Вопросы: 

1. Что изменилось в порядке заполнения товарно-транспортных (товарных) накладных в связи с внесением изменений в законодательство в области регулирования цен в 2022 г.?

2. Является ли изменение курса валют обстоятельством форс-мажора в конкурентных закупках?

3. Можно ли каким-то образом увеличить регулируемые цены на импортные товары (товары, имеющие импортные составляющие)?

4. Как переоценить остатки товаров в связи с изменением (ростом) курса валют?


Вопрос: Что изменилось в порядке заполнения товарно-транспортных (товарных) накладных в связи с внесением изменений в законодательство в области регулирования цен в 2022 г.?

Ответ: 27 февраля 2022 г. вступило в силу постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 08.02.2022 № 13 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55». Данным документом были внесены изменения в порядок заполнения товарно-транспортных (товарных) накладных. 

Так, субъекты хозяйствования (организации и ИП) должны указывать в  товарном разделе товарных накладных (ТТН и ТН) сведения, связанные с установлением регулируемых цен на реализуемые продукцию, товары. К обязательным для указания сведениям относятся: 

1) отпускная цена производителя (импортера);

2) вид скидки (с отпускной цены, оптовая);

3) оптовая надбавка;

4) иная информация о структуре цены. 

Вопрос: Является ли изменение курса валют обстоятельством форс-мажора в конкурентных закупках?

Ответ: Нет, не является.

Отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229).

Закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) (закупки за счет собственных средств) осуществляются в соответствии с постановлением № 229 следующими субъектами:

— республиканскими унитарными предприятиями;

— государственными органами (объединениями);

— иными юридическими лицами, имущество которых находится в рес­публиканской собственности;

— хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Респуб­лике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи). 

Изменение курса валют не относится к форс-мажорным обстоятельствам. Постановление № 229 не содержит условия о возможности изменения цены договора из-за роста курсов валют. Поэтому участник-победитель должен заключить договор. 

Если участник-победитель уклоняется от заключения договора и если это не связано с изменением заказчиком условий процедуры закупки, то такой участник на один год включается в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам. Формирование и ведение такого реестра* осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли (подп. 2.5 п. 2 постановления № 229). 

* Реестр недобросовестных поставщиков можно найти по ссылке.

Вопрос: Можно ли каким-то образом увеличить регулируемые цены на импортные товары (товары, имеющие импортные составляющие)?

Ответ: Да, можно при наличии определенных условий.

Увеличить отпускные цены выше установленного уровня можно только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2022 № 214 «О регулировании цен», далее — постановление № 214). 

Вопрос: Как переоценить остатки товаров в связи с изменением (ростом) курса валют?

Ответ: Регулируемые цены на остатки непродовольственных товаров, сформированные до вступления в силу постановления № 214, должны быть приведены субъектами хозяйствования в соответствие с данным постановлением. Регулируемые цены на товары должны находиться в пределах, установленных постановлением № 214, их превышение допускается только после согласования с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

Предприятиям и организациям, которые осуществляют розничную торговлю (форма собственности значения не имеет), разрешено производить дооценку остатков товаров народного потребления. 

Дооценка может быть проведена до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров. При этом сумма разницы в ценах относится на результаты хозяйственной деятельности (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 17.07.1995 № 375 «О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле»). На субъекты оптовой торговли данное положение не распространяется. 

Законодательством также не предусмотрена переоценка запасов до рыночных цен в сторону увеличения их стоимости, поскольку запасы в целях бухгалтерского учета оцениваются по фактической себестоимости (п. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).

1763 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Установлены виды сделок, по которым наряду с возмездными внешнеторговыми договорами должен вестись учет. Скорректирован порядок функционирования рынка ценных бумаг. Опред...
1984
• • •
Вопрос: ООО «У» (продавец) и ЧУП «Л» (покупатель) 01.03.2022 подписали договор поставки оборудования. В договоре было указано, что поставке подлежит холодильное оборудова...
№ 7 июль 2022
3250