Вы на портале

15 апреля Верховному Суду Республики Беларусь — 100 лет

355 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

История судебной системы

Верховный Суд Белорусской ССР был создан в соответствии с Положением о судоустрой­стве, принятым II сессией ЦИК БССР четвертого созыва 30 марта 1923 г. и введенным в действие с 15 апреля 1923 г. Документ обобщал опыт судебного строительства с момента образования БССР и определял пути дальнейшего раз­вития судебной системы.
В компетенцию Верховного Суда входили надзор за судеб­ной деятельностью всех судов БССР, кроме военных и военно­-транспортных трибуналов, а также за деятельностью земельных комиссий и арбитражной комиссии по делам об имущественных спорах между государственными учреждениями и предприятиями. Верховный Суд рассматривал в кассационном по­рядке уголовные и гражданские дела, но не был наделен правами суда первой инстанции.

Верховный Суд состоял из Пленума, Президиума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам.

1930-е годы

Новый этап в развитии судебной системы начинается с принятием Конституции СССР 1936 г. Основной Закон отнес к ведению Союза ССР в лице высших органов государственной власти принятие всего законода­тельства о судоустройстве. В 1938 г. был принят Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, в соответствии с которым были изменены структура и компетенция Верховного Суда БССР. Пленум и Президиум упразднялись, в его составе предусматривалось создание лишь судебных коллегий по уголовным и гражданским делам, которые должны были действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной ин­станций. Этим же законом Верховные суды союзных респуб­лик лишались права давать нижестоящим судам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Это стало пре­рогативой исключительно Верховного Суда СССР.

Послевоенное время

Прерванная Великой Отечественной войной и оккупа­цией Беларуси деятельность Верховного Суда возобновляется лишь после освобождения республики в 1944 г. В этот период направляются усилия на восстановление законности и ликвидацию последствий ок­купации.

В 1954 г. в Верховном Суде БССР был создан Президиум для рассмотрения дел в порядке надзора. В его состав входили Председатель, заместители Председателя и четверо членов суда (по два от каждой судебной коллегии). Президиум Верховного Суда БССР рассматривал в порядке надзора уголовные и гражданские дела по протестам Генерального прокурора СССР, Прокурора БССР, Председателя Верховного Суда СССР, Председателя Вер­ховного Суда БССР и их заместителей. В этот период Президиум провел боль­шую работу по пересмотру приговоров и реабилитации лиц, необоснованно осужденных за государственные преступления в 1934–1938 гг.

20 ноября 1959 г. принимается новый Закон о судоустройстве БССР, в соответ­ствии с которым Верховный Суд как высший судебный орган республики стал осущест­влять надзор за всеми судами и действовать в составе Пленума и судебных коллегий по уголовным и гражданским делам. В его компетенцию входило рассмотрение дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке. Верховный Суд был уполномочен давать судам руково­дящие разъяснения по вопросам применения республиканского законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, и реализовывать право законодатель­ной инициативы в Верховном Совете республики. Аналогичные структура и полномочия Верховного Суда были закреплены в Законе о судоустройстве БССР 1981 г.

Важную роль в подготовке проектов руководящих разъяснений Пленума высшего судебного органа сыграл Научно-консультативный совет, созданный при Верховном Суде БССР в 1963 г. В этот совещательный орган, состоявший из 26 человек, входили известные ученые, преподаватели юридического факультета БГУ, Минской высшей школы МВД СССР (ныне Академии МВД), а также практические работники. Высокая квалифи­кация и активность членов Научно-консультативного совета способствовали созда­нию настоящего союза науки и практики.

1960–1980-е годы

В истории Верховного Суда был период, когда он, кроме своих основных полномочий, выполнял функции судебного управления. Так, с 1960 по 1970 г. – период, когда было ликвидировано Министерство юстиции БССР и его подразделения на местах, – функции по руководству районными (городскими) народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведению судебной статистики были возложены на Верховный Суд БССР. Передача высшему судебному органу республики указанных полномочий потребовала значительного расширения аппарата: в его составе были созданы управления судебных органов и органов нотариата. Кроме этого, в структуру аппарата Верховного Суда также входили: группа консультантов при Председателе Верховного Суда, отдел жалоб, канцелярия, финансово-хозяйственный отдел.

В 1989 г. снова вносятся изменения в структуру и правовое положение судей Верховного Суда. Его члены стали избираться Верховным Советом на 10, а народные заседатели — на 5 лет. Одним из требований к кандидатам в члены Верховного Суда стало наличие 5-летнего стажа работы по специальности, в том числе двух лет в качестве народного судьи. В его составе вновь создается Президиум для рассмотрения дел в порядке надзора и решения организационных вопросов.

1990-е годы

После распада СССР и провозглашения в 1991 г. Республики Беларусь суверенным государством, закрепившим в Конституции принцип разделения властей, возникла необходимость в организации самостоятельной и независимой судебной власти, ее правовом обеспечении, соответствующем международно-правовым стандартам.

Первым программным документом, определившим пути развития судебной системы, стала Концепция судебно-правовой реформы, утвержденная Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 г. Концепция задала стратегическое направление по формированию институтов судебной власти как неотъемлемой части правового государства.

Документ предусматривал создание системы гарантий независимости судей при осуществлении правосудия; освобождение суда от ряда несвойственных функций в процессуальной деятельности с одновременным развитием состязательных начал во всех видах процесса; кардинальное реформирование системы судоустройства и судопроизводства на основе конституционных принципов территориальности и специализации построения судебной системы. Создателями Концепции ставилась задача максимально приблизить ситуацию в сфере правосудия в Республике Беларусь к общемировым стандартам. Значительный отпечаток на многие положения Концепции наложили процессы, происходившие на раннем этапе обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета, сопровождавшиеся сменой политических приоритетов и курсом на коренное переустройство государственного аппарата, оставшегося в наследство от советского периода.

2000-е годы

В 2004 г. был принят новый Хозяйственный процессуальный кодекс, предусмотревший апелляционный порядок пересмотра не вступивших в законную силу решений хозяйственных судов (начал действовать с марта 2005 г.).

Был законодательно расширен круг полномочий судов кассационных инстанций по гражданским делам, что позволило увеличить объем дел, окончательно разрешаемых судами второй инстанции без направления на повторное судебное разбирательство. Это положило начало постепенному сближению положений гражданского и хозяйственного процесса.

В то же время были приняты и с 1 марта 2007 г. вступили в действие новые КоАП и ПИКоАП, основанные на тех же правовых и процессуальных принципах, что УК и УПК (включая принципы презумпции невиновности и возложения бремени доказывания правонарушения на орган, ведущий административный процесс). Это упорядочило деятельность государственных органов и судов в сфере административной ответственности, предоставило гражданам и юридическим лицам право на эффективную судебную защиту своих прав и законных интересов в этом виде судопроизводства. Наряду с этим был существенно ограничен круг государственных органов и должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания. Это повлекло существенное расширение судебной подведомственности дел об административных правонарушениях, причем впервые в истории ряд категорий указанных дел стали рассматривать и хозяйственные суды. Это еще больше расширило общую для двух судебных систем совместно применяемую нормативную базу.

С 13 января 2007 г. вступил в действие первый в истории суверенной Беларуси Кодекс о судоустройстве и статусе судей, четко определивший задачи и компетенцию всех судов страны, основные направления совершенствования их деятельности. Практическая реализация его положений позволила усовершенствовать работу по отбору и подготовке кандидатов на судебные должности, переподготовке и повышению квалификации судей, обеспечить на современном уровне законодательную регламентацию деятельности органов судейского сообщества, включая квалификационные коллегии судей.

Современный этап

25 марта 2008 г. состоялось расширенное совещание судей и руководителей судов с участием Президента Республики Беларусь. На нем был сделан принципиальный анализ развития судебной системы за период, прошедший после второго съезда судей, определены приоритетные задачи на очередном этапе развития.

На Третьем Всебелорусском народном собрании была поставлена задача по дальнейшему развитию эффективного правового государства, работающего на благо народа. Основным принципом деятельности государственных органов был провозглашен лозунг «Государство для народа». Судебная система в этот период развивалась за счет внутренних резервов, совершенствуя сферу судопроизводства, упрощая судебные процедуры, обеспечивая надлежащий доступ к правосудию, качественную и полную досудебную подготовку дел и материалов, их оперативное рассмотрение в судах, искоренение формализма и волокиты.

3 июня 2011 г. состоялось совещание у Президента страны по вопросам совершенствования деятельности общих судов с участием высших должностных лиц государства, руководителей судов всех уровней. По его итогам Глава государства своим Указом от 10 октября 2011 г. № 454 утвердил Послание о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, открывшее очередной этап судебно-правовой реформы и развития институтов судебной власти.

Оно предусмотрело ряд серьезных шагов по дальнейшему совершенствованию и развитию законодательства, а также повышению эффективности судопроизводства. Была определена необходимость обеспечить высокий уровень доступности правосудия; принять исчерпывающие меры к искоренению волокиты при судебном производстве; обеспечить строгое соблюдение презумпции невиновности по уголовным и административным делам; повысить качество процессуальных документов; неуклонно соблюдать принцип индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Открытость и доступность институтов судебной власти в широком смысле предполагает своевременное и достоверное информирование населения в сочетании с постоянным мониторингом общественных оценок судебной деятельности и тех сигналов о проблемах и недостатках, которые содержатся в жалобах и обращениях.

Реализация положений Послания предполагает распространение на постоянной основе, в том числе посредством СМИ, информации о деятельности судебной власти, результатов рассмотрения конкретных дел. В этой связи Пленумом Верховного Суда 20 декабря 2013 г. было принято постановление «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов». Сформулированные в нем разъяснения стали основой для формирования информационного пространства в сфере, связанной с правосудием.

Создание единой системы судов общей юрисдикции

Выведение работы всей системы органов судебной власти на качественно новый уровень, отвечающий современным вызовам и запросам общества, потребовало принятия стратегических решений о реформировании самой структуры судебной системы и принципов управления ею.

29 ноября 2013 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 г. общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции.

К моменту принятия этих решений большинство стран постсоветского пространства и Таможенного союза уже пошли по пути развития специализации правосудия, но в рамках единой судебной системы с одним высшим судебным органом в качестве координирующего и направляющего центра судебной деятельности. Наличие в нашей стране, относительно небольшой по территории и численности населения, фактически двух самостоятельных судебных систем также не в полной мере соответствовало конституционному принципу единства судебной системы. Фактически и общие, и хозяйственные суды применяли одни и те же нормы гражданского и административного права, административного процесса, что неизбежно порождало проблему различного толкования одних и тех же правовых норм в судебной практике, споров о подведомственности дел и т.п.

В результате прошедших преобразований в Верховном Суде Республики Беларусь была образована судебная коллегия по экономическим делам, основу которой составили руководство и судьи бывшего Высшего Хозяйственного Суда. В качестве специализированных судов были сохранены хозяйственные суды областей (г. Минска). Они были переименованы в экономические суды. Это более точно соответствовало характеру осуществляемых ими полномочий, к которым относится разрешение не только сугубо хозяйственных, но и целого ряда других споров в сфере экономических отношений.

1 июля 2014 г. были ликвидированы Белорусский военный суд и межгарнизонные военные суды, упразднена Военная коллегия Верховного Суда. Полномочиями по рассмотрению и разрешению дел и споров, ранее подсудных военным судам, наделены соответственно областные (Минский городской) и районные (городские) суды. 

Подверглась реформированию и система органов судейского сообщества. В соответствии с положениями Декрета № 6 были созданы Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда и квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска). Полномочия указанных коллегий были скорректированы с учетом объединения и распространены в отношении всех судей судов общей юрисдикции.

До состоявшегося объединения разрешение вопросов кадрового и материально-технического обеспечения общих судов (за исключением Верховного Суда) длительное время возлагалось на Министерство юстиции и его органы на местах. В то же время в системе хозяйственных судов эти функции долгие годы выполнялись самими судами. Объединение двух систем поставило на повестку дня и вопрос обеспечения централизованного выполнения и этих функций.

