Контрольная деятельность
Нормативный правовой акт: Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».
Вступил в силу с 01.01.2018.
Мораторий на проведение проверок. Двухлетний мораторий на проведение проверок распространен на деятельность субъекта в отношении нового объекта строительства (после ввода в эксплуатацию этого объекта). Существенно сокращен перечень оснований, по которым может быть проведена проверка во время моратория.
Сокращение контролирующих органов и их функций. Почти на треть сокращен перечень контролирующих органов и почти наполовину — сферы их контрольной деятельности. Ограничено право контролирующих органов приостановить деятельность субъекта при осуществлении любых форм контроля (профилактические меры и проверки). Так, при выявлении серьезных нарушений контролирующий орган вправе лишь направить субъекту предложение приостановить деятельность. Субъект сам принимает окончательное решение, которое контролирующий орган может оспорить в суде.
Ответственность. Если нарушения, выявленные при проведении профилактических мероприятий (мониторинг и др.), устранены в установленный срок, меры ответственности за такие нарушения не применяются. Органы уголовного преследования лишены права давать поручения на проведение проверки по находящимся в их производстве материалам. Проверка может проводиться только по возбужденному уголовному делу.
Изменение подхода при назначении проверок. Вместо плановых будут назначаться выборочные проверки. Выборочная проверка может быть назначена с учетом критериев оценки степени риска субъекта и на основании информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства. Такая информация может быть получена контролирующим органом при анализе чек-листов, проведении профилактических мероприятий (мониторинг и др.), а также от госорганов, организаций, граждан и иностранных государств. Контролирующий орган вправе требовать у проверяемого субъекта только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые субъект обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательством. Ограничивается частота проведения проверок одним контролирующим органом (его подразделениями) — 1 раз в 3 года.
Внеплановые проверки. Существенно изменен круг должностных лиц и органов, наделенных правом назначать внеплановые проверки. Установлено безусловное право Президента давать поручение о назначении внеплановой проверки. Исключена возможность проведения внеплановых проверок по назначению МАРТ.