Вы на портале

Антимонопольный контроль за реорганизацией: что нужно знать хозяйствующим субъектам

При определенных обстоятельствах субъект хозяйствования обязан обратиться в антимонопольный орган за согласованием планируемой реорганизации. В отдельных случаях антимонопольное законодательство требует предоставления уведомления о состоявшейся реорганизации не позднее одного месяца со дня осуществления реорганизации. В свете внесенных изменений в антимонопольный закон, которые вступают в силу с 3 августа 2018 г., вопросы экономической концентрации вновь приобретают актуальность.

Обновлено
Морозова Светлана
Морозова Светлана

юрист

Ермак Дарья
Ермак Дарья

помощник адвоката Адвокатского бюро «РЕВЕРА»

7094 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Этап 1. Определение необходимости антимонопольного согласования сделки

1.1. Определяем формы реорганизации, при которых обязательно согласование с антимонопольным органом. В данный перечень включаются следующие ситуации:

— хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, принимает решение о реорганизации в форме преобразования в акционерное общество;

— юридическое лицо принимает решение о реорганизации в форме присоединения или слияния (абз. 2, 3 подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», далее — Закон № 94-З);

— создаваемая в результате реорганизации (в форме выделения, разделения, слияния) коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль антимонопольного органа в соответствии с абз. 6–9 подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона № 94-З.

Справочно.
Со вступлением в силу новой редакции Закона № 94-З размеры финансовых показателей, являющихся условиями предварительного антимонопольного согласования реорганизации, изменятся: порог балансовой стоимости активов повысится до 200 000 базовых величин, объем выручки — до 400 000 базовых величин.

Важно знать!

Проект изменений и дополнений в ГК 2018 г.: как изменятся правила реорганизации для бизнеса? 

Читайте в статье антикризисного управляющего С. Пинчука

1.2. Определяем условия, при которых необходимо получить согласие на реорганизацию для каждой из форм реорганизации, подпадающей под контроль антимонопольного органа.

А. При осуществлении реорганизации в форме слияния или присоединения получить согласие антимонопольного органа необходимо при соблюдении одного из следующих условий:

— балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых коммерческих организаций, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения в антимонопольный орган, превышает 100 000 базовых величин;

— объем выручки одной из реорганизуемых коммерческих организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 200 000 базовых величин;

— один из названных выше субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 17 Закона № 94-З).

К сведению. 
Объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года определяется за вычетом суммы налога на добавленную стоимость. При осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности менее одного года объем выручки от реализации товаров учитывается за период осуществления деятельности и также за вычетом суммы налога на добавленную стоимость.

Б. При осуществлении реорганизации в форме преобразования хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, в акционерное общество получить согласие антимонопольного органа необходимо при соблюдении в совокупности двух условий:

— хозяйствующий субъект принимает решение о реорганизации в форме преобразования в акционерное общество;

— реорганизуемый хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке.

В. При осуществлении реорганизации в форме выделения (разделения) хозяйствующего субъекта получить согласие антимонопольного органа необходимо при соблюдении в совокупности следующих условий:

— при образовании в результате реорганизации коммерческой организации;

— вкладом в уставный фонд такой коммерческой организации должны служить акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса;

— в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль в соответствии с абз. 6–9 подп. 1.12 п. 1 ст. 9 Закона № 94-З.

Справочно. 
Предварительное согласие антимонопольного органа не требуется, если реорганизация в форме слияния, присоединения осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц по следующему признаку: хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, в том числе на основании соглашения, имеет более 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества. Реорганизация в таком случае осуществляется с обязательным письменным уведомлением антимонопольного органа не позднее одного месяца со дня ее осуществления (п. 8 ст. 17 Закона № 94-З).
Со вступлением в силу новой редакции Закона № 94-З требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются также, если реорганизация хозяйствующих субъектов — юридических лиц осуществляется следующими лицами: у которых более чем 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица.

Этап 2. Определение антимонопольного органа, в адрес которого следует подать документы

По общему правилу документы подаются в территориальные органы Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ). Согласно положениям Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением МАРТ от 03.01.2018 № 1 (далее — Инструкция № 1), нужно руководствоваться следующими правилами определения подходящего антимонопольного органа:

— в случае слияния, создания коммерческой организации в результате выделения и разделения — по месту нахождения создаваемого хозяйствующего субъекта;

— в случае присоединения — по месту нахождения присоединяемого хозяйствующего субъекта.

Непосредственно в МАРТ подаются документы, если одна из реорганизуемых в форме слияния, присоединения коммерческих организаций, акции (доли в уставном фонде) которой служат вкладом в уставный фонд создаваемой коммерческой организации либо акции (доли в уставном фонде) которой приобретаются создаваемой коммерческой организацией на основании передаточного акта или разделительного баланса, включена в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (республиканский уровень), или Государственный реестр субъектов естественных монополий (республиканский уровень).

Этап 3. Подготовка пакета документов и их предоставление в антимонопольный орган

Согласно п. 2.3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — Единый перечень), в антимонопольный орган подаются следующие документы:

1) заявление с обоснованием целесообразности реорганизации хозяйствующих субъектов.

Утвержденной формы данного заявления нет, однако Инструкция № 1 содержит главу 3, предусматривающую ряд требований к его содержанию. Заявление о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов должно содержать:

• наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;

• сведения о реорганизуемых хозяйствующих субъектах: наименование и место нахождения, почтовый адрес, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информацию о включении на дату подачи заявления в государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, и в Государственный реестр субъектов естественных монополий;

• наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо или уполномоченный представитель;

• описание планируемой к осуществлению экономической концентрации;

• обоснование целесообразности реорганизации коммерческих организаций в форме слияния и присоединения;

• обоснование целесообразности и возможности изменения либо сохранения организационной структуры управления преобразуемого хозяйствующего субъекта, в том числе выделения структурных подразделений в самостоятельные юридические лица;

• фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или уполномоченного представителя заинтересованного лица (лица, которое подает заявление), их подпись, заверенную в установленном порядке;

• перечень представляемых вместе с заявлением документов и (или) сведений;

• контактные данные лица, осуществившего подготовку документов (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), занимаемая должность, номер контактного телефона, адрес электронной почты при его наличии);

Справочно.
Документы, которые должны быть представлены в антимонопольный орган, перечислены в п. 2.3 Единого перечня.

2) документы, подтверждающие решение участников о реорганизации (протокол общего собрания участников, решение собственника имущества, в которых отражено принятие решения о реорганизации);

3) сведения о балансовой стоимости активов каждого из реорганизуемых коммерческих организаций на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления в антимонопольный орган;

4) сведения об объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) каждого из реорганизуемых хозяйствующих субъектов по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации;

5) сведения об основных видах деятельности, основных видах товаров (работ, услуг), объемах производства и поставки каждого из реорганизуемых хозяйствующих субъектов в натуральном и стоимостном выражении, их доле на соответствующем товарном рынке за календарный год, предшествующий году подачи заявления в антимонопольный орган, и отчетный период с начала года подачи заявления (далее — Сведения о товарах).

Форма представления Сведений о товарах разработана и содержится в приложении 2 к Инструкции № 1. В Сведениях о товарах необходимо отразить долю общества на определенном товарном рынке (рынках). Сведения о товарах представляются за календарный год, предшествующий году подачи заявления, и отчетный период с начала года подачи заявления. При этом указывается временной период, используемый при подаче документов и (или) сведений. Доля рассчитывается по правилам, установленным Инструкцией № 1;

6) сведения о лицах, владеющих 20 % и более акций (долей в уставном фонде) реорганизуемых хозяйствующих субъектов и их участников, а также о юридических лицах, 20 % и более акций (долей в уставном фонде) которых владеют или имеют право распоряжаться на любом основании указанные лица (далее — Сведения о контролирующих лицах).

Форма представления Сведений о контролирующих лицах Инструкцией № 1 не определена. На практике для предоставления таких сведений может использоваться аналогичная форма, приведенная в приложении 3 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.01.2018 № 2, регулирующая порядок получения согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями в уставных фондах) юридических лиц.

Рекомендация.
Поскольку форма представления Сведений о контролирующих лицах Инструкцией № 1 не определена, для предоставления таких сведений может использоваться аналогичная форма, приведенная в приложении 3 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.01.2018 № 2.

Сведения о контролирующих лицах можно условно разделить на 3 группы:

1) сведения о лицах, владеющих 20 % и более акций (долей в уставном фонде) реорганизуемых хозяйствующих субъектов;

2) сведения о лицах, владеющих 20 % и более акций (долей в уставном фонде) участников реорганизуемых хозяйствующих субъектов;

3) сведения о юридических лицах, в которых лица, указанные выше в пп. 1 и 2, владеют 20 % и более акций (долей в уставном фонде);

7) сведения о лицах, входящих в одну группу лиц с каждым из реорганизуемых хозяйствующих субъектов, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу лиц. Данные сведения наряду с информацией о лицах, входящих в одну группу с реорганизуемыми юридическими лицами, должны содержать:

— перечень основных видов товаров (работ, услуг), поставляемых лицами, входящими в одну группу лиц с реорганизуемыми, на рынок;

— сведения об объемах производства и поставки этими лицами товаров (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, их доле на соответствующем товарном рынке за календарный год, предшествующий году подачи заявления, и отчетный период с начала года подачи заявления (при осуществлении лицами, входящими в одну группу лиц, деятельности на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, на котором осуществляет(ют) деятельность реорганизуемая(ые) коммерческая(ие) организация(и)).

Признаки, по которым хозяйствующие субъекты и лица, не являющиеся хозяйствующими субъектами, входят в одну группу лиц, определены в подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона № 94-З.

Форма представления сведений о группе лиц установлена приложением 1 к Инструкции № 1. Наряду с заполнением формы сведений о группе лиц к этому документу необходимо также приложить графическое изображение группы лиц. Описание требований к графическому изображению содержится в п. 11 Инструкции № 1;

8) проект устава, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, проект изменений и (или) дополнений в устав реорганизуемой коммерческой организации в форме присоединения (при их наличии).

Проект устава должен содержать указание на то, что это проект (целесо-образно проставить на каждой странице устава надпись «Проект»). Проект должен быть согласован сторонами. На практике это, как правило, означает, что проект документа должен быть подписан сторонами в подтверждение его согласованности.

Этап 4. Рассмотрение документов и принятие решения антимонопольным органом

Документы в соответствии с пп. 2.3, 2.5 Единого перечня рассматриваются в течение 30 дней со дня получения их антимонопольным органом. На практике этот срок может быть и меньше (в среднем — 15 рабочих дней).

Антимонопольный орган в течение 10 дней со дня получения заявления принимает решение об отказе в его принятии в случае, если вышеуказанные документы и (или) сведения не представлены либо не соответствуют установленным требованиям.

По результатам рассмотрения документов антимонопольный орган вправе принять:

• решение о согласии на реорганизацию коммерческой организации, если это не приведет к возникновению или усилению ее доминирующего положения на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При этом решение о согласии антимонопольного органа может содержать условия, обеспечивающие конкурентное поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке;

• мотивированное решение об отказе в реорганизации коммерческой организации, если данные действия могут привести к возникновению или усилению ее доминирующего положения на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности реорганизации коммерческой организации, является недостоверной и (или) неполной.

Решение антимонопольного органа о согласии на реорганизацию коммерческих организаций действительно в течение одного года со дня его получения.

Следует также учитывать, что антимонопольный орган вправе принять решение о согласии на реорганизацию коммерческой организации даже при возможности возникновения или усиления ее доминирующего положения на товарном рынке в случае, если реорганизуемые хозяйствующие субъекты докажут, что их действия имеют или могут иметь своим результатом:

• совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров производства Республики Беларусь на мировом товарном рынке;

• получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий.

7094 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме