МКАС — единственный арбитражный институт в Украине, рассматривающий международные споры (если не считать Морскую арбитражную комиссию при ТППУ, которая вправе разрешать довольно узкий круг споров). Оба эти института — МКАС и МАК при ТППУ — имеют специальный статус, закрепленный приложениями № 1–2 к Закону Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24.02.1994 (далее — Закон о МКА). Новый официальный интернет-сайт арбитража — icac.org.ua.
Справочно.
Согласно статистике МКАС при ТППУ за 2016 г.:
— 553 дела было принято к производству;
— 472 арбитражных решения было вынесено, 90 % дел было связано с договорами международной купли-продажи товаров;
— из 472 рассмотренных дел разбирательство по 64 делам велось на украинском языке, по 2 — на английском и русском, по 1 — на украинском и русском, по остальным — на русском языке;
— из 553 начатых разбирательств в 34 делах одна из сторон была из Беларуси. Подробнее: goo.gl/wQbGoL.
Правовой статус МКАС
Арбитражное законодательство Украины предусматривает деление на международные коммерческие арбитражные институты и третейские суды аналогично белорусскому подходу.
Согласно Положению о МКАС (Приложение № 1 к Закону о МКА) Международный коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Украины «О международном коммерческом арбитраже». МКАС не является самостоятельным юридическим лицом, а входит в структуру Торгово-промышленной палаты Украины. Последняя утверждает Регламент МКАС, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов суда, способствует его деятельности. Президиум ТППУ назначает Председателя МКАС (сейчас это Н.Ф. Селивон) и членов Президиума МКАС, а также утверждает Рекомендательный список арбитров, назначает Генерального секретаря МКАС (сейчас это З.В. Литвиненко) и осуществляет функции в отношении назначения, отвода и прекращения полномочий арбитра.
Председатель МКАС вправе по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требования по делам, подлежащим рассмотрению в МКАС. В соответствии с положениями Регламента МКАС такое право может быть реализовано Председателем МКАС только до момента формирования состава Арбитражного суда и может быть обусловлено предоставлением встречного обеспечения заявителем.
Рекомендательный список арбитров
Несмотря на слово «рекомендательный» в названии списка арбитров, на практике он всегда был закрытым. Иными словами, назначить «внесписочного» арбитра нельзя. Ни в одной из версий Регламента МКАС это прямо не указано, но соответствующая информация есть на сайте МКАС.
На данный момент список содержит 116 арбитров, приблизительно половина из которых — украинские арбитры. В списке есть и белорусские арбитры.
Рекомендуемая арбитражная оговорка
МКАС рекомендует включать в договор арбитражную оговорку следующего содержания:
«Все споры, разногласия или требования, возникающие по настоящему договору или в связи с ним, в том числе касающиеся его заключения, толкования, исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Украины в соответствии с его Регламентом».
Стороны могут также указать материальное право, которым будет регулироваться их договор, количество арбитров (один или три), место проведения и язык арбитражного разбирательства. В любом случае местом арбитража будет считаться г. Киев, Украина (ст. 39 Регламента).
Столь подробное перечисление категорий споров в типовой оговорке и полное название МКАС в ней не случайно и во многом вызвано неоднозначной практикой украинских судов по отмене решений МКАС.
Регламент МКАС — 2018
С 1 января 2018 г. вступил в силу новый Регламент МКАС, который существенно отличается от предыдущих версий.
Среди новелл Регламента — новые правила определения цены иска (и соответственно арбитражного сбора) по неденежным требованиям (ст. 15), положения о подаче документов в электронной форме и о получении документов из МКАС электронной почтой (ст. 11), допустимость электронной формы арбитражного соглашения (ст. 4), возможность аудиофиксации слушаний (ст. 50), возможность выбора ускоренного разбирательства (ст. 45) и др.
Цена иска/арбитражный сбор. Статья 15 нового Регламента устанавливает, что цена иска определяется:
- в исках о взыскании денег — истребуемой суммой, а при взыскании продолжающих начисляться процентов — суммой, исчисленной на дату подачи иска;
- в исках об истребовании имущества — стоимостью этого имущества;
- в исках о признании или преобразовании правоотношения — стоимостью предмета правоотношения на дату подачи иска;
- в исках об определенном действии или бездействии — на основе имеющихся данных об имущественных интересах истца.
Ранее все неденежные требования оплачивались одинаковой суммой арбитражного сбора независимо от каких-либо обстоятельств.
Регистрационный сбор остался на прежнем уровне — 600 долл. США.
Арбитражный сбор определяется по шкале в зависимости от цены иска (с возможным увеличением по решению Президиума МКАС в связи с особой сложностью дела или иными обстоятельствами).
В Положении о сборах и расходах МКАС, как и ранее, нет информации о том, какая часть арбитражного сбора идет на оплату гонораров арбитров, а какая — на покрытие административных расходов МКАС.
Как и ранее, всю сумму арбитражного сбора должен оплатить истец.
Инициирование и ведение дела в МКАС. МКАС через свой Секретариат принимает активное участие в администрировании разбирательства на всех его этапах. Весь документооборот по делу проходит через Секретариат. До назначения состава Арбитражного суда Генеральный секретарь МКАС может истребовать у сторон документы и информацию, а также устанавливать сроки подачи процессуальных документов.
Помимо классической подачи процессуальных документов в «бумажном» виде новый Регламент предусматривает, что Секретариат МКАС вправе предложить сторонам представить указанные документы в электронной форме.
Доказательства. К письменным доказательствам предъявляются следующие требования:
- заверенные стороной копии документов должны соответствовать оригиналам, и по запросу состава Арбитражного суда любой оригинал должен быть представлен для обозрения;
- перевод документов необходимо подавать вместе с документами, с которых сделан перевод;
- электронные копии письменных доказательств должны быть заверены электронной цифровой подписью.
Справочно.
Электронные доказательства — информация в электронной (цифровой) форме (в том числе электронные документы, веб-сайты, текстовые, мультимедийные и голосовые сообщения, базы данных и другие данные в электронной форме), хранящаяся на портативных устройствах, серверах, системах резервного копирования.
Иностранный официальный документ, подлежащий дипломатической или консульской легализации, может быть письменным доказательством, если он легализован в установленном порядке.
К электронным доказательствам предъявляются следующие требования:
- их электронные или бумажные копии должны соответствовать оригиналам;
- электронные копии таких доказательств должны быть заверены электронной цифровой подписью;
- если электронные доказательства подаются в бумажных копиях, они должны быть надлежащим образом заверены стороной.
Новый Регламент также впервые подробно урегулировал использование в качестве доказательств свидетельских показаний и заключения эксперта, назначенного стороной.
Слушание/организационные совещания. Как и ранее, если только стороны прямо не договорились о рассмотрении дела без слушания, оно обязательно должно быть проведено.
При этом новый Регламент МКАС вводит дополнительные инструменты повышения эффективности разбирательства, например, путем проведения организационных совещаний (ст. 37).
Также новый Регламент позволяет использовать различные системы связи при проведении слушания, в том числе системы видеоконференцсвязи для заслушивания свидетелей или экспертов.
Кроме того, появились положения, регулирующие возможность фиксации хода устного слушания дела.
Срок разбирательства. Как и ранее, срок разбирательства дела не должен превышать шести месяцев со дня, когда был сформирован состав Арбитражного суда.
Новый Регламент позволил продлевать этот срок Президиуму МКАС по мотивированному обращению состава Арбитражного суда или одной из сторон в случае необходимости.
Справочно.
Согласно статистике за 2016 г. срок рассмотрения дела (от принятия дела к производству до вынесения арбитражного решения) не превысил 3 месяцев для 368 дел из 472 рассмотренных. Только по 2 делам срок рассмотрения превысил 12 месяцев. Подробнее: goo.gl/nLecXL.
Решение. Новый Регламент вводит процедуру «scrutiny» в отношении проектов решений. Так, до подписания любого арбитражного решения состав Арбитражного суда представляет его проект Генеральному секретарю МКАС, который, не затрагивая независимость состава Арбитражного суда в принятии арбитражного решения, может обратить внимание состава на любые выявленные несоответствия проекта арбитражного решения требованиям Регламента, в том числе в отношении формы арбитражного решения, на ошибки, описки или опечатки.
Читайте по теме:
Анищенко А., Лаптев К. Арбитраж во Франции: что нужно знать практикующему юристу о Международном арбитражном суде при МТП в Париже // Юрист. — 2017. — № 5. — С. 29–33.
Кроме того, изменены правила определения даты арбитражного решения. Если ранее на решении была указана дата последнего устного слушания, то по новым правилам арбитражное решение считается вынесенным в указанную в арбитражном решении дату, которая определяется с учетом даты последней подписи арбитра, входящего в состав Арбитражного суда.
Правила оказания МКАС содействия по Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ
Помимо рассмотрения дела в соответствии с собственным Регламентом МКАС также может действовать в качестве компетентного органа в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ и оказывать организационное содействие арбитражным разбирательствам на основании указанного Регламента. За осуществление любой функции в отношении формирования состава взимается плата в размере 1000 долл. США.
Особенности украинского законодательства об арбитраже
Закон о МКА основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ 1985 г. с некоторыми изменениями, взятыми из редакции 2006 г.
С 15 декабря 2017 г. вступили в силу новые правила ГПК и ХПК в отношении ряда вопросов, связанных с арбитражем, а также изменения в Закон о МКА.
Так, в гражданском процессе появились институты судебного содействия арбитражу, в том числе обеспечение иска, обеспечение доказательств и содействие в их получении (допрос свидетеля, истребование доказательств и их осмотр).
Все вопросы судебного содействия и контроля в отношении арбитража решаются компетентным апелляционным общим судом и Верховным судом Украины.
Новый ХПК также уточнил правила арбитрабельности (ст. 20 и 22).
Справочно.
Арбитрабельными спорами являются:
• корпоративные споры, возникающие из договора, на основании арбитражного соглашения, заключенного между юридическим лицом и всеми его участниками;
• гражданско-правовые аспекты споров в отношении приватизации имущества, в сфере конкуренции, а также споров, возникающих при публичных закупках.
В Закон о МКА добавлены новые положения, в том числе:
— разрешающие заключение арбитражного соглашения путем обмена электронными сообщениями, если содержащаяся в них информация является доступной для ее последующего использования;
— прямо разрешающие составу арбитров в случае неподачи по его требованию стороной доказательств признать обстоятельство, для выяснения которого должно было быть подано доказательство, или отказать в его признании, или рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела доказательствам;
— положения о применении к стороне, испрашивающей обеспечительные меры, обеспечения арбитражных расходов.
С 15 декабря 2017 г. арбитражное соглашение и арбитражное решение должны быть представлены в компетентный украинский суд исключительно на украинском языке.