Выводы суда: суды первой и апелляционной инстанций заявленных требований не поддержали и вынесли постановления не в пользу акционеров. Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь постановила снять все ограничения, так как выводы нижестоящих судебных инстанций были основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Для кого важно: для акционеров и эмитентов.
Обстоятельства дела
На протяжении нескольких лет акции отдельных крупных акционерных обществ были заблокированы по предписаниям Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь (далее — Департамент). Основанием для вынесения предписаний явились письма Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК) с просьбой осуществить блокировку акций всех акционеров данных акционерных обществ «в целях защиты интересов Республики Беларусь». Длительная переписка с государственными органами по вопросам разблокировки акций результата не принесла: государственные органы не дали пояснений, какие именно интересы Республики Беларусь требовали защиты и что послужило основанием для принятия таких ограничивающих права акционеров мер, акции разблокированы не были. Ввиду этого акционеры обратились в суд с заявлением о признании действий Департамента, направленных на блокировку акций, незаконными.
Позиция заявителей
В соответствии со ст. 44 Конституции Республики Беларусь собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Гражданским законодательством и законодательством о хозяйственных обществах акционерам предоставлено право распоряжаться принадлежащими им акциями по своему усмотрению в установленном законодательством порядке.
Справочно. Полномочия Департамента определены подп. 4.17 п. 4 Положения о Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 982 «Об отдельных вопросах Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
В силу законодательства, действовавшего на дату блокировки акций, Департамент в соответствии с возложенными на него задачами имел право выдавать предписания о блокировке акций в случае необходимости защиты интересов Республики Беларусь.
Предписание о блокировке акций может быть выдано в отношении заведомо неопределенного круга владельцев акций, в том числе в отношении добросовестных, даже не подозревающих, что их права по распоряжению принадлежащими им акциями были ограничены.
Ни в предписании Департамента, ни в письме КГК не было указано, какие именно интересы Республики Беларусь требовали защиты, а поскольку предписание ограничивало права акционеров, они обратились в суд с заявлением о признании действий Департамента, направленных на блокировку акций, незаконными в порядке гл. 25 ХПК.
Позиция заинтересованного лица (Департамента)
Предписание о блокировке акций было вынесено в соответствии с установленным подп. 4.17 п. 4 Положения о Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 982 «Об отдельных вопросах Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», в редакции, действовавшей на дату блокировки, полномочием выдавать предписания о блокировке акций в случае необходимости защиты интересов Республики Беларусь и письмом КГК с просьбой осуществить блокировку акций «в целях защиты интересов Республики Беларусь».
Решение суда
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали и признали действия Департамента законными. Вынося судебные постановления, они исходили из того, что в силу ст. 1, 5, 7 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» задачами КГК являются защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь и решения (предписания, постановления) КГК обязательны для исполнения всеми органами, которым они адресованы. Поэтому вышеуказанное письмо КГК являлось достаточным основанием для принятия Департаментом мер по блокировке акций, и у Департамента не было причин отказать в исполнении требования письма КГК о блокировке акций.
Решение Верховного Суда
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с выводами судов первой и апелляционной инстанций не согласилась.
Как следует из ст. 230 ХПК, основанием для признания обжалуемого действия государственного органа незаконным является несоответствие его требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
В силу норм ХПК бремя доказывания правомерности обжалуемого действия по блокировке акций, в том числе по опровержению позиции заявителей об отсутствии оснований для их совершения, возлагалось на Департамент. Однако достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих наличие у Департамента оснований для защиты интересов Республики Беларусь путем блокировки акций, а также подтверждающих наличие интересов у государства, нуждающихся в такой защите, представлено не было. Письмо КГК, адресованное Департаменту и содержащее просьбу заблокировать акции, не имело для Департамента обязательной силы, не являлось решением (предписанием, постановлением) КГК согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», а относилось всего лишь к переписке государственных органов.
В соответствии со ст. 44 Конституции Республики Беларусь и п. 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предписание Департамента о блокировке акций ограничивает конституционное право владельцев заблокированных акций по распоряжению ими, и законное право владельцев акций распоряжаться своими акциями подлежит восстановлению.
В результате Верховный Суд Республики Беларусь признал действия Департамента по блокировке акций незаконными и обязал его принять меры по их разблокировке.
Исполнение постановления суда и новая позиция госорганов
Постановление Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь формально было исполнено. Министерство финансов Республики Беларусь (далее — Минфин), обладая соответствующими полномочиями, вынесло предписания о снятии ограничений по распоряжению акциями, но в тот же день вынесло новые предписания о наложении ограничений по распоряжению акциями. Например, в отношении одного из эмитентов на акции не было наложено ограничение по распоряжению целых 20 минут. Так, предписанием от 04.01.2018 предписывалось снять ограничения по распоряжению простыми (обыкновенными) акциями с 17 ч 00 мин 05.01.2018, а затем следующим по порядку предписанием от 04.01.2018 было предписано наложить ограничения по распоряжению простыми (обыкновенными) акциями с 17 ч 20 мин 05.01.2018.
Необходимость новой блокировки акций обосновывается также письмом КГК. Однако теперь данный документ обозначен грифом «Для служебного пользования», в связи с чем ознакомиться с ним может только суд и содержащаяся в нем информация для акционеров носит закрытый характер. Согласно п. 135 Инструкции по делопроизводству в экономических судах областей (города Минска) Республики Беларусь, утвержденной приказом Верховного Суда Республики Беларусь от 06.10.2014 № 81, документы с ограничительным грифом «Для служебного пользования» сторонам для ознакомления не представляются.
В целом позиция Департамента, Минфина и КГК сводится к тому, что предоставленное Департаменту (Минфину) правомочие выдачи предписания о блокировке акций в случае необходимости защиты интересов Республики Беларусь не содержит дополнительной регламентации его применения, не обязывает раскрывать понятие защиты интересов Республики Беларусь при выдаче предписания, а также подтверждать наличие таких интересов, не обязывает кого-либо что-либо объяснять акционерам. В лучшем случае объяснение в виде правовой позиции по делу будет представлено суду под грифом «Для служебного пользования».
Выводы
1. Норма о наложении ограничений по распоряжению ценными бумагами в случае необходимости защиты интересов Республики Беларусь сформулирована очень широко и неконкретно, ее содержание не позволяет определить, кто и как устанавливает случаи такой необходимости; какие интересы Республики Беларусь могут требовать защиты; учитывается ли при этом соотношение этих интересов с интересами добросовестных приобретателей акций, что предоставляет некую свободу действий органу, имеющему такое полномочие.
2. Несмотря на формальное исполнение судебного постановления, в реальности нарушение прав акционеров продолжается. С учетом новой тактики поведения государственных органов можно обжаловать каждую новую блокировку акций, после чего ограничение по распоряжению акциями будет сниматься и тут же налагаться снова, создавая новый предмет оспаривания. И так до бесконечности.
3. В настоящее время возможности акционеров по защите их интересов в судебном порядке при оспаривании новой блокировки акций существенно ограничены. По нашему мнению, непредоставление возможности ознакомиться с документами под грифом «ДСП» является нарушением не только ст. 55 ХПК о праве лиц, участвующих в деле, знакомиться с материалами дела, а также до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств, но и таких принципов хозяйственного процесса, как равенство перед законом и судом, рассматривающим экономические дела (ст. 15 ХПК), равноправие сторон (ст. 18 ХПК), состязательность (ст. 19 ХПК).