Справочно.
С текстом постановления № 415 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3lTSBUE.
Изменен порядок проведения закупки из одного источника
Постановление № 415 закрепляет, что выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры закупки из одного источника проводится на основании результатов изучения конъюнктуры рынка.
Исключением из данного правила является дополнительная закупка у того же поставщика (подрядчика, исполнителя) в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) (абз. 4 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).
При изучении конъюнктуры рынка обязательным является направление организацией запросов в адрес отечественных производителей (при их наличии), в том числе организаций, входящих с организацией в состав одного холдинга, государственного объединения.
Справочно.
Отечественные производители — производящие товары, выполняющие работы или оказывающие услуги юридические лица Республики Беларусь и физические лица — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся ИП, постоянно проживающие в Республике Беларусь (ч. 5 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).
Со вступлением в силу постановления № 415 изучение конъюнктуры рынка при проведении закупки из одного источника приобрело обязательный характер.
В постановлении № 229 не определен детальный порядок изучения конъюнктуры рынка. В этой связи представляется целесообразным урегулировать вопросы изучения конъюнктуры рынка (способы изучения конъюнктуры рынка, минимальное количество запросов, порядок оформления результатов и т.д.) в порядке закупок за счет собственных средств.
Как и ранее, закупки с применением процедуры закупки из одного источника осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны.
При этом решение об экономической нецелесообразности или невозможности осуществления закупки с применением процедуры закупки из одного источника у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) принимается организацией на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и оформляется в виде справки, подписанной уполномоченным лицом организации, либо протокола комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, содержащих обоснование такой нецелесообразности или невозможности (ч. 4 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).
Установлена обязанность организаций направлять в МАРТ определенную информацию
Постановлением № 415 закреплена обязанность направлять информацию о юридическом или физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе, подлежащих включению в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, в случаях, предусмотренных абз. 2 и 3 ч. 3 подп. 2.5 п. 2 постановления № 229. Сведения направляются организацией (организатором) в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) в течение месяца после наступления соответствующих оснований.
Справочно.
Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, доступен по короткой ссылке bit.ly/2VKDz90.
Уточнен порядок проведения конкурентных процедур
Постановлением № 415 предусмотрена обязанность рассылать приглашение к участию в конкурентной процедуре закупки в том числе организациям, входящим с организацией в состав одного холдинга, государственного объединения (ч. 2 подп. 2.3 п. 2 постановления № 229).
Также организациям предоставлена возможность определить участником-победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), или участника, сделавшего предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона, в случае, если участник-победитель уклонился от заключения договора (ч. 4 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229).
Отметим, что некоторые организации и ранее определяли участником-победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), что в не полной мере соответствовало нормам постановления № 229. Так, ранее постановление № 229 предусматривало, что организация признает конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в случае, если победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку. То есть альтернативные варианты действий предусмотрены не были.
В настоящий момент, если победитель процедуры закупки не подпишет договор на закупку, полагаем, организация вправе (на выбор):
— признать конкурентную процедуру закупки несостоявшейся;
— определить участником-победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), либо участника, сделавшего предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона.
Внесение указанного изменения направлено на сокращение временных и финансовых издержек организаций.
Расширен перечень сведений, указываемых в сообщении о результате конкурентной процедуры закупки
Как и ранее, сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 рабочих дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки.
Справочно.
Сайт www.icetrade.by является интернет-версией информационной системы «Тендеры», обеспечивающей проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) на конкурентной основе. Основная задача ресурса — обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, осуществляемых белорусскими субъектами хозяйствования.
Постановлением № 415 определено, что сообщение, кроме ранее предусмотренных сведений, дополнительно должно содержать:
— наименование и местонахождение каждого участника с указанием цен их предложений, в том числе участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения (за исключением случаев проведения электронного аукциона);
— регистрационные номера участников, допущенных к торгам, и участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения, а также наименование и местонахождение участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, с указанием величин сделанных ими ставок (в случае проведения электронного аукциона).
Закреплена обязанность размещать изменения в порядок закупок за счет собственных средств
Соответствующие изменения в порядок закупок за счет собственных средств должны быть размещены в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 3 рабочих дней после их утверждения.
Ранее срок для размещения изменений в порядок закупок за счет собственных средств предусмотрен не был.
Отменена префпоправка при проведении конкурентных процедур закупок товаров
Подпункт 2.8¹ п. 2 постановления № 229, регулировавший условия и порядок применения преференциальной поправки при проведении конкурентных процедур закупок товаров, исключен.
Однако применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и/или товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, может быть предусмотрено в отраслевых особенностях (подп. 2.13 п. 2 постановления № 229).
Дополнен перечень случаев, на которые не распространяет действие постановление № 229
В частности, постановлением № 415 определено, что действие постановления № 229 не распространяется на закупки сырья, материалов, комплектующих, используемых для изготовления товара по заказу конкретного покупателя, у поставщиков, указанных таким покупателем.
Определена доля белорусских товаров при закупках
При закупке товаров, указанных в приложении 3² к постановлению № 229, организация должна в течение календарного года обеспечить минимальную долю закупок белорусских товаров, определенную в процентном отношении к объему закупок в натуральном выражении товаров, относящихся к соответствующему коду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», за исключением случаев невозможности достижения минимальной доли (ч. 1 подп. 2.19 п. 2 постановления № 229).
При этом невозможность достижения минимальной доли может быть подтверждена с помощью письменных ответов отечественных производителей о невозможности участия в закупке (невозможности производства и/или поставки товаров с необходимыми характеристиками).
Размер минимальной доли определяется согласно приложению 3² к постановлению № 229.
Для оценки достижения минимальной доли документами, подтверждающими, что товар относится к белорусским товарам, являются:
— сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
— выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (ч. 3 подп. 2.19 п. 2 постановления № 229).
Особо обратим внимание, что требование об обеспечении минимальной доли закупок белорусских товаров распространяет действие не только на закупки в соответствии с постановлением № 229, но также и на закупки товаров (работ, услуг) согласно приложению 1 к постановлению № 229.