Вы на портале

Договор транспортной экспедиции: особенности заключения, основные и дополнительные условия

Компания, осуществляющая полный спектр транспортно-экспедиционных услуг, сталкивается с необходимостью заключения нескольких видов договоров: договора транспортной-экспедиции и договора об организации перевозок грузов.

В статье описаны основные особенности заключения договора транспортной экспедиции, а также процедура проверки компании-клиента/подрядчика.

Белайц Екатерина
Белайц Екатерина

Заместитель директора по юридическим вопросам

8794 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Порядок проверки контрагентов

Контрагентами для компании-экспедитора при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг будут являться следующие субъекты:

— клиент — грузоотправитель/грузополучатель либо лицо, имеющее право распоряжаться грузом, другой экспедитор (п. 12 постановления Пленума ВХС от 24.10.2012 № 9);

— подрядчик — перевозчик, экспедитор*, страховая компания, склад временного хранения, таможенный брокер и т.д. в зависимости от спектра оказываемых транспортно-экспедиционных услуг клиенту.

* Согласно п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности" в случае привлечения экспедитором другого экспедитора для выполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции заключается еще один договор транспортной экспедиции. При этом экспедитор, привлекший другого экспедитора, приобретает права и обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

В зависимости от того, кто является контрагентом для компании-экспедитора при осуществлении деятельности и оказании услуг, до начала процесса перевозки груза необходимо понимать, с кем будет заключаться договор с точки зрения возможных рисков экспедитора, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия как с клиентом, так и с подрядчиком при оказании транспортно-экспедиционных услуг либо услуг об организации перевозки грузов.

Факторами риска могут быть: наличие нестабильных финансовых показателей за последний отчетный период, большое количество судебных разбирательств (в том числе в транспортной сфере), наличие непогашенных исполнительных производств на значительные суммы долга, наличие дебиторской задолженности, нахождение в списке недобросовестных поставщиков, объявление процедуры ликвидации компании и др.

С целью предотвращения возможных рисков компании-экспедитору необходимо обезопасить себя от недобросовестных партнеров путем проверки компаний, с которыми планируется заключение договора, на благонадежность.

Как правило, до момента заключения договора менеджеры компании-экспедитора получают исчерпывающую информацию о контрагенте путем телефонных переговоров, проведения встреч, переписки с возможностью «привлечения» контрагента для сотрудничества. В зону ответственности менеджера также входит создание благоприятных взаимоотношений с контрагентами, предложение взаимовыгодных условий оказания услуг в транспортной деятельности путем формирования коммерческих предложений, получение учредительных документов контрагента для дальнейшего рассмотрения их юридическим, финансовым отделами либо службой безопасности компании.

Для этого менеджер компании-экспедитора должен осуществить следующие действия:

1) запросить комплект правоустанавливающих документов (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав, решения/положения о создании организации, приказы о назначении/избрании лица, уполномоченного действовать от имени организации, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за последний отчетный период и иные документы).

Комплект запрашиваемых документов может отличаться в зависимости от того, резидентом какой страны является контрагент. В таком случае необходимо руководствоваться законодательством иностранных государств по месту регистрации контрагента.

Кроме того, при привлечении прямых перевозчиков при автомобильных перевозках грузов обязательным составляющим будет являться наличие лицензии на осуществление международных перевозок грузов.

При запросе документов от подрядчиков (перевозчиков, транспортных компаний и т.д.) рекомендуем также запрашивать полис страхования их ответственности, который позволит иметь возможность обратиться в страховую компанию с требованием о возмещении ущерба в случае повреждения, порчи, утраты груза либо возместить расходы по финансовым убыткам.

2) проверить контрагента в официальных государственных реестрах по месту регистрации его юридического лица.

В Республике Беларусь, например, проверка контрагента производится через следующие официальные источники:

• Портал ЕГР: http://egr.gov.by

• История по задолженности по налогам: http://portal.nalog.gov.by

• Приказные производства: http://court.gov.by/ru/

Либо можно воспользоваться платными сервисами, в которых уже собрана вся информация о контрагенте, чтобы сократить время на проверку.

• Сервис проверки контрагентов «СтатусПро»: https://statuspro.by/

Нерезидентов Республики Беларусь на практике проверить гораздо сложнее ввиду отсутствия бесплатных государственных сервисов о проверке компаний, но исходя из представленных документов и полученной информации в ходе проверки можно сделать выводы о возможности заключения договора с тем или иным контрагентом на определенных условиях.

