Вы на портале

Основные положения Закона начнут действовать с 24 января 2021 г.

Подготовка и принятие Закона направлены на расширение и совершенствование альтернативных способов разрешения споров, в частности третейского разбирательства.

Законом предусмотрены следующие ключевые направления совершенствования законодательства в данной сфере.

У третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, появится возможность иметь собственную символику, которая должна быть зарегистрирована в соответствии с законодательством об официальных геральдических символах.

Для третейских судов упрощены действия, связанные с уплатой государственной пошлины. Так, в случае уплаты государственной пошлины посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее – ЕРИП) не требуется представление оригинала либо копии платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, при подаче заявления о государственной регистрации достаточно сообщить учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП.

В Законе уточнены основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда. В частности, установлено, что решение об отказе может быть принято при предоставлении в регистрирующий орган подложных, поддельных или недействительных документов, неустранении в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации или постановки на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, и др.

Также Закон предусматривает возможность формирования Реестра третейских судей и постоянно действующих третейских судов (далее – Реестр) не только на основании письменных уведомлений постоянно действующих третейских судов (как в настоящее время), но и на основании соответствующих уведомлений физических лиц – самих третейских судей. Это позволит для третейских судей осуществлять свою деятельность самостоятельно, то есть «без привязки» к конкретному третейскому суду. При этом в случае выявления представления заведомо ложных сведений, касающихся третейского судьи, будет внесена запись об исключении третейского судьи из Реестра.

С целью защиты сторон третейского соглашения от потенциальной возможности совершения неправомерных, мошеннических действий со стороны третейского суда Законом предусматривается запрет заключения третейского соглашения в случае, если одна из сторон этого соглашения является учредителем (участником) третейского суда либо аффилированным лицом этого третейского суда. Аналогичный запрет на заключение третейского соглашения Закон распространяет на случаи, если одной из сторон третейского соглашения является юридическое лицо, в котором третейский суд создан в качестве обособленного подразделения либо он является аффилированным лицом этого юридического лица.

В целях упрощения возможности осуществлять деятельность в качестве третейского судьи Законом снижен уровень требований, предъявляемых к третейским судьям в случае коллегиального разрешения спора. Так, для третейских судей, за исключением председателя состава третейского суда, исключается требование о необходимости наличия у них высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее трех лет.

Внесенные изменения в Закон предусматривают возможность создания общественных объединений третейских судей. Такие объединения могут создаваться в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав, представления совместных интересов, организации обучения, повышения квалификации, обеспечения издательско-просветительской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

С целью учета интересов обеих сторон третейского разбирательства и во избежание обоснованных споров Законом исключена возможность назначения судей для третейского разбирательства. В соответствии с принятым Законом формирование состава третейского суда для третейского разбирательства будет производиться только путем избрания третейских судей сторонами.

Законом предусматривается возможность участия в третейском разбирательстве третьих лиц. Так, в частности, третьи лица вступают в третейское разбирательство только с согласия сторон. Кроме того, для участия третьего лица в третейском разбирательстве требуется также согласие самого привлекаемого лица, которое обязательно выражается в письменной форме.

Законом предусмотрены нормы, уточняющие процедуру ликвидации третейского суда по решению суда общей юрисдикции. Данная процедура может быть применима в случае, если постоянно действующий третейский суд в установленные сроки не устранил нарушения, послужившие основанием для вынесения письменного предупреждения, либо не сообщил в орган, вынесший письменное предупреждение, об их устранении.

Также Законом установлено, что если в процессе деятельности третейского суда будет выявлено, что со стороны постоянно действующего третейского суда при его государственной регистрации или постановке на учет были допущены нарушения законодательных актов, носящие неустранимый характер, то деятельность такого третейского суда, его государственная регистрация или постановка на учет по решению суда признаются недействительными.

Кроме того, правовым актом уточняется процедура принудительного исполнения решений третейского суда. В частности, сторона, в пользу которой вынесено решение третейского суда, в случае его неисполнения добровольно вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда в порядке, установленном соответственно гражданским процессуальным или хозяйственно процессуальным законодательством, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь «О третейских судах».

Совершенствование законодательства в сфере деятельности третейских судов направлено на расширение и совершенствование востребованности третейского разбирательства как альтернативного способа рассмотрения споров. 

Источник: pravo.by 

1172 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме