Вы на портале

Изменения в закупках за счет собственных средств: на что важно обратить внимание?

Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2021 № 415 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229»

Дата вступления в силу: 23.07.2021

20 июля 2021 г. Совет Министров Республики Беларусь в целях совершенствования регулирования отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств принял постановление № 415 (далее — постановление № 415), которым были внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229).

Остановимся на наиболее актуальных изменениях законодательства о закупках за счет собственных средств.

Лойша Андрей
Лойша Андрей

Адвокат 

10276 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Справочно.
С текстом постановления № 415 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3lTSBUE.

Изменен порядок проведения закупки из одного источника

Постановление № 415 закрепляет, что выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры закупки из одного источника проводится на основании результатов изучения конъюнктуры рынка. 

Исключением из данного правила является дополнительная закупка у того же поставщика (подрядчика, исполнителя) в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) (абз. 4 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).

При изучении конъюнктуры рынка обязательным является направление организацией запросов в адрес отечественных производителей (при их наличии), в том числе организаций, входящих с организацией в состав одного холдинга, государственного объединения.

Справочно.
Отечественные производители — производящие товары, выполняющие работы или оказывающие услуги юридические лица Республики Беларусь и физические лица — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся ИП, постоянно проживающие в Республике Беларусь (ч. 5 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).

Со вступлением в силу постановления № 415 изучение конъюнктуры рынка при проведении закупки из одного источника приобрело обязательный характер.

В постановлении № 229 не определен детальный порядок изучения конъюнктуры рынка. В этой связи представляется целесообразным урегулировать вопросы изучения конъюнктуры рынка (способы изучения конъюнктуры рынка, минимальное количество запросов, порядок оформления результатов и т.д.) в порядке закупок за счет собственных средств. 

Как и ранее, закупки с применением процедуры закупки из одного источника осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны.

При этом решение об экономической нецелесообразности или невозможности осуществления закупки с применением процедуры закупки из одного источника у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) принимается организацией на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и оформляется в виде справки, подписанной уполномоченным лицом организации, либо протокола комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, содержащих обоснование такой нецелесообразности или невозможности (ч. 4 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).

Установлена обязанность организаций направлять в МАРТ определенную информацию

Постановлением № 415 закреплена обязанность направлять информацию о юридическом или физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе, подлежащих включению в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, в случаях, предусмотренных абз. 2 и 3 ч. 3 подп. 2.5 п. 2 постановления № 229. Сведения направляются организацией (организатором) в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) в течение месяца после наступления соответствующих оснований.

Справочно.
Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, доступен по короткой ссылке bit.ly/2VKDz90.

Уточнен порядок проведения конкурентных процедур

Постановлением № 415 предусмотрена обязанность рассылать приглашение к участию в конкурентной процедуре закупки в том числе организациям, входящим с организацией в состав одного холдинга, государственного объединения (ч. 2 подп. 2.3 п. 2 постановления № 229).

Также организациям предоставлена возможность определить участником-победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), или участника, сделавшего предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона, в случае, если участник-победитель уклонился от заключения договора (ч. 4 подп. 2.9 п. 2 постановления № 229).

Отметим, что некоторые организации и ранее определяли участником-победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), что в не полной мере соответствовало нормам постановления № 229. Так, ранее постановление № 229 предусматривало, что организация признает конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в случае, если победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку. То есть альтернативные варианты действий предусмотрены не были.

В настоящий момент, если победитель процедуры закупки не подпишет договор на закупку, полагаем, организация вправе (на выбор):

— признать конкурентную процедуру закупки несостоявшейся;

— определить участником-победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место), либо участника, сделавшего предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона.

Внесение указанного изменения направлено на сокращение временных и финансовых издержек организаций.

Расширен перечень сведений, указываемых в сообщении о результате конкурентной процедуры закупки

Как и ранее, сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 рабочих дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки.

Справочно.
Сайт www.icetrade.by является интернет-версией информационной системы «Тендеры», обеспечивающей проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) на конкурентной основе. Основная задача ресурса — обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, осуществляемых белорусскими субъектами хозяйствования.

Постановлением № 415 определено, что сообщение, кроме ранее преду­смотренных сведений, дополнительно должно содержать:

— наименование и местонахождение каждого участника с указанием цен их предложений, в том числе участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения (за исключением случаев проведения электронного аукциона);

— регистрационные номера участников, допущенных к торгам, и участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения, а также наименование и местонахождение участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, с указанием величин сделанных ими ставок (в случае проведения электронного аукциона).

Закреплена обязанность размещать изменения в порядок закупок за счет собственных средств

Соответствующие изменения в порядок закупок за счет собственных средств должны быть размещены в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 3 рабочих дней после их утверждения.

Ранее срок для размещения изменений в порядок закупок за счет собственных средств предусмотрен не был.

Отменена префпоправка при проведении конкурентных процедур закупок товаров

Подпункт 2.8¹ п. 2 постановления № 229, регулировавший условия и порядок применения преференциальной поправки при проведении конкурентных процедур закупок товаров, исключен. 

Однако применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и/или товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, может быть предусмотрено в отраслевых особенностях (подп. 2.13 п. 2 постановления № 229).

Дополнен перечень случаев, на которые не распространяет действие постановление № 229

В частности, постановлением № 415 определено, что действие постановления № 229 не распространяется на закупки сырья, материалов, комплектующих, используемых для изготовления товара по заказу конкретного покупателя, у поставщиков, указанных таким покупателем.

Определена доля белорусских товаров при закупках

При закупке товаров, указанных в приложении 3² к постановлению № 229, организация должна в течение календарного года обеспечить минимальную долю закупок белорусских товаров, определенную в процентном отношении к объему закупок в натуральном выражении товаров, относящихся к соответствующему коду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», за исключением случаев невозможности достижения минимальной доли (ч. 1 подп. 2.19 п. 2 постановления № 229).

При этом невозможность достижения минимальной доли может быть подтверждена с помощью письменных ответов отечественных производителей о невозможности участия в закупке (невозможности производства и/или поставки товаров с необходимыми характеристиками).

Размер минимальной доли определяется согласно приложению 3² к постановлению № 229.

Для оценки достижения минимальной доли документами, подтверждающими, что товар относится к белорусским товарам, являются:

— сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;

— выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (ч. 3 подп. 2.19 п. 2 постановления № 229).

Особо обратим внимание, что требование об обеспечении минимальной доли закупок белорусских товаров распространяет действие не только на закупки в соответствии с постановлением № 229, но также и на закупки товаров (работ, услуг) согласно приложению 1 к постановлению № 229.

10276 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме