет на размещение сведений о наличии вакансий на коммерческих онлайн-ресурсах, которые не заявлены в Общереспубликанский банк. При этом нанимателю не запрещается размещать сведения о вакансиях на иных онлайн-ресурсах.
Справочно. Наниматель обязан уведомлять о наличии вакансий в течение 5 дней с даты образования. В соответствии с п. 3 ст. 10.11 КоАП неисполнение влечет наложение штрафа в размере от 5 до 15 БВ.
Одновременно нанимателям предоставлена возможность не уведомлять службы занятости о наличии вакансий, если работа по этой вакантной должности выполняется работником дополнительно наряду со своей основной работой или сверх продолжительности рабочего времени.
2. Нанимателям предоставляется возможность заявлять в Общереспубликанский банк вакансий сведения не только о текущей, но и о перспективной потребности в работниках.
Например, наниматель сможет заявлять в Общереспубликанский банк перспективные вакансии по планируемым к созданию новым рабочим местам или освобождаемым в перспективе действующим рабочим местам в связи с выходом работника на пенсию.
3. Внедряется институт квотирования рабочих мест для инвалидов.
Квоту предлагается устанавливать нанимателям всех форм собственности (за исключением общественных объединений инвалидов, их организационных структур и учрежденных ими коммерческих организаций, некоммерческих организаций и бюджетных организаций).
Так, наниматель должен выделить или создать нужное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Эти места предназначены только для инвалидов и при их отсутствии должны быть вакантными, не заниматься другими категориями граждан.
В случае необоснованного отказа в приеме на работу инвалида в счет установленной квоты наниматель и (или) уполномоченное должностное лицо нанимателя будут привлекаться к административной ответственности.
Порядок установления квот будет определяться Правительством.
Источник: mintrud.gov.by