Вы на портале

Изменения в законодательстве в 2018 году

2018 год начался для юридических лиц и предпринимателей насыщенно — с принятия и вступления в силу ряда нормативных правовых актов. Так, существенные изменения коснулись контрольной деятельности надзорных и контролирующих органов, расширения перечня сведений для включения в кредитную историю, улучшения условий для деятельности инвестиционных фондов, введения секьюритизации на финансовом рынке. Об этих и других изменениях — в нашем материале.

Обновлено
Галич Валентин
Галич Валентин

Заместитель директора ООО «Юридическая компания "ВЕРДИКТ"»

Пашкевич Вадим
Пашкевич Вадим

директор, руководитель практики консалтинга ООО «Юридическая компания "ВЕРДИКТ"»

10499 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Контрольная деятельность

Нормативный правовой акт: Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».
Вступил в силу с 01.01.2018.

Мораторий на проведение проверок. Двухлетний мораторий на проведение проверок распространен на деятельность субъекта в отношении нового объекта строительства (после ввода в эксплуатацию этого объекта). Существенно сокращен перечень оснований, по которым может быть проведена проверка во время моратория.

Сокращение контролирующих органов и их функций. Почти на треть сокращен перечень контролирующих органов и почти наполовину — сферы их контрольной деятельности. Ограничено право контролирующих органов приостановить деятельность субъекта при осуществлении любых форм контроля (профилактические меры и проверки). Так, при выявлении серьезных нарушений контролирующий орган вправе лишь направить субъекту предложение приостановить деятельность. Субъект сам принимает окончательное решение, которое контролирующий орган может оспорить в суде. 

Ответственность. Если нарушения, выявленные при проведении профилактических мероприятий (мониторинг и др.), устранены в установленный срок, меры ответственности за такие нарушения не применяются. Органы уголовного преследования лишены права давать поручения на проведение проверки по находящимся в их производстве материалам. Проверка может проводиться только по возбужденному уголовному делу.

Изменение подхода при назначении проверок. Вместо плановых будут назначаться выборочные проверки. Выборочная проверка может быть назначена с учетом критериев оценки степени риска субъекта и на основании информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства. Такая информация может быть получена контролирующим органом при анализе чек-листов, проведении профилактических мероприятий (мониторинг и др.), а также от госорганов, организаций, граждан и иностранных государств. Контролирующий орган вправе требовать у проверяемого субъекта только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые субъект обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательством. Ограничивается частота проведения проверок одним контролирующим органом (его подразделениями) — 1 раз в 3 года.

Внеплановые проверки. Существенно изменен круг должностных лиц и органов, наделенных правом назначать внеплановые проверки. Установлено безусловное право Президента давать поручение о назначении внеплановой проверки. Исключена возможность проведения внеплановых проверок по назначению МАРТ.

Существенно сокращен перечень оснований, по которым контролирующие органы могут назначить внеплановые проверки. Контролирующий орган вправе проверять только те вопросы (сферы), по которым были выявлены нарушения. За некоторым исключением ограничена частота проведения внеплановых проверок контролирующим органом (его подразделениями) — 1 раз в тече-
ние года.

Сокращен круг контролирующих органов, которые могут назначать внеплановые тематические оперативные проверки (таких полномочий лишились Минприроды и Транспортная инспекция Минтранса).

Упразднение ведомственного контроля. Вместо него государственным органам предписано активнее пользоваться полномочиями собственника в отношении подчиненных организаций, осуществлять анализ их работы и вносить предложения по повышению ее эффективности.

Периоды проверок. Установлено ограничение проверяемого периода при проведении налоговых проверок — период, не превышающий 5 лет, до года, в котором назначена проверка, а также истекший период текущего года. 

Ответственность проверяющих. Существенно расширен перечень грубых нарушений, за совершение которых должностное лицо контролирующего органа может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности, а также установлена административная ответственность указанных должностных лиц в виде штрафа до 100 базовых величин. 

Финансирование и кредитование

Нормативный правовой акт: Закон Республики Беларусь от 13.11.2017 № 66-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О кредитных историях"».
Вступает в силу с 23.08.2018.

Расширен перечень сведений, включаемых в кредитную историю. Так, в кредитную историю включаются в том числе сведения о договорах микрозайма, финансовой аренды (лизинга), финансирования под уступку денежного требования (факторинга), договорах, предусматривающих уступку денежного требования при совершении факторинговой операции. По некоторым кредитным сделкам подлежат указанию сведения о группе (группах) риска, по которой банк классифицировал актив и (или) условное обязательство либо их часть. Данные изменения направлены на то, чтобы кредитная история соответствующего субъекта содержала более полную информацию об обязательствах заемщика и позволяла качественнее оценивать его риски.

