Из материалов дела следует, что КГК провел проверку ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ», по итогам которой выявил нарушение в виде использования средств республиканского бюджета, возмещенных в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств», не по целевому назначению. Так, возмещенные заявителю проценты за пользование кредитом использовались им на уплату налогов, сборов, иных платежей в бюджет, заработную плату, оплату электроэнергии и т.п.
Поэтому КГК вынес предписание в адрес ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» о возмещении в республиканский бюджет использованных не по целевому назначению средств бюджета в сумме 4 549 999,85 руб. с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату возмещения в срок до 30 апреля 2018 г.
Однако ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» не согласилось с предписанием и обратилось в Верховный суд, указывая на то, что нормы Указа № 231, а также постановлений Совета Министров, принятых во исполнение Указа № 231, им не нарушены, т.к. суммы, затраченные им на выполнение инвестиционных проектов, превосходят суммы, возмещенные в соответствии с указанными постановлениями Совета Министров.
Кроме того, бюджетные средства возмещались на расчетный (текущий) счет без уведомления ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» и списывались налоговым органом в бесспорном порядке в счет уплаты обязательных платежей в бюджет вне зависимости от намерений предприятия.
В соответствии с Указом № 231 юридическим лицам, включенным в перечень, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, при реализации инвестиционного проекта и достижении определенных экономических показателей предоставляется государственная поддержка. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 1262 от 20 сентября 2011 г. «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 231», согласно которому ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» включено в перечень реализующих инвестиционные проекты юридических лиц.
В последующем ежегодно с 2014 по 2017 гг. издавались постановления в возмещении юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты, процентов за пользование банковскими кредитами. Аналогичное постановление было принято в 2018 году.
При рассмотрении дела судом установлено, что в рамках Указа № 231 и указанных выше постановлений Совета Министров в 2014-2017 годах ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» были возмещены из республиканского бюджета проценты по заключенному для реализации инвестиционного проекта кредитному договору в размере 5 105 575,44 руб. Вместе с тем заявитель за период 2014-2017 годов уплатил в счет погашения основного долга по кредитам 6 634 071,60 руб., в счет уплаты процентов за пользование кредитными ресурсами – 11 616 138,89 руб. Таким образом, за указанный период на реализацию инвестиционных проектов, включая погашение кредитов и уплату процентов по ним, направлено 26,3 млн рублей, что в несколько раз превышает размер полученных бюджетных средств. При этом согласно справке банка просроченной задолженности по основному долгу и процентам по кредитному договору предприятие не допускало.
Из пункта 2 ежегодных постановлений, принимаемых во исполнение Указа № 231, следует, что средства, выделяемые юридическим лицам, используются ими для реализации инвестиционных проектов. При анализе данного пункта судом установлено, что из него не следует, что средства могут использоваться только на иные инвестиционные проекты.
Также Указом № 231 и постановлениями Совета Министров не предусмотрено открытие для возмещаемых бюджетных средств отдельного счета, в силу чего бюджетные средства поступали (перечислялись казначейством) на расчетный (текущий) счет предприятия. При этом заинтересованным лицом на основании данных о движении денежных средств по счету было установлено, что бюджетные средства использованы предприятием на уплату платежей в бюджет и иные хозяйственные нужды сразу после их поступления на расчетный счет предприятия в течение 1–5 дней при отсутствии на счете собственных средств в необходимом количестве.
В соответствии Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к выводу, что доказательств недобросовестности ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» при использовании бюджетных средств Комитетом государственного контроля не представлено.
В связи с вышеизложенным Верховный Суд Республики Беларусь требования заявителя удовлетворил в полном объеме и признал предписание КГК от 25 января 2018 г. «О возмещении в бюджет использованных не по целевому назначению средств бюджета», вынесенное ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» недействительным с момента издания.
Источник: Верховный Суд Республики Беларусь