Наиболее рациональным было признано создание соответствующих структурных подразделений непосредственно в аппарате Верховного Суда и в судах областного звена. Это позволяет обеспечивать необходимую координацию с деятельностью судебных коллегий, ответственных за формирование правильной и единообразной судебной практики, а в совокупности – обеспечивать необходимое качество и оперативность правосудия, проводить эффективную кадровую политику, рационально использовать бюджетные средства, выделяемые на финансирование судебной системы.

Новая редакция Кодекса о судоустройстве и статусе судей

Завершение мероприятий судебно-правовой реформы, изменивших структурное и функциональное построение национальной судебной системы, обусловило необходимость комплексного совершенствования положений Кодекса о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс).

В этих целях был разработан и принят Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2016 г. «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства». Кодекс был изложен в новой редакции, которая вступила в силу 24 января 2017 г.

На законодательном уровне были сформулированы основы судоустройства, закрепившие реальное воплощение принципа единства национальной судебной системы, ее организационное и структурное оформление, четкое разделение функций исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

В рамках совершенствования организации работы судов в Кодекс включены положения, направленные на повышение рациональности судебного управления и процессуальную экономию. Корректировке подверглись полномочия руководителей судов, а также коллегиальных судебных органов – Пленума и Президиума Верховного Суда, президиумов областных (Минского городского) судов.

В целях расширения доступа граждан к осуществлению правосудия были конкретизированы и дополнены нормы Кодекса о народных заседателях. При сохранении высокого уровня требований, предъявляемых к составу суда, существенно усовершенствованы подходы к формированию и утверждению списков народных заседателей, привлечению таких лиц для участия в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции.

Особая роль в укреплении судебной системы, обеспечении независимости судей при осуществлении правосудия отведена органам судейского сообщества.

Порядок их формирования и деятельности детально регламентирован с учетом проведенного реформирования судов в разделе IV Кодекса.

Для оперативного и экономичного решения основных задач некоторые полномочия съезда судей Республики Беларусь перешли к постоянно действующему органу – Республиканскому совету судей.

В период между съездами судей принимать решения в пределах своей компетенции правомочен новый орган судейского сообщества – Республиканская конференция судей. Этому правовому институту в Кодексе посвящена отдельная глава 17. Она содержит как общие положения о его статусе, составе и компетенции, так и нормы о порядке созыва и проведении конференции, принятии ею решений и их исполнении.

25 октября 2017 г. состоялось первое заседание Республиканской конференции судей, на котором был принят ее Регламент, образованы рабочие органы, избран Республиканский совет судей и его председатель, утверждена итоговая Резолюция.

Принятые в последние годы Главой государства решения применительно к институтам судебной власти четко ориентируют на достижение стратегической цели: создание национальной модели правосудия – беспристрастного, профессионального, понятного, доступного, открытого для общества.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию законодательства, обеспечивающего судебную деятельность. В частности, принимаются меры по упрощению некоторых процессуальных процедур; совершенствуется законодательное регулирование вопросов, связанных с судебными пошлинами и процессуальными издержками. Задачами системного характера являются переход к апелляционному порядку пересмотра судебных решений по гражданским делам, а также разработка единого Гражданского процессуального кодекса для рассмотрения как гражданских, так и экономических дел и споров.

В сфере общей организации работы судов продолжаются мероприятия по предупреждению волокиты, бюрократизма по отношению к гражданам, нарушений законодательства при рассмотрении дел. Продолжается внедрение в судебный процесс современных информационных технологий, включая их широкое использование для извещения участников процесса о времени и месте судебных заседаний, фиксации хода судебных разбирательств, обеспечения дистанционного участия в судебных заседаниях, доведения до сведения общественности наиболее важной информации о деятельности судов.

Одним из стратегических направлений по укреплению доверия к национальному правосудию является проведение эффективной кадровой политики, привлечение в ряды судейского корпуса и работников аппаратов судов наиболее квалифицированных и ответственных юристов, обеспечение высокого уровня культуры судебной деятельности.

355 Shape 1 copy 6Created with Avocode.