Законом Республики Беларусь от 20.12.2014 № 213-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь
"О средствах массовой информации"» (далее — Закон и Закон о СМИ), вступившим в силу с 1 января 2015 г., внесены существенные изменения в правовое регулирование отношений в сфере средств массовой информации (далее — СМИ).
Интернет-ресурсы
Владельцы информационных ресурсов, размещенных в сети Интернет, посредством которых осуществляется распространение продукции СМИ (информационных сообщений и (или) материалов), должны учитывать, что действие Закона о СМИ было распространено и на эти информационные структуры. В отличие от традиционных СМИ необходимость регистрировать данные ресурсы в Министерстве информации Республики Беларусь (далее — Мининформ) отсутствует.
Владельцы таких информационных ресурсов обязаны не допускать их использования для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям Закона о СМИ. При размещении материалов, распространение которых ограничено или запрещено ст. 37 и 38 Закона о СМИ, либо информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам, либо недостоверной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию лиц, Мининформ вправе вынести владельцу информационного ресурса (его составной части) письменное предупреждение.
Если в течение года таких предупреждений будет два и более, Мининформом может быть принято решение об ограничении доступа к материалам, распространяемым ресурсом-нарушителем. Аналогичная мера может быть принята и в том случае, если интернет-СМИ распространило материалы, запрещенные или ограниченные к распространению в соответствии с законодательными актами Беларуси, а также вступившими в законную силу решениями суда. Порядок ограничения доступа к материалам интернет-СМИ устанавливается Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь совместно с Министерством связи и информатизации.
Законом закреплено право потребителей распространяемой в интернет-изданиях информации обращаться к владельцу информационного ресурса (его составной части) с требованием об опровержении распространенных сведений, если данные сведения не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство или деловую репутацию физического лица либо деловую репутацию юридического лица.
Распространение продукции СМИ
В Законе большое внимание уделено правовому регулированию отношений по распространению продукции СМИ.
Так, в частности, Закон вводит новые требования осуществления деятельности по распространению продукции печатных СМИ и продукции телевизионных, радиовещательных СМИ. Все распространители данной продукции должны быть включены в Государственный реестр распространителей печатных СМИ и Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ соответственно.
Поскольку продукция печатных СМИ (газеты, журналы и другие подобные издания) сейчас продается практически во всех розничных торговых объектах, бесплатно распространяется в салонах красоты, автомобильных шоу-румах и в других местах массового посещения, то это требование, вполне возможно, затронет очень широкий круг субъектов хозяйствования. Более точно оценить последствия данной нормы можно будет после принятия Мининформом соответствующего подзаконного акта.
Отметим, что требования о включении в государственные реестры не касаются юридических лиц, на которые возложены функции редакций СМИ, при распространении выпускаемых ими СМИ. Что касается распространителей продукции СМИ, которые осуществляли распространение по состоянию на 1 января 2015 г., то для них предусмотрен уведомительный порядок включения в соответствующие государственные реестры (часть третья ст. 2 Закона). Эта категория лиц обязана до 1 июля 2015 г. направить в Мининформ по электронной почте сведения, необходимые для включения в реестры.
Пунктом 2-1 ст. 49 Закона о СМИ предусмотрены 8 оснований для вынесения Мининформом в отношении вышеуказанной категории субъектов письменного предупреждения за определенные нарушения порядка распространения продукции СМИ. При вынесении распространителю в течение года двух и более письменных предупреждений по решению Мининформа он может быть исключен из Государственного реестра. Частью шестой п. 6 ст. 17 Закона о СМИ предусмотрены и иные основания для исключения распространителей из указанных реестров.
Деятельность распространителей без включения в соответствующие государственные реестры является незаконной и влечет ответственность. Ознакомиться с содержанием государственных реестров можно будет на официальном сайте Мининформа (mininform.gov.by).
Иные нововведения Закона
К иным нововведениям Закона можно отнести следующие:
- размер возможного участия иностранного капитала в коммерческой или некоммерческой организации, на которую возложены функции редакции СМИ, снижен на 10 %. Новые условия предусматривают, что одним из оснований для отказа в государственной регистрации (перерегистрации) СМИ является возложение функций редакции СМИ на юридическое лицо, в котором участие иностранного капитала составляет 20 % и более (подп. 1.5 и 1.6 п. 1 ст. 15 Закона о СМИ). Однако на СМИ, зарегистрированные до вступления в силу Закона, новые регистрационные требования не распространяются (часть вторая ст. 2 Закона);
- введены дополнительные основания для аннулирования свидетельства о государственной регистрации СМИ. Мининформ будет принимать соответствующие решения при выявлении нарушения нормы присутствия иностранного капитала в организации, выступающей редакцией СМИ, а также в случае, если выпуск СМИ не осуществляется на протяжении 6 месяцев подряд, за исключением ситуации, когда решением учредителя СМИ его выпуск приостанавливается на срок до 6 месяцев. Но воспользоваться этой новой возможностью учредители СМИ смогут не чаще одного раза в два года;
- с 3 до 6 месяцев со дня возникновения предусмотренных п. 1 ст. 50 Закона о СМИ оснований увеличен срок для принятия Мининформом решения о приостановлении выпуска СМИ.