* Lindsay v. The Wrecked and Abandoned Vessel R.M.S. Titanic, 52 U.S.P.Q. 2d 1609 (S.D.N.Y. 1999).
Дело в том, что при съемках в 1994 году технологии освещения не позволили Линдсею сделать нужные кадры, поэтому для нового фильма он создал специальные лампы для подводных съемок. Экспедиция длилась около месяца. Подводные съемки проводились из специального аппарата для погружений. Все это время Линдсей находился на экспедиционном судне, ни разу не погружаясь на глубину. Тем не менее он ежедневно проводил «летучки» с командой операторов, давал им точные указания относительно объектов в кадре, а каждый вечер просматривал отснятый материал, чтобы убедиться, что у него есть те самые кадры. Кроме того, в помощь операторам он составлял специальные «кадровые доски» — нарисованные от руки наброски кадров с изображением объекта с нужного ракурса и при правильном освещении.
В дальнейшем R.M.S. Titanic и связанные с ней компании использовали снятые Линдсеем кадры (точнее, командой фотографов под руководством Линдсея) и видеофрагменты для собственной рекламы, при этом авторских отчислений Линдсей не получал. Он обратился в суд.
В отзыве на иск компания R.M.S. Titanic утверждала, что Александр Линдсей не является автором фото- и видеоматериалов, поскольку он ни разу не погружался с командой операторов и не принимал личного участия в съемках. На случай, если суд признает вклад Линдсея творческим, R.M.S. Titanic подстраховалась и заявила, что раз все кадры были отсняты съемочной командой R.M.S. Titanic, то фото- и видеоматериалы нужно признать сделанными в соавторстве.
Если бы суд встал на сторону R.M.S. Titanic и признал фото- и видеоматериалы сделанными в соавторстве (Линдсей + съемочная команда R.M.S. Titanic), компания отделалась бы легким испугом. Почему? Потому что в соответствии с английским правом каждый из соавторов может свободно использовать совместно созданное произведение без разрешения коллег (в соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, хотя иное может быть предусмотрено договором между ними).
Конечно, он обязан делиться прибылью с остальными. Но в случае R.M.S. Titanic это были бы мизерные суммы: организация занимается изучением и сохранением останков лайнера, их прибыль минимальна (если вообще есть). Поэтому Александр получил бы от R.M.S. Titanic лишь символическую сумму, особенно в сравнении со штрафом за нарушение авторских прав. Этот штраф компания R.M.S. Titanic обязана была бы уплатить, если бы оказалось, что соавторство не возникло и Александр Линдсей — единственный автор и правообладатель.
К счастью для Линдсея, суд признал его единственным автором фотографий «Титаника». По мнению суда, для соавторства должны соблюдаться два условия:
1) творческое участие обоих авторов;
2) намерение обоих авторов создать единое произведение «на равных».
Суд посчитал, что работа съемочной команды R.M.S. Titanic не была творческой: все решения о расположении объектов в кадре, освещении, ракурсе и т.д. принимал только Александр Линдсей (каждый день до начала съемок он инструктировал операторов, а после — просматривал отснятые кадры).
Кроме того, именно он принимал окончательное решение о том, какие кадры войдут в фотоархив или видеофрагмент. То есть и он сам, и команда операторов воспринимали его как главного создателя произведения, который самостоятельно принимает все решения. Таким образом, даже если бы в действиях операторов нашли творческую составляющую, произведение все равно не было бы создано «на равных» — Линдсей единолично «командовал парадом».
Заключая договоры с иностранными авторами или применяя иностранное право к созданию произведения, учитывайте особенности соавторства, принятые в других государствах. Это поможет уточнить перечень соавторов, соблюсти их права и защититься от необоснованных претензий тех, кто соавтором не является.