Вы на портале

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление о судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности

26 декабря 2024 г. состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное некоторым вопросам применения судами законодательства об урегулировании неплатежеспособности, сообщает пресс-служба Верховного Суда Республики Беларусь.

150 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Говоря об актуальности темы, вынесенной на рассмотрение Пленума, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Олегович Сукало обратил внимание на важность Закона «Об урегулировании неплатежеспособности»: «Дело в том, что обычно год — это не очень большой период для накопления правоприменительной практики. Как правило, мы вносим вопрос, когда сроки значительно больше. Но это очень важный закон, один из важнейших законов для экономики страны. И поэтому мы решили не накапливать ошибки в правоприменительной практике, а попытаться максимально их упредить. Поэтому в такой период мы вносим этот проект на рассмотрение Пленума».

Валентин Сукало напомнил, что Верховный Суд в свое время принимал активное участие в подготовке проекта закона: «Это был непростой период, достаточно длительный. Его концепция и стратегия обсуждались на самом высоком уровне. Достаточно сказать, что было три совещания у Главы государства. Замечания, предложения Верховного Суда, которые вносились по этому проекту, были максимально учтены и приняты при его доработке. Главная задача, которая ставилась на этих совещаниях и формулировалась для этого закона (отсюда, может быть, и название самого закона), — это не ликвидация убыточных предприятий, а их максимальное досудебное оздоровление, санация и улучшение финансового положения», — отметил Валентин Сукало.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь напомнил и о других важных аспектах идеологии Закона об урегулировании неплатежеспособности: «Вторая важнейшая задача, которая ставилась при разработке и принятии этого закона, — сокращение судебной юрисдикции в процедуре урегулирования неплатежеспособности. Говорилось и подразумевалось, что это экономические процессы, которыми должны заниматься экономисты. Что касается судебной юрисдикции, то предполагалось, что суды должны рассматривать только споры, которые возникают между субъектами в процессе урегулирования неплатежеспособности».

С учетом актуальности темы в заседании Пленума приняли участие представители Генеральной прокуратуры, Министерства экономики, Национального банка, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Проект постановления Пленума представила судья Верховного Суда Республики Беларусь Ольга Николаевна Синкевич.

Докладчик уделила особое внимание этапам формирования и развития массива национального законодательства об экономической несостоятельности и банкротстве, сделав акцент на кардинальных отличиях в подходах по разрешению неплатежеспособности в новом Законе «Об урегулировании неплатежеспособности» и ранее действовавшем Законе «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Она еще раз напомнила о ключевых требованиях Президента Республики Беларусь, реализованных в Законе об урегулировании неплатежеспособности, среди которых:

  • уход от банкротства к реабилитации проблемных субъектов хозяйствования;

  • координирующая роль Правительства по финансовому оздоровлению организаций, усиление в этом вопросе роли и значения отраслевых органов власти, местных исполнительных и распорядительных органов;

  • исключение полного судебного сопровождения всех процедур урегулирования неплатежеспособности.

Ольга Синкевич отметила: «С его принятием открыт новый этап развития института несостоятельности и банкротства. Усовершенствованы не только отдельные процедуры и положения, но и внесен ряд концептуальных корректировок в его функционирование, которые наиболее соответствуют самому понятию “банкрот”.

То, насколько кардинально отличаются эти законы, подчеркивают его переходные положения. В них установлено, что все возбужденные дела об экономической несостоятельности (банкротстве), находящиеся в производстве экономических судов, подлежат завершению в соответствии с предыдущим Законом. Исключения составляют требования, предъявляемые к управляющим в таких делах и причитающимся им выплатам, на которые распространены положения нового Закона.

Тем самым отмечена невозможность совмещения этих двух нормативных правовых актов. В соответствии с Законом ранее именуемые дела об экономической несостоятельности (банкротстве) разделены на две самостоятельные категории: о несостоятельности и о банкротстве. При этом разделение носит не технический характер, а предусматривает отличия в инициаторе таких дел, требованиях, предъявляемых к подаче заявлений, а также к рассмотрению дел и применению процедур по таким делам.

Еще одно из концептуальных отличий касается компетенции, полномочий и роли суда по вопросу урегулирования неплатежеспособности.

Положения предыдущего Закона, по сути, предусматривали не только участие суда в разрешении правовых вопросов, касающихся экономической несостоятельности (банкротства), но и осуществление судом несвойственных ему функций, связанных с решением вопросов по финансово-хозяйственной деятельности должника, распоряжением его имуществом. Фактически рассмотрение дела представляло собой не только его рассмотрение по существу, но и последующее исполнение либо до момента восстановления платежеспособности должника, либо до его ликвидации.

В соответствии с действующим Законом рассмотрение дела об урегулировании неплатежеспособности завершается в процедуре конкурсного производства принятием судом решения о признании должника несостоятельным с введением санации или банкротом с открытием ликвидационного производства.

Одновременно расширены компетенция и полномочия государственных органов и собрания кредиторов в таком деле. Теперь они решают все основные вопросы, связанные с осуществлением мер и процедур, применяемых в отношении должника, в том числе в санации и ликвидационном производстве, а также контролируют исполнение управляющим своих обязанностей в конкретном деле.

Именно поэтому Верховным Судом было проведено изучение и обобщение практики рассмотрения экономическими судами новой категории дел — дел об урегулировании неплатежеспособности», — подчеркнула судья.

Ольга Синкевич обратила внимание на результаты обобщения судебной практики по данной категории дел, отметив следующее:

«Как показало обобщение судебной практики и данные судебной статистики, судебные постановления, выносимые по результатам рассмотрения дел изучаемой категории, в подавляющем большинстве случаев не обжаловались в вышестоящие судебные инстанции, что свидетельствует в том числе о соблюдении судами в целом требований законодательства при рассмотрении дел изучаемой категории.

Вместе с тем обобщение выявило необходимость разъяснения Пленумом Верховного Суда отдельных новелл Закона, касающихся осуществления такого вида судопроизводства; выработки единых подходов по применению его положений при решении вопроса о принятии заявления и возбуждении производства по делу об урегулировании неплатежеспособности, применении процедур по делам, а также при рассмотрении таких дел. Соответствующие разъяснения нашли свое отражение в проекте постановления, который является первым и наиболее важным на данном этапе для судебной системы.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда видит необходимость в продолжении работы по обобщению судебной практики и по иным вопросам применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности с целью дачи судам соответствующих разъяснений. Но эти вопросы еще требуют наработки судебной практики».

Опытом рассмотрения дел данной категории поделились в своих выступлениях председатели экономических судов Гомельской, Брестской, Гродненской областей и экономического суда г. Минска.

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по экономическим делам Юрий Викторович Кобец в своем выступлении отметил, что процедура урегулирования неплатежеспособности представляет собой сложный механизм с вовлечением значительного числа субъектов, обладающих разнонаправленными интересами. Установление разумного баланса интересов участников этих отношений является одной из задач законодательства и судебной практики.

В этом контексте законное и обоснованное проведение судом процедур, применяемых в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве, способствует обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь, защите трудовых, социальных, экономических прав и интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обсудив результаты изучения и обобщения судебной практики, в целях обеспечения правильного и единообразного применения экономическими судами законодательства при рассмотрении дел об урегулировании неплатежеспособности Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление «О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности».

Источник: court.gov.by 

150 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме