Вопросы, на которые нужно ответить
Принимая решение об открытии новой компании для снижения налоговой нагрузки, необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Являются ли создаваемые юридические лица аффилированными (взаимозависимыми) для компании?
Понятия «взаимозависимые лица» и «аффилированные лица» не идентичны, однако оба термина отражают возможность одних лиц влиять на принятие решений другими лицами, что создает риск некоторых злоупотреблений такими полномочиями.
Справочно.
Аффилированные лица могут быть только у хозяйственных обществ. У других организаций, в том числе УП, таких лиц не бывает.
Аффилированными по отношению к хозяйственному обществу могут являться как физические, так и юридические лица, способные прямо или косвенно определять решения либо оказывать влияние на их принятие таким обществом, а равно юридические лица, на принятие решений которыми такое общество вправе оказывать влияние (абз. 1 ч. 1 ст. 56 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», далее — Закон о хозобществах).
Термин «взаимозависимые лица» используется в налоговом праве (п. 1 ст. 20 НК) для контроля хозяйственных операций с целью предотвращения неправомерной минимизации налогов.
В соответствии с положениями ст. 20 НК физические лица и (или) организации признаются взаимозависимыми лицами при наличии между ними отношений, которые оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц.
2. Препятствует ли аффилированность (взаимозависимость) созданию новых компаний?
Ни аффилированность, ни взаимозависимость не препятствуют созданию новых юридических лиц. В то же время у компаний, участвующих в дроблении бизнеса, могут возникнуть дополнительные обязанности и риски в отношении сделок с аффилированными (взаимозависимыми) лицами.
Дополнительные налоговые риски
В случае принятия решения об оптимизации бизнеса путем создания дополнительных субъектов хозяйствования, применяющих УСН, необходимо обратить внимание на следующее.
С 1 января 2019 г. в налоговом законодательстве уточнены специальные нормы, которые позволяют контролирующим органам корректировать налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки.
В частности, согласно п. 4 ст. 33 НК налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
— установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
— целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
— отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
Основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не получение необоснованных преимуществ в налогообложении в нарушение установленных НК принципов (разъяснение Верховного Суда Республики Беларусь «Об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь»).
Следует обратить внимание на правомерность применения норм п. 4 ст. 33 НК к правоотношениям, возникшим до 01.01.2019. Исходя из комплексного анализа законодательства, можно сделать вывод, что действие п. 4 ст. 33 НК распространяется и на те хозяйственные операции, которые были совершены плательщиком до 01.01.2019. В настоящее время судебная практика складывается таким образом, что суды подтверждают применимость п. 4 ст. 33 НК к прошлым налоговым периодам.
Ряд считавшихся безопасными схем минимизации налогов, широко применявшихся в прошлые годы, могут быть признаны не соответствующими законодательству как операции, содержащие искажения налогооблагаемой базы, проводившиеся только ради неуплаты налогов или не совершавшиеся в реальности. Это, в свою очередь, может привести к необходимости корректировки налогооблагаемой базы и доначислению налогов и пени, а также повлечь уголовную ответственность.
Вместе с тем необходимо учитывать, что положения НК не ограничивают право плательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными. При этом в избранном плательщиком варианте сделки (операции) не должен присутствовать признак искусственности, лишенной хозяйственного и экономического смысла.
Основная цель экономически обоснована либо нет?
В представленной ниже таблице приведены аргументы, которыми контролирующий орган может обосновывать, что основной целью «дробления бизнеса» являлось уменьшение размера налогов, а также контраргументы, ссылаясь на которые плательщик может доказать, что основная цель таких действий экономически обоснована.
Дополнительные примеры действий, которые могут быть признаны налоговой экономией
К таким действиям относятся:
— передача вычетов по НДС при реорганизации, в том числе «по цепочке» с осуществлением нескольких реорганизаций;
— проведение разовых экспортных операций, облагаемых по ставке НДС в размере 0 %, на незначительные суммы для получения права на зачет (возврат) НДС из бюджета в полном объеме, в десятки раз превышающего оборот по реализации;
— отражение в налоговых декларациях выручки от реализации товаров (работ, услуг) в минимальном размере и заявление к возврату вычетов по НДС в полном объеме (под ставку 0 %), при этом товар фактически не приобретался;
— оформление недостоверных первичных учетных документов по реализации товаров на внутреннем рынке по ставке НДС в размере 10 % по ценам ниже себестоимости (цены приобретения), повлекшее превышение вычетов по НДС над исчисленным налогом и вычет НДС в полном объеме при отсутствии фактической реализации;
— использование ИП для документирования хозяйственной операции с целью неправомерного возврата сумм НДС, а также обналичивания полученных ИП денежных средств;
— реализация взаимосвязанных хозяйственных операций, направленных на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения с целью вывода прибыли за пределы республики;
— осуществление транзитных операций между взаимозависимыми (подконтрольными) участниками хозяйственных операций, в том числе через посредников;
— использование особых форм расчетов и сроков платежей.
Создание организаций на основе бизнес-плана, предусматривающего факторы, не связанные с оптимизацией налогообложения, а также принятие мер по недопущению возникновения вышеуказанных признаков позволит избежать негативных последствий, связанных с корректировкой налоговых обязательств.