3) узнать информацию о контрагенте из открытых источников, получить отзывы, рекомендации.

Правовую оценку предоставленной информации, полученным документам и произведенной проверке контрагента дает юридический отдел компании (иногда совместно со службой безопасности и финансовым отделом). После проведенной проверки, если в совокупности факторов контрагент не вызывает сомнений, принимается решение о заключении договора. В крупных транспортно-экспедиционных компаниях зона ответственности по согласованию тех или иных пунктов договора строго регламентирована:

— согласование коммерческих условий (стоимость транспортно-экспедиционных услуг, размер штрафных санкций и иные условия, относящиеся непосредственно к транспортировке груза) находится в зоне ответственного менеджера, осуществляющего транспортировку груза внутри компании-экспедитора;

— согласование условий и сроков оплаты, получения закрывающих документов подлежит рассмотрению финансовым отделом;

— согласование юридических вопросов находится в зоне ответственности юридического отдела, который получает информацию от всех ответственных сотрудников компании, участвующих в согласовании договора, и формирует «шаблон» договора на согласованных сторонами условиях.

Особенности заключения договора транспортной экспедиции

Всем известна ситуация, когда договор на транспортно-экспедиционные услуги необходимо было заключить «еще вчера». Особенно когда уже согласован транспорт, есть заявка от клиента, а договора или разового договора-заявки еще нет. В таком случае в каждой транспортно-экспедиционной компании, чтобы предотвратить возможные риски и сократить время юриста на согласование договора, необходимо иметь рамочный (типовой) шаблон договора компании-экспедитора. Таких шаблонов договоров должно быть несколько:

— шаблон договора транспортной экспедиции, в котором сторонами договора будут выступать экспедитор и клиент;

— шаблон договора об организации перевозок грузов (фрахтования, хранения и т.д.), в котором сторонами договора будут выступать подрядчик (им может быть перевозчик, агент, иной экспедитор, склад и т.д.) и заказчик (клиент) (он же будет являться экспедитором).

Договоры транспортной экспедиции могут быть заключены как при организации внутриреспубликанских перевозок грузов, так и при организации международных перевозок грузов, которые в транспортно-экспедиционной деятельности используются чаще.

Порядок заключения договора транспортной экспедиции регулируется:

— главой 41 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК);

— Законом Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 124-З);

— Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности» (далее – Закон № 140-З);

— Указом Президента Республики Беларусь от 19.10.1999 № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг»;

— Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178);

— иными актами действующего законодательства, которые регулируют транспортно-экспедиционную деятельность;

— международными договорами, ратифицированными Республикой Беларусь, действующими на том или ином виде транспорта.

ВАЖНО. При заключении договора транспортной экспедиции на оказание услуг и/или договора об организации перевозок грузов в международном сообщении необходимо четко понимать, какой планируется осуществлять спектр услуг, а также проверить, нормы каких международных договоров и соглашений могут и должны быть применены. При этом обычаи международного делового оборота, международные соглашения и международные договоры, ратифицированные сторонами заключаемого договора, применяются в том случае, если стороны в договоре указали на их применение (ч. 1 п. 29 постановления Пленума ВХС от 31.10.2011 № 21).

ГК не содержит каких-либо особых правил о заключении договора транспортной экспедиции. В нем лишь указано, что форма договора должна быть письменной*. Следовательно, при заключении договора транспортной экспедиции необходимо руководствоваться общими правилами заключения гражданско-правовых договоров согласно главе 28 ГК.

* При этом внешнеторговые договоры (к которым относятся договоры транспортной экспедиции) резиденты Республики Беларусь должны обязательно заключать в письменной форме (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178, п. 2 ст. 1116 ГК).

В соответствии со ст. 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Что касается международного права, то общего понятия существенных условий договора в нем не содержится, однако в зависимости от законодательства страны, согласно которому заключается договор, под такими условиями обычно понимают предмет договора и иные условия, которые должны быть отражены в договоре как существенные по соглашению сторон.

Существенные условия договора

Пунктом 2 ст. 402 ГК установлено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В п. 3 ст. 402 ГК определено, что договор заключается посредством направления оферты одной из сторон (то есть предложения заключить договор) и ее акцепта другой стороной (то есть принятия предложения). Считаем, что такое же положение может быть применено и к международным договорам транспортной экспедиции.

Пункт 2 ст. 755 ГК, раскрывающий содержание договора транспортной экспедиции, отсылает к конкретному виду договора транспортной экспедиции, где стороны могут предусмотреть обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В случае указания данных условий в договоре стороны принимают их в качестве существенных.

Существенными (обязательными) условиями договора транспортной экспедиции являются следующие:

УсловиеКомментарий
Предмет договора транспортной экспедицииЭто тот перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор. Транспортно-экспедиционные услуги – это услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта (абз. 5 ст. 1 Закона № 124-З). Перечень таких услуг является открытым и указан в ч. 1 п. 1 ст. 755 ГК, ст. 8 и ч. 2 ст. 16 Закона № 124-З.
Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 402 ГК)Это могут быть любые не противоречащие действующему законодательству условия, которые каждая из сторон договора посчитает необходимым добавить в договор.
Стороны договора с указанием наименования, местонахождения (юридического адреса), банковских реквизитов (наименование банка, SWIFT). Данные условия в большинстве своем важны при заключении международных договоров транспортной экспедиции, в которых клиентом выступает нерезидент Республики Беларусь.
Важно. Все договоры транспортной экспедиции, в которых одной из сторон выступает нерезидент Республики Беларусь, необходимо регистрировать в банке. 

 

В текущих реалиях транспортной деятельности данный перечень условий договора транспортной экспедиции, конечно, не является основным. Стороны договора транспортной экспедиции могут сделать заявление о включении в договор иных условий, объявив их существенными (ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК).

Среди условий, которые сторонам стоит добавить в качестве существенных (рекомендуемых) и относительно которых должно быть достигнуто соглашение, можно выделить следующие:

УсловиеКомментарий
Приоритет поручения экспедитору над договоромКлиент выдает поручение экспедитору на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг. Поручение экспедитору может быть выдано клиентом в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции. При этом в рамочном договоре с учетом реалий транспортно-экспедиционной деятельности необходимо предусмотреть приоритет поручения над договором в случае наличия расхождений. Также согласно ст. 17 Закона № 124-З, поручение может быть разовым, когда требуется письменный акцепт экспедитора о принятии поручения к исполнению.
Право экспедитора действовать от имени клиентаПо общему правилу экспедитор действует от своего имени, однако в договоре транспортной экспедиции можно предусмотреть, что в отношениях с третьими лицами экспедитор действует по поручению, за вознаграждение и от имени клиента. В том случае, если в договоре не указано, в качестве кого действует экспедитор (от своего имени или от имени клиента), предоставить ему право действовать от имени клиента можно путем выдачи доверенности.
Размер вознаграждения экспедиторуВ соответствии со ст. 755 ГК договор транспортной экспедиции – это договор возмездного оказания услуг. Однако в качестве существенного условия договора условие договора о цене оказываемой услуги законодательством не определено. Если в договоре не указан размер вознаграждения или порядок его определения, то он определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
Срок уплаты вознаграждения экспедитору и возмещения дополнительных расходовСтоимость услуг экспедитора включает в себя: вознаграждение экспедитора за оказанные транспортно-экспедиционные услуги, расходы экспедитора, перечисленные (подлежащие перечислению) третьим лицам, участвующим в организации выполнения (выполнении) перевозки по соответствующему поручению, а также НДС в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Срок оплаты стоимости услуг экспедитора определяется по соглашению сторон, при этом может быть предусмотрена предоплата (частичная или полная) либо последующая оплата с учетом согласованных обязательств (например, по получению закрывающих документов либо с момента доставки груза в место выгрузки и т.д.).
Важно помнить. В соответствии с абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178 заключение договоров транспортной экспедиции либо подписание разовых поручений экспедитору (согласно ст. 17 Закона № 124-З) между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь рассматриваются в качестве внешнеторговых договоров и предусматривают возмездное оказание услуг. При заключении договоров с нерезидентами срок уплаты вознаграждения должен быть не позднее сроков завершения внешнеторговых операций (далее – ВТО), которые по импорту составляют 90 календарных дней, по экспорту – 180 календарных дней(ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Валюта договора и валюта платежа. Момент исполнения обязательствВалюта договора может быть установлена как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. При фиксации стоимости услуг экспедитора в иностранной валюте, как правило, используется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату платежа. Однако это правило не исчерпывающее, и стороны могут предусмотреть фиксацию курса на любую дату, либо указать оплату услуг по среднему курсу за месяц, либо даже зафиксировать собственный курс в договоре.
Важно помнитьВ случае заключения договоров на транспортно-экспедиционные услуги и/или договоров перевозки грузов между резидентами разрешается использование иностранной валюты при расчетах за экспедирование и/или перевозку грузов:
- за пределы и из-за пределов Республики Беларусь;
- за пределами Республики Беларусь;
- при транзите через территорию Республики Беларусь (подп. 25.13 п. 25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72).
Моментом исполнения обязательств по оплате транспортно-экспедиционных услуг можно указать следующие (на выбор):
1) дата списания денег со счета плательщика;
2) дата списания денег с корреспондентского счета банка плательщика;
3) дата зачисления денег на счет получателя;
4) дата зачисления денег на корреспондентский счет банка получателя.
Порядок предоставления оригиналов документовК оригиналам документов согласно договору транспортной экспедиции относятся следующие:
- договор транспортной экспедиции;
- поручение экспедитору;
- счет за оказанные услуги;
- акт оказанных услуг;
- формы документов, предусмотренные ст. 19 Закона № 124-З: экспедиторская накладная, экспедиторский коносамент, расписка экспедитора и иные, рекомендованные международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности;
- транспортные документы в зависимости от вида транспорта (CMR-накладная, коносамент, грузовая накладная, железнодорожная накладная).
Важно помнитьВ договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен конкретный срок возврата оригиналов акта оказанных услуг. Например, в случае невозврата акта оказанных услуг за подписью и печатью клиента либо непредоставления возражений по нему в письменной форме в указанный договором срок акт считается принятым без возражений, а услуги – оказанными надлежащим образом. 
В том случае, если одной из сторон по договору транспортной экспедиции выступает нерезидент Республики Беларусь, согласно п. 6 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», абз. 2 п. 1, п. 1-1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов» стороны могут предусмотреть в договоре положение о составлении и подписании акта оказанных услуг в одностороннем порядке, так как не во всех странах есть подобная форма документа бухгалтерской отчетности, в отличие от законодательства Республики Беларусь.
Права и обязанности сторон Помимо перечисленных в ст. 21–23, 25 Закона № 124-З прав и обязанностей экспедитора и клиента стороны могут предусмотреть иные права и обязанности с целью надлежащего исполнения условий договора.
Данное условие будет основополагающим, если по договору транспортной экспедиции будет более расширенный перечень транспортно-экспедиционных услуг, чем просто организация перевозки груза.
Право экспедитора на удержание грузаЕсли в договоре транспортной экспедиции не предусмотрен запрет на удержание груза, то согласно ст. 24 Закона № 124-З экспедитор вправе удерживать находящийся у него груз в случае неисполнения клиентом своих обязанностей по возмещению расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, и выплате причитающегося вознаграждения. При этом в обязанности экспедитора входит незамедлительное, но не позднее дня, следующего за днем начала удержания груза, письменное уведомление клиента о таком удержании.
Ответственность сторонЭкспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия его в свое ведение и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что несохранность груза произошла вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ч. 1 ст. 27 Закона № 124-З).
Удостоверение принятия груза в ведение экспедитора производится:
- отметкой в транспортных (перевозочных) документах на груз;
- выдачей расписки экспедитора.
В случае непринятия груза в ведение экспедитора клиент обязан предъявить требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, к перевозчику, если иное не указано в заключенном договоре транспортной экспедиции.
Экспедитор несет ответственность перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции по правилам главы 25 ГК (ч. 1 ст. 756 ГК). Экспедитор отвечает перед клиентом и за несохранность груза, принятого в свое ведение (ст. 27 Закона № 124-З), и за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции (ст. 28 Закона № 124-З). Однако согласно ст. 26 Закона № 124-З в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязанности вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки груза, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым соответствующий перевозчик отвечает перед экспедитором. При этом при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов, ответственность экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза определяется в соответствии с ГК, вышеуказанной статьей и международными договорами Республики Беларусь. То есть экспедитор будет ответственен перед клиентом согласно лимитам ответственности международного перевозчика на том или ином виде транспорта.
Отдельно стоит обратить внимание на положение законодательства о возмещении убытков. Так, если иное не указано в договоре транспортной экспедиции, экспедитор по общему правилу возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязанностей по договору. Убытки возмещаются, если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 28 Закона № 124-З). Клиент, в свою очередь, возмещает убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своей обязанности по представлению информации, предусмотренной ст. 22 Закона № 124-З (ст. 29 Закона № 124-З).
Важно помнить. Если договором согласовано ограничение или неприменение установленной законодательством ответственности, то такие ограничения являются недействительными, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь (ч. 1 ст. 26 Закона № 124-З).

Размер неустойки за нарушение определенных договором обязательств
Нормами международного права не предусмотрен такой вид ответственности, как взыскание неустойки, в отличие норм действующего законодательства Республики Беларусь. Поэтому если стороны хотят применить друг к другу различные виды неустоек, то их необходимо прописать в договоре транспортной экспедиции (в особенности при заключении договоров с нерезидентами). Если этого не сделать, будут действовать нормы применимого к договору права в части взыскания исключительно законной неустойки.
В зависимости от того или иного вида транспорта договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены различные виды неустойки (штраф, пеня) (законная, договорная, исключительная либо с возмещением убытков полностью или частично), ее размер (в фиксированной сумме либо в виде процентного соотношения к стоимости услуг экспедитора), валюта неустойки, перечень нарушенных обязательств, за которые будет применяться неустойка, порядок ее возмещения.
В договоре транспортной экспедиции в отношении экспедитора можно предусмотреть следующие виды неустоек:
- штраф за просрочку доставки;
- штраф за отказ от исполнения принятого к исполнению поручения;
- штраф за несвоевременную подачу транспортного средства;
- штраф за несвоевременное информирование о движении транспортных средств;
- иные виды неустоек.
В договоре транспортной экспедиции в отношении клиента можно предусмотреть следующие виды неустоек:
- штраф за простой транспортного средства;
- штраф за отказ от исполнения принятого к исполнению поручения;
- штрафы, действующие на том или ином виде транспорта при осуществлении международных перевозок (например, за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала (демередж), за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в место, согласованное с собственником контейнера (детеншн), и т.д.);
- штраф за несвоевременное предоставление товаросопроводительных документов;
- пеня за просрочку оплаты оказанных услуг;
- взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (предусмотрены ст. 366 ГК, а также нормами международного права, если на них идет ссылка в договоре транспортной экспедиции (например, п. 1 ст. 7.4.9 Принципов УНИДРУА)). По законодательству Республики Беларусь проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы только на сумму основного обязательства, а также нельзя применить требования о взыскании процентов к обязательствам в валюте;
- иные виды неустоек.
Форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы)Список форс-мажорных обстоятельств должен быть подробно и исчерпывающе прописан в договоре транспортной экспедиции.
Кроме того, в договоре важно предусмотреть перечень документов, подтверждающих форс-мажорные обстоятельства, а также указать органы, имеющие право выдавать документы о наличии/отсутствии форс-мажорных обстоятельств, срок уведомления о наступлении таких обстоятельств, а также ответственность за неуведомление либо несвоевременное уведомление о форс-мажорных обстоятельствах.
Применимое правоОдин из основополагающих моментов при заключении договора с нерезидентами. Соглашение о применимом праве определяет, право какой страны будет регулировать отношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции, в том числе при разрешении споров (п. 1 ст. 1124 ГК, п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.).
При этом, если стороны не заключили соглашение о праве, суд (арбитраж) определяет его, исходя из применимых коллизионных норм (п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.). Например, по законодательству Республики Беларусь если в договоре транспортной экспедиции стороны не избрали применимое право, то к нему применяется право страны, где имеет основное место деятельности экспедитор (подп. 7 п. 1 ст. 1125 ГК). При невозможности определить основное место деятельности экспедитора применяется право страны, где учреждено его юридическое лицо.
При заключении договора транспортной экспедиции на организацию международной перевозки груза лучше указывать несколько источников правового регулирования: нормы белорусского законодательства, а также применимые международные конвенции, регулирующие тот или иной вид транспорта.
Применимое право также должно совпадать с правом страны суда (арбитража) для верного и точного толкования и применения норм права.
Важно помнить. Согласно ст. 1100 ГК в договоре транспортной экспедиции нужно учитывать требования императивных норм белорусского законодательства, то есть условия договора не должны противоречить требованиям белорусского законодательства, которые нельзя изменить договором.
Претензионный порядок. Рассмотрение споровПо спорам между клиентом и экспедитором, вытекающим из договора транспортной экспедиции, до предъявления иска к экспедитору обязательно предъявление к нему претензии (за исключением договора транспортной экспедиции с физическим лицом), если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции (ч. 1 ст. 30 Закона № 124-З). Порядок предъявления претензий установлен ст. 30 Закона № 124-З. В случаях, указанных в ч. 2 ст. 30 Закона № 124-З, срок предъявления претензии исчисляется по правилам предъявления претензий перевозчику, действующим на том виде транспорта, применительно к которому определен срок предъявления претензии экспедитору.
Иск к экспедитору может быть предъявлен:
- в случае его полного или частичного отказа удовлетворить предъявленную претензию;
- в случае неполучения ответа в 30-дневный срок.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, устанавливается в 10 месяцев (ст. 31 Закона № 124-З).
Сторонами в письменной форме, путем включения в текст договора транспортной экспедиции, должно быть заключено соглашение о том, какой судебный орган будет рассматривать споры (п. 2 ст. 404 ГК, пп. 1, 2 ст. II Нью-Йоркской конвенции от 10.06.1958). Лучший вариант – остановиться на законодательстве Республики Беларусь, чтобы при избрании применимого права иностранного государства не возникло дополнительных расходов в виде материальных и временных затрат. При этом стороны вправе самостоятельно выбрать и включить в договор:
1) пророгационную оговорку (то есть выбрать государственный суд для рассмотрения споров); либо
2) арбитражную оговорку (то есть выбрать арбитражный (третейский) суд местом рассмотрения споров); либо
3) альтернативную арбитражную оговорку (то есть указать возможность выбора судебного органа для рассмотрения спора из нескольких указанных в договоре). Данное условие целесообразно указывать при заключении договора транспортной экспедиции с нерезидентом.
При выборе той или иной оговорки существуют свои риски. Так, при выборе государственного суда для рассмотрения спора будут действовать общие правила подсудности и выбрать состав суда не представляется возможным, в отличие от выбора арбитражного суда местом рассмотрения споров, где стороны могут влиять на выбор состава суда. Не стоит забывать также, что Нью-Йоркской конвенцией от 10.06.1958 предусмотрена возможность исполнения решений на территории 150 государств, в то время как исполнить решение государственного суда представляется возможным, только если между сторонами заключено соглашение о правовой помощи. При этом выбор арбитражного суда местом рассмотрения спора всегда будет связан с дополнительными материальными затратами в виде большего сбора государственной пошлины. В то же время при выборе государственного суда при заключении договора с нерезидентом стоимость услуг адвокатов на местах может повлечь куда большие материальные расходы. Важно отметить, что если стороны в договоре транспортной экспедиции посчитают необходимым избрать арбитражный суд местом рассмотрения спора, то необходимо указать такую арбитражную оговорку в самом тексте договора, и только данный арбитражный суд будет вправе рассматривать споры, вытекающие из договора транспортной экспедиции. 
Важно помнить. Всегда рекомендуем избирать место рассмотрения спора в соответствии с применимым процессуальным правом в договоре транспортной экспедиции. В случае обращения в суд, который не вправе рассматривать спор, такое решение суда невозможно будет исполнить. 
Важно помнить. Если в договоре транспортной экспедиции не предусмотрено судебной оговорки, то действуют общие правила подсудности, установленные применимым правом, указанным в договоре.
Срок действия договораВ сроке действия договора транспортной экспедиции стоит выделить несколько составляющих:
1) момент заключения договора:
- с конкретной даты; либо
- с момента совершения каждой из сторон действий по подписанию договора уполномоченными представителями сторон;
2) момент окончания (прекращение и/или расторжение) действия договора:
- конкретной датой с возможностью пролонгации, которая может быть:
• автоматической;
• по соглашению сторон;
• с уведомлением одной из сторон другой стороны; либо
- истечением периода времени (например, в течение 5 лет с даты заключения договора); либо
- указанием фразы «по исполнении сторонами всех обязательств по договору»; либо
- при условии нарушения одной из сторон обязательств.
Дополнительные условия1. Язык договора.
При заключении договора транспортной экспедиции с нерезидентом важно, чтобы договор был двуязычный, то есть на официальном языке каждой из сторон. При этом в договоре стоит предусмотреть приоритет одного языка над другим в случае возможных разночтений. Если стороны не установили, какой язык будет являться приоритетным, то в случае разночтений в понимании того или иного пункта договора и возникновении спора между сторонами суд может посчитать, что данные условия не были согласованы сторонами в целом, а если такие условия были существенными (например, предмет договора), то договор может быть признан судом незаключенным.
2. Уведомление о смене реквизитов.
Стоит предусмотреть в договоре конкретный срок для сторон в случае, если произойдет смена реквизитов, в частности банковских. В случае отсутствия такого уведомления стороны исполняют свои обязательства по имеющимся у них данным и другая сторона не вправе требовать возмещения каких-либо убытков.


8794 Shape 1 copy 6Created with Avocode.