Общие основания ответственности
Помимо гражданско-правовой ответственности, наступление которой связано с исполнением обязательств, в качестве отдельного вида ответственности рассматривается административно-правовая (административная и уголовная) ответственность, которая наступает при нарушении установленных законодательством требований к порядку организации и непосредственному осуществлению перевозки грузов.
В отличие от гражданско-правовой ответственности, привлечение лица к административной и уголовной ответственности возможно только в том случае, если такая ответственность установлена соответствующим законом (например, Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) или Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Субъектом привлечения к уголовной ответственности может быть только виновное физическое лицо. Субъектом административной ответственности также, как правило, выступают виновные физические лица, однако к административной ответственности помимо виновного физического лица может быть привлечено и юридическое лицо, если это предусмотрено санкцией статьи административного состава.
Одним из критериев для наступления уголовной и административной ответственности для физических лиц является наличие вины (например, совершение правонарушения с прямым умыслом или по неосторожности). В то же время юридическое лицо несет ответственность в том случае, если им не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо.
Виды правонарушений
Нарушения, связанные с осуществлением деятельности по перевозке грузов, можно классифицировать следующим образом.
1. Нарушения, связанные с порядком организации осуществления деятельности в области перевозок
Данная категория правонарушений регламентирована главой 13 КоАП «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», главой 14 КоАП «Административные правонарушения против порядка налогообложения», ст. 10.12 КоАП «Нарушение законодательства о труде» (так, например, наниматель может быть привлечен к ответственности в случае несвоевременной выплаты заработной платы), ст. 10.13 КоАП «Нарушение требований по охране труда» и др.
Приведем пример. Перевозчик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к ответственности по ст. 13.3 КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность» в случае осуществления перевозки грузов физическим лицом без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо осуществления юридическим лицом международной перевозки грузов без наличия соответствующего специального разрешения (лицензии) или по ст. 14.4 КоАП «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), платежа, взимаемого таможенными органами» в случае уклонения перевозчика от уплаты сумм налогов.
Отдельно стоит отметить положения ч. 1 ст. 13.3 КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность», которая предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях). Так, осуществление международных перевозок транспортным средством, которое не имеет пройденного государственного технического осмотра и разрешения на допуск к участию в дорожном движении, является, с одной стороны, нарушением правил дорожного движения (за что установлена отдельная ответственность), а с другой стороны – грубым нарушением лицензионных требований и условий (диспозиция ч. 1 ст. 13.3 КоАП) и влечет наложение на виновное физическое лицо штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 10 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо – до 500 базовых величин. Кроме того, санкцией ч. 1 ст. 13.3 КоАП предусмотрена дополнительная ответственность в виде конфискации до 100 % суммы полученного дохода.
За совершение отдельных нарушений, связанных с организацией осуществления перевозки грузов, административная ответственность наступает в том случае, если в совершенном деянии нет состава преступления. Так, ст. 233 УК предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) и получение при этом дохода в крупном размере (доход в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления), ст. 243 УК устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов.
2. Нарушения, связанные с документальным оформлением перевозок грузов
При осуществлении перевозок грузов важно правильно оформлять и проверять наличие товаросопроводительных и иных необходимых для осуществления перевозки документов, так как их отсутствие (неправильное оформление) становится причиной привлечения перевозчика к административной ответственности. Несмотря на то, что в силу требований законодательства перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, зачастую водители пренебрегают указанными обязанностями, что в последующем может стать причиной возложения на перевозчика административного штрафа или иной ответственности.
Согласно КоАП ответственность перевозчика может наступить:
— по ст. 13.12 КоАП — за нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров. Например, перевозчик при осуществлении внутриреспубликанской перевозки может быть привлечен к административной ответственности в случае перевозки товаров без сопроводительных документов;
— по ст. 15.5 КоАП — за недекларирование либо предоставление недостоверных сведений о товарах. Например, в случае осуществления международной перевозки и ввоза товара на территорию Евразийского экономического союза при отсутствии товаросопроводительных документов на товар (недекларирование).
В этой связи рекомендуем особое внимание уделять проверке соответствия принимаемого к перевозке груза предоставленным грузоотправителем товаросопроводительным документам, а также проверять их наличие вне зависимости от того, что эта обязанность прямо не предусмотрена законодательством.
Стоит отметить, что ст. 15.5 КоАП, устанавливающая ответственность за незаконное перемещение товаров (без их декларирования либо предоставления недостоверных сведений), понимается как «административная» контрабанда.
В случае незаконного перемещения товаров стоимостью 2000 и более размера базовой величины, установленного на день совершения преступления, через таможенную границу Евразийского экономического союза вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с заведомо недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о товарах, или с использованием поддельных или относящихся к другим товарам средств идентификации виновные физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 228 УК «Контрабанда».
Необходимо отметить, что установленная законодательством ответственность за нарушение порядка организации деятельности в области перевозки грузов в равной мере относится и к перевозчику, и к экспедитору.
Субъектом административного правонарушения, связанного с документальным оформлением перевозки грузов, порядком эксплуатации транспортных средств, чаще всего становится перевозчик, так как именно он фактически осуществляет перевозку. Однако к указанной ответственности может быть привлечен и экспедитор (его должностные лица и работники) в том случае, если перевозка осуществляется принадлежащим экспедитору транспортным средством или работником экспедитора.
3. Нарушения, связанные с несоблюдением требований к порядку эксплуатации транспорта и порядку выполнению перевозки
К данной категории относятся правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта», которые может совершить в том числе и водитель, осуществляющий перевозку грузов, например, в случае нарушения им правил дорожного движения.
В качестве примера можно привести отдельные статьи указанной главы, ответственность по которым может наступить в случае несоблюдения требований законодательства к выполнению перевозки водителем.
Так, ст. 18.11 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств, например, в случае использования транспортного средства, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении.
Статья 18.23 КоАП предусматривает ответственность за нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок. Например, по ч. 3 указанной статьи к ответственности может быть привлечен водитель перевозчика, допустивший нарушение установленного режима труда и отдыха при выполнении перевозки грузов.
В соответствии со ст. 18.36 КоАП устанавливается ответственность за осуществление водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной автомобильной перевозки по территории Республики Беларусь без разрешения на осуществление такой перевозки либо управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, водителем, не имеющим при себе действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства.
В заключение стоит отметить, что при осуществлении деятельности по перевозке грузов следует строго соблюдать требования законодательства и принимать меры, направленные на минимизацию случаев их нарушения, в том числе со стороны работников. Довольно часто выявляемые контролирующими государственными органами нарушения влекут за собой немало негативных последствий и становятся причиной привлечения перевозчика и экспедитора к различным видам ответственности, что в итоге может нанести значительный финансовый ущерб компании и сделать такую деятельность экономически неэффективной.