Вы на портале

Договор на оказание транспортных или транспортно-экспедиционных услуг?

Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 124-З) экспедитор вправе осуществлять перевозку груза, в том числе с объявленной ценностью, принадлежащим ему транспортом на основании договора перевозки груза, заключенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Экспедитор может иметь иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

Рассмотрим несколько вариантов заключения договоров с клиентами.

Белайц Екатерина
Белайц Екатерина

Заместитель директора по юридическим вопросам

7945 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вариант 1

У экспедитора в рамках группы компаний есть свой собственный подвижной состав, компания является перевозчиком. В таком случае экспедитор может заключать договоры с помощью последовательной цепочки договоров, чтобы привлечь к организации перевозки груза непосредственно свои транспортные средства. Назовем компанию экспедитора «Компания X», компанию, на которую оформлен подвижной состав, – «Компания Z», а компанию клиента (грузовладельца) – «Компания A». Цепочка договоров будет следующая:

1) договор транспортной экспедиции: стороны – экспедитор («Компания X») и клиент («Компания A»). По согласованию сторон в данном договоре можно указать следующую формулировку по привлечению собственного подвижного состава («Компании Z»):

«Стороны согласовали, что при организации международной перевозки грузов автомобильным транспортом экспедитор имеет право привлекать к оказанию перевозок грузов «Компанию Z», оставаясь при этом ответственным за ее действия как за свои собственные»; 

2) договор об организации перевозок грузов: стороны – заказчик («Компания X», экспедитор) и перевозчик («Компания Z», собственник подвижного состава).

При заключении такой цепочки договоров в каждом из них остается свой предмет договора, являющийся существенным условием.

В такой схеме работы есть не только плюсы, но и минусы. Плюсы: нет необходимости оплачивать стороннему перевозчику размер фрахта, так как, несмотря на то что де-юре компания-перевозчик (то есть вторая компания-перевозчик, собственник подвижного состава) – это фактически другое юридическое лицо, однако в рамках группы компаний финансовые средства, затраченные на перевозку, будут распределены с минимальными затратами. Минусы: в том случае, если произойдет повреждение груза клиента, перед клиентом будет ответственен в первую очередь экспедитор, а перед экспедитором будет ответственна своя же компания-перевозчик, собственник подвижного состава. Регрессного требования, которое могло бы возникнуть, если бы компанией-перевозчиком была сторонняя организация, виновная в повреждении груза, не возникнет.

Тем самым возмещение расходов по повреждению груза так или иначе будет происходить из собственных средств компании-экспедитора и компании-перевозчика, собственника подвижного состава.

Вариант 2

У экспедитора в собственности находится подвижной состав, оформленный де-юре в рамках разрешенных видов деятельности на одну компанию. В таком случае у экспедитора есть возможность в рамках одного «универсального» договора оказывать услуги по организации перевозок грузов и выполнять перевозки грузов.

Экспедитор может заключить с клиентом «договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания и перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении» либо «договор на оказание транспортных и транспортно-экспедиционных услуг», сторонами которого будут являться компания экспедитора – «Исполнитель» и компания клиента – «Клиент» («Заказчик»). Однако здесь важным моментом является разграничение предмета договора в зависимости от спектра оказываемых услуг. В таком «универсальном» договоре могут быть указаны следующие формулировки:

(1) «По настоящему договору Клиент (Заказчик) поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство за вознаграждение и за счет Клиента (Заказчика) организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг в международном сообщении, связанных с организацией перевозок грузов, а Клиент (Заказчик) обязуется принять и оплатить выполнение Исполнителем услуг. 

В случае выполнения услуг по перевозке грузов Клиента (Заказчика) силами и средствами Исполнителя собственным подвижным составом автомобильного транспорта в международном сообщении Исполнитель выступает в качестве перевозчика, к которому применяются международные транспортные конвенции и действующее законодательство в рамках перевозок грузов». 

Либо

(2) «Настоящий договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Исполнителем от имени и/или по поручению Клиента (Заказчика) и за его счет услуг по транспортному и транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов Клиента (Заказчика) в международном сообщении с оплатой Исполнителю причитающегося вознаграждения в соответствии с Поручением Клиента (Заказчика). Под транспортным и транспортно-экспедиционным обслуживанием в рамках настоящего договора понимается любая деятельность Исполнителя, направленная на организацию перевозки грузов Клиента (Заказчика) всеми видами транспорта в международном сообщении». 

Тем самым понятие «универсального» («смешанного») договора включает в себя оказание услуг экспедитора и перевозчика: с одной стороны, экспедитор обязуется организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой, с другой стороны – выполнить услуги, связанные с перевозкой, в том числе осуществить перевозку груза собственным подвижным составом.

Однако такие виды договоров будут носить «двойственный» характер оказания услуг исполнителем. С одной стороны, по таким договорам у транспортно-экспедиционных компаний, осуществляющих в том числе доставку груза собственным транспортом, будет расширен спектр оказываемых услуг и в одном договоре можно зафиксировать положения нескольких видов договоров, в том числе на перевозку грузов различными видами транспорта. С другой стороны, необходимо будет слишком широко расписывать предмет договора, применимое право в зависимости от спектра оказываемых услуг, включать в договор различные права и обязанности исполнителя в зависимости от характера его действий, видов перевозки грузов, а также корректировать договорную ответственность сторон по применимым штрафным санкциям в случае нарушения обязательств.

Такой договор может показаться клиенту довольно обширным для рассмотрения и заключения, если потребности клиента заключаются только в организации перевозки грузов. Заключение «универсальных» договоров возможно в случаях, когда у клиента есть потребность в лице экспедитора (исполнителя) не только перевезти груз, но и оказать иные сопутствующие перевозке груза услуги, а экспедитор (исполнитель) имеет ресурсы для оказания таких услуг.

Поэтому до начала оказания услуг необходимо в полной мере выяснять потребности клиентов, чтобы при заключении договоров выбрать тот спектр услуг, который будет соответствовать требованиям договаривающихся сторон.

7945 Shape 1 copy 6Created with Avocode.