Общие основания ответственности
Гражданско-правовая ответственность предполагает возложение дополнительных обязанностей на нарушителя, основной целью которых является компенсация пострадавшей стороне имущественных потерь (как правило, в денежном выражении), а также восстановление положения, существовавшего до нарушения.
Основанием возникновения гражданско-правовой ответственности при перевозке грузов является:
— неисполнение (ненадлежащее исполнение), а также просрочка исполнения обязательств, установленных договором;
— неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, установленных законодательством;
— причинение вреда (ущерба) третьим лицам, не состоящим в договорных отношениях с перевозчиком (экспедитором), вследствие осуществления деятельности по перевозке грузов.
Так, гражданско-правовая ответственность владельца транспортного средства (индивидуального предпринимателя или юридического лица), работником которого причинен ущерб третьему лицу, может наступить, например, в случае нарушения водителем правил дорожного движения, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью или ущерба имуществу иного лица. В указанном случае перевозчик (экспедитор), работником которого является виновный в совершении дорожно-транспортного происшествия водитель транспортного средства, будет обязан возместить причиненный вред, а также выплатить потерпевшим материальную компенсацию морального вреда (ст. 933, 937, 949, 968–970 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее — ГК).
Меры гражданско-правовой ответственности
Самыми распространенными мерами гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств являются:
1) возмещение убытков (п. 1 ст. 14 ГК);
2) уплата неустойки (п. 1 ст. 311 ГК);
3) уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 366 ГК).
Требования о возмещении убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды могут возникнуть у заказчика перевозки или иных лиц, например, в случае утраты или повреждения груза вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по его перевозке (ст. 364 ГК), а также в случае причинения вреда третьим лицам или их имуществу (ст. 933 ГК).
Например, перевозчик обязан возместить ущерб в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости, если его повреждение произошло с момента принятия груза к перевозке до его сдачи уполномоченному лицу (ст. 750 ГК).
Как правило, обязательство по возмещению убытков возникает при утрате (недостаче) или повреждении груза и является наиболее распространенной мерой гражданско-правовой ответственности.
Неустойка, с одной стороны, обеспечивает надлежащее исполнение обязательств, с другой стороны, в случае их нарушения является мерой гражданско-правовой ответственности в виде уплаты пострадавшей стороне определенной договором или законодательством денежной суммы.
Следует отметить, что законодательство устанавливает требование о соблюдении письменной формы соглашения о неустойке, что является обязательным для возможности ее взыскания с виновной стороны в последующем, за исключением случаев, когда такая возможность установлена законодательством. Например, неустойка может быть установлена за просрочку доставки груза в установленные договором сроки.
Неустойка, как правило, является «дисциплинирующим» положением договора, «задача» которого — недопущение противоправного поведения стороны. В случае же, когда сторона договора все же нарушает принятые на себя обязательства, неустойка приобретает компенсационный характер. Например, штраф за сверхнормативный простой транспортного средства в качестве компенсации перевозчику за невозможность осуществления иной перевозки.
Одним из оснований возникновения гражданско-правовой ответственности также является неисполнение денежного обязательства. Согласно п. 1 ст. 366 ГК за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Например, обязанность по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами может возникнуть в случае просрочки возмещения ущерба при несохранной перевозке груза.
Стоит также отметить, что гражданское законодательство наделяет пострадавшую сторону возможностью защиты своих нарушенных прав различными способами (ст. 11 ГК). Так, например, ст. 13 ГК допускает самозащиту гражданских прав, под которой понимается защита гражданских прав непосредственными действиями лица, права которого нарушаются, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.
Регламентация ответственности экспедитора и перевозчика
Гражданско-правовая ответственность экспедитора и перевозчика устанавливается:
— соглашением сторон в договоре и заявках на перевозку грузов. При этом, если иное не определено, установленная сторонами ответственность должна соответствовать требованиям законодательства. В некоторых случаях правовой нормой прямо закрепляется недействительность положений договора, не соответствующих законодательству. Так, например, в ст. 41 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ) определено, что с оговоркой относительно положений ст. 40 всякое условие, которым прямо или косвенно допускается отступление от положений КДПГ, признается недействительным и не имеющим юридической силы;
— международным и национальным законодательством. Например, ответственность автомобильного перевозчика при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов установлена в главе 45 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила автомобильных перевозок грузов). При осуществлении международных перевозок грузов ответственность экспедитора и перевозчика регламентируется международными соглашениями, ратифицированными Республикой Беларусь.
Законодательством установлены основания для освобождения от гражданско-правовой ответственности:
— общие основания — например, обстоятельства, которые принято именовать «форс-мажором». Так, перевозчик освобождается от ответственности, если надлежащее исполнение обязательства было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 372 ГК), а также если неисполнение обязательства явилось следствием действий либо бездействия заказчика перевозки, например, просрочка доставки груза была обусловлена неисполнением обязательств со стороны заказчика (ст. 375 ГК);
— специальные основания согласно законодательству о перевозках грузов, например, п. 4 ст. 17 КДПГ, п. 369 Правил автомобильных перевозок грузов, предусматривающих случаи, когда перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности. Таким случаем является недостача, порча или повреждение груза, произошедшие вследствие естественных причин, связанных с автомобильной перевозкой груза в грузовом транспортном средстве с открытым кузовом (если использование такого транспортного средства было предусмотрено в договоре перевозки).
Особенности ответственности экспедитора и перевозчика
Гражданско-правовая ответственность экспедитора и перевозчика при осуществлении автомобильной перевозки грузов имеет свои особенности.
В частности, международные конвенции содержат положения, ограничивающие ответственность перевозчика.
Например, ст. 23 КДПГ устанавливает ответственность перевозчика за ущерб, вызванный полной или частичной утратой груза в размере стоимости груза в месте и в момент принятия его для перевозки. Однако размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы за килограмм недостающего веса брутто.
При этом ограничение ответственности перевозчика, предусмотренное ст. 23 КДПГ, не применяется, если ущерб вызван противоправными действиями перевозчика, его агентов либо других лиц, услугами которых перевозчик воспользовался для осуществления перевозки, или если ущерб причинен халатностью со стороны перевозчика, которая согласно законодательству, применяемому судом, рассматривающим дело, приравнивается к противоправному деянию (ст. 29 КДПГ).
Ограничение ответственности не применяется также в случае объявления дополнительной ценности груза (ст. 24, 26 КДПГ).
Свои особенности имеет и ответственность экспедитора.
Так, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 3 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности», далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности).
Размер и основания ответственности экспедитора зависят в том числе от того, осуществляет ли он перевозку груза собственным транспортом либо привлекает для исполнения своих обязательств третьих лиц.
В частности, согласно ст. 27 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность за сохранность груза в следующих случаях:
— при принятии груза в свое ведение (удостоверяется отметкой экспедитора в накладной либо путем выдачи расписки экспедитора);
— если договором предусмотрена возможность предъявления таких требований непосредственно экспедитору.
В случае, если указанные обстоятельства отсутствуют, требования о возмещении убытков, вызванных утратой, недостачей, повреждением (порчей)) груза, предъявляются перевозчику и экспедитор не несет ответственность за данный ущерб.
Таким образом, гражданско-правовая ответственность при осуществлении деятельности в области автомобильного транспорта имеет ряд особенностей, что обусловлено в первую очередь спецификой отношений в сфере перевозки грузов.
В этой связи при заключении договора на перевозку груза или транспортно-экспедиционное обслуживание рекомендуем уделять особое внимание вопросам регламентации ответственности, ее размера и распределению обязательств и рисков каждой из сторон.