Установлено, что согласие субъекта кредитной истории на предоставление кредитного отчета организациям и госорганам, которые не обладают правом получения сведений, составляющих банковскую тайну, может быть дано как в письменной форме, так и в электронном виде без использования электронной цифровой подписи.

Нормативный правовой акт: Указ Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)».
Вступает в силу с 01.07.2018.

Устанавливается регулирование нового финансового механизма — секьюритизации активов, который упрощенно выглядит как выпуск облигаций, обеспеченных долгами. Путем секьюритизации решается несколько задач:

— появляется финансовый инструмент, который может обращаться на рынке, — облигация;

— владелец долга может получать финансирование за счет продажи долгов;

— долги разных субъектов хозяйствования объединяются в один пул. В результате вместо долгов появляется оборотная ценная бумага.

Кредитор (инициатор) уступает специальной финансовой организации (СФО) права (требования) по основным и акцессорным обязательствам (выделенный актив).

СФО эмитирует облигации, исполнение по которым осуществляется за счет выделенных активов и иных установленных источников. При этом определено, что СФО осуществляет эмиссию облигаций без учета требований законодательства об обеспечении исполнения обязательств по облигациям.

В зависимости от способа секьюритизации СФО производит оплату инициатору за уступленные права (требования) за счет средств, полученных от размещения облигаций, или за счет собственных и (или) заемных средств СФО. Учет и (или) хранение выделенных активов осуществляет специализированный депозитарий, прошедший аккредитацию в установленном порядке.
Предусмотрен ряд требований, которым должна соответствовать СФО. В частности, данное юрлицо может создаваться только в форме акционерного общества, исключительным видом деятельности которого является секьюритизация и сопутствующие сделки.

Во избежание злоупотреблений установлен запрет на совершение определенных действий и сделок участниками операций секьюритизации.

Нормативный правовой акт: Закон Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З «Об инвестиционных фондах».
Вступает в силу с 23.07.2018.

Закон открывает деятельность для инвестиционных фондов, которые аккумулируют средства юридических и физических лиц (инвесторов) и управляют данными средствами как единым имущественным комплексом. Аккумулированные денежные средства вкладываются в различные финансовые инструменты, как правило, облигации и акции. Суть инвестиционного фонда заключается в объединении денежных средств под началом профессионального инвестора, что позволяет достичь экономии на масштабе и снизить издержки, которые были бы больше, если бы сделки совершал каждый отдельный участник фонда.

Предусматривается создание двух видов инвестиционных фондов:

1) в виде юридического лица, создаваемого в форме открытого акционерного общества, когда средства инвесторов аккумулируются путем внесения их в уставный фонд;

2) в виде паевого инвестиционного фонда, когда денежные средства передаются инвесторами управляющему в доверительное управление. Все имущество паевого инвестиционного фонда находится в общей долевой собственности участников. Управляет таким имуществом аккредитованная управляющая организация. Инвестор при вложении денежных средств получает инвестиционный пай — именную ценную бумагу, выдаваемую в бездокументарной форме, подтверждающую права владельца на долю в праве общей собственности на имущество паевого инвестиционного фонда.

Закон позволяет инвесторам с небольшими финансовыми возможностями и без соблюдения особых формальностей вложиться в недоступные ранее финансовые инструменты.

Приобретение книги учета проверок

Нормативный правовой акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2017 № 605 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь».
Вступил в силу с 01.01.2018.

Изменен порядок приобретения книги учета проверок (далее — книга). Вновь созданные субъекты (организации, ИП, представительства иностранных организаций и др.) должны приобрести книгу в течение 6 месяцев после постановки на налоговый учет.

Упразднена административная процедура регистрации книги в налоговом органе.

В случае изменения места нахождения книги субъект в течение 3 рабочих дней должен сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет.

Деятельность в сфере агроэкотуризма

Нормативный правовой акт: Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 365 «О развитии агроэкотуризма».
Вступил в силу с 12.01.2018

Деятельность в сфере агроэкотуризма могут осуществлять сельскохозяйственные организации, а также граждане, проживающие в сельской местности, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство на земельных участках, предоставленных для этих целей, граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома.

Субъекты агроэкотуризма также вправе возводить гостевые домики для временного пребывания агроэкотуристов. Такие гостевые домики являются принадлежностями жилого дома и не включаются в жилой фонд.

Существенно увеличен перечень услуг в сфере агроэкотуризма. Теперь к ним относятся также проведение презентаций, юбилеев, банкетов, оказание услуг бань, саун и душевых и др.


P.S. Проверьте свои юридические знания и пройдите наш ежемесячный тест!

10499 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме