Ответ: Подлежит, но не во всех случаях.
Согласно подп. 1.3 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» (далее — Постановление) водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Республики Беларусь по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда, за исключением следующих случаев:
— необходимость получения по маршруту следования специального разрешения на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по территории иностранного государства;
— авария (поломка) транспортного средства;
— разгрузка, перегрузка (перевалка) груза;
— замена транспортного средства.
В случае необходимости осуществления упомянутых выше операций допускается отклонение от республиканской автомобильной дороги, указанной в перечне дорог и специализированных мест.
При этом возможность совершения таких операций должна быть предусмотрена условиями договора автомобильной перевозки и указана в транспортных документах.
При въезде в Беларусь водителю, осуществляющему транзитную перевозку груза, должностным лицом, как правило, транспортной инспекции либо республиканского пункта таможенного оформления вручается письменное требование, предусмотренное приложением 2 к Постановлению.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за неисполнение требования покинуть страну?
Ответ: От 2 до 50 БВ (ст. 23.4 КоАП).
Неповиновение законному распоряжению или требованию (в нашем случае – покинуть Республику Беларусь в оговоренный Постановлением срок) должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий влечет наложение штрафа в размере от 2 до 50 БВ или административный арест (ст. 23.4 КоАП).
Следует понимать, что отказ водителя от подписания Требования, предусмотренного приложением 2 к Постановлению, при вручении во время въезда в страну не исключает ответственности за его неисполнение.
Водителю, осуществляющему транзитную перевозку груза, фактически дается два дня на проезд по территории нашей страны. К примеру, Иванов А.А. въехал в Республику Беларусь 01.05.2020. Требование согласно приложению 2 ему вручено в этот же день в 01:00. Следовательно, он обязан покинуть территорию страны не позднее 23:59 02.05.2020.
Вопрос: Чем подтверждается необходимость продлить свое пребывание в Беларуси
Ответ: Соответствующими документами: договорами, справками и т.д.
При наличии обстоятельств, описанных выше и позволяющих водителю «задержаться» в Республике Беларусь дольше чем на день, необходимо иметь подтверждающие документы (договор перевозки, справка ГАИ о ДТП, документы от СТО о ремонте и т.п.).
При наличии таковых вина водителя в нарушении указанных требований будет отсутствовать, что исключает состав правонарушения, предусмотренного ст. 23.4 КоАП. В противном случае его действия могут образовать состав правонарушения, предусмотренного ст. 23.4 КоАП. При этом при рассмотрении дела и принятии по нему решения будут учитываться все обстоятельства совершения вменяемых действий в совокупности в целях всестороннего и полного рассмотрения дела и принятия законного объективного постановления.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.4 КоАП, рассматриваются судом общей юрисдикции (ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП). При этом административный процесс ведется по месту совершения административного правонарушения. В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей (ч. 1 ст. 3.31 ПИКоАП).
Срок, в течение которого может быть наложено административное взыскание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 23.4 КоАП, общий — не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).