Единый рынок услуг ЕАЭС: реальность либо перспективы?

Предусмотрено создание единого рынка услуг. Высшим Евразийским экономическим советом принято решение, определившее сектора (подсектора) услуг для либерализации. Для реальной реализации соответствующих положений необходимо принятие конкретных планов и соблюдение условия о взаимности в действиях государств.
Обновлено
Герасименя Юлия
Герасименя Юлия

Юрист

2382 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Создание с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) по сути является окончанием интеграции государств-участников в единое экономико-правовое образование. Вместе с тем многие действительно нужные субъектам хозяйствования положения Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 г. в г. Астане (далее — Договор), на практике могут вступить в силу только в ближайшем либо отдаленном будущем.

Понятие единого рынка услуг

Пунктами 38–44 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций, утвержденного в качестве приложения 16 к Договору (далее — Протокол), предусмотрено создание единого рынка услуг.

При этом под единым рынком услуг понимается состояние рынка услуг в рамках конкретного сектора, в котором каждое государство-член предоставляет лицам любого другого государства-члена право:

  1. на поставку и получение услуг на определенных условиях без ограничений, изъятий и дополнительных требований, за исключением условий и ограничений, предусмотренных приложением 2 к Протоколу;
  2. поставку услуг без дополнительного учреждения в форме юридического лица;
  3. поставку услуг на основании разрешения на поставку услуг, полученного поставщиком услуг на территории своего государства-члена;
  4. признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг.

Фактическое выполнение указанных 4 критериев позволяет создать максимально свободные условия для осуществления резидентами (субъектами хозяйствования) одного государства — члена ЕАЭС деятельности в других государствах — членах ЕАЭС. Это означает прежде всего возможность не получать различного рода разрешительные документы (лицензии, аттестаты, сертификаты и т.п.), если они уже получены в «своем» государстве.

Условия создания единого рынка услуг

На практике реальная имплементация положения Договора в части создания единого рынка услуг зависит от выполнения ряда условий:

  1. правила единого рынка услуг действуют в отношении государств-членов на условиях взаимности. Это означает, что государство — член ЕАЭС вправе до «открытия рынка» другим государством — членом ЕАЭС не проводить либерализацию доступа для данного государства на свой рынок;
  2. единый рынок услуг функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом (далее — ВЕЭС) на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии. Так, 23 декабря 2014 г. было принято Решение № 110 «Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза». В данном Решении перечислены 43 сектора услуг, отдельные из которых подразделены на подсектора. При этом следует обратить внимание на те исключения, которые зафиксированы в самом Решении;
  3. государства-члены стремятся к распространению на взаимной основе правил единого рынка услуг на максимальное количество секторов услуг, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, предусмотренных национальными перечнями (приложение 2 к Протоколу). Например, для Республики Беларусь это порядок выбора концессионера или оценка государственного имущества для совершения с ним сделок (всего 8 групп ограничений), для Республики Казахстан — требования в отношении контрактов на недропользование (всего 11 групп ограничений), для Российской Федерации — ограничения в отношении деятельности в пределах континентального шельфа (всего 12 групп ограничений), для Республики Армения — ограничения при занятии картоведением, геодезией, учетной записью и землеустройством (всего 4 групп ограничений);
  4. порядок и этапы формирования единого рынка услуг по отдельным секторам предусматриваются планами либерализации, разрабатываемыми на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии, утверждаемыми ВЕЭС. При этом данные планы могут предусматривать для отдельных государств-членов более поздние сроки либерализации отдельных секторов услуг.
2382 Shape 1 copy 6Created with Avocode.