Проект Кодекса гражданского судопроизводства: что нового?
4 марта 2022 г. мы писали о том, что начато общественное обсуждение Кодекса гражданского судопроизводства. Остановимся на наиболее интересных, на наш взгляд, новациях.
4 марта 2022 г. мы писали о том, что начато общественное обсуждение Кодекса гражданского судопроизводства. Остановимся на наиболее интересных, на наш взгляд, новациях.
Единая терминология
В проекте Кодекса есть положения, закрепляющие единую терминологию. Также в проекте закреплены принципы судопроизводства, регламентирующие вопросы подведомственности, подсудности представления доказательств и доказывания и др.
Например, под видеоконференцсвязью в проекте понимается способ осуществления процессуальных действий <...> с использованием программно-технических средств передачи аудио- и видеоинформации по каналам связи в режиме реального времени. А под преюдицией – предрешение вопроса об истинности фактов и правоотношений, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением при рассмотрении другого дела между теми же лицами.
В Особенной части проекта Кодекса вводится понятие «электронные доказательства».
Так, под электронными доказательствами понимаются сведения о фактах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, содержащиеся на электронных носителях информации, в том числе электронные документы, текстовые, мультимедийные и голосовые сообщения, базы данных и другие данные в электронной (цифровой) форме, а также размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет информация. При этом предоставляться такие электронные доказательства должны в подлиннике или в копии, удостоверенной в порядке, предусмотренном законодательством. А лица, предоставляющие такие доказательства, обязаны указывать сведения о формате записи на электронном носителе информации, а также оборудовании и программном обеспечении, необходимом для ее воспроизведения.
Проектом Кодекса предлагается новый подход при обжаловании судебных постановлений. Так, предусматривается переход всех судов к пересмотру судебных постановлений в 3 инстанциях:
Апелляционное производство призвано обеспечить объективную проверку правильности установления судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, применения норм материального и процессуального права, соблюдения норм гражданского процессуального права, а также принятия исчерпывающих мер к окончательному разрешению дела по существу. Сообщается, что за основу апелляционного производства взята модель ГПК.
При этом под апелляционной жалобой понимается жалоба об отмене или изменении решения, не вступившего в законную силу. А под апелляционным протестом – протест прокурора об отмене или изменении решения, не вступившего в законную силу.
Кассационное производство – дополнительная форма проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вопросам правильности применения материального и (или) процессуального права.
Под кассационной жалобой понимается жалоба об отмене или изменении вступивших в законную силу судебных постановлений районных (городских) судов, экономических судов областей (г. Минска), вынесенных по первой инстанции, и (или) судебных постановлений областных (Минского городского) судов, Апелляционного экономического суда, вынесенных в апелляционном порядке. А кассационный протест – это протест должностного лица об отмене или изменении вступивших в законную силу судебных постановлений районных (городских) судов, экономических судов областей (г. Минска), вынесенных по первой инстанции, и (или) судебных постановлений областных (Минского городского) судов, Апелляционного экономического суда, вынесенных в апелляционном порядке.
Надзорное производство характеризуется исключительными основаниями к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, сопряженными с нарушением единообразия применения судами норм права, а также государственных и общественных интересов. Проект Кодекса предусматривает установление исключительного по своему характеру судебного надзора только на уровне Верховного Суда. При этом завершающей судебной инстанцией при обжаловании вступивших в законную силу судебных постановлений будет коллегиальный орган – Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.
Кроме этого, проектом Кодекса предусмотрен институт апелляционного порядка пересмотра решений Верховного Суда Республики Беларусь.
Источник: court.gov.by