Вы на портале

Какие изменения могут произойти в государственной регистрации субъектов хозяйствования?

Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Проект). Документ объемный — 45 статей, но это тот случай, когда, похоже, количество не переходит в качество…

И все-таки остановимся подробнее на том, какие новые опции и возможности предлагают нам создатели усовершенствованной модели государственной регистрации субъектов хозяйствования. 

Стрельчик Сергей
Стрельчик Сергей

юрист

10162 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что произошло?

Никаких существенных изменений ни в процедуре регистрации, ни в процедуре ликвидации (на которой мы остановимся в следующий раз) не должно произойти.

Авторы законопроекта свели в один закон:

— Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;

— Указ Президента Республики Беларусь от 08.04.2004 № 175 «О вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Положение о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 № 229.

Справочно.
С Проектом можно ознакомиться по ссылке.

Без согласования наименований?

Планируется упразднить процедуру согласования наименования коммерческой организации в регистрирующем органе одним из учредителей. Можно будет сразу подавать документы на регистрацию, проверив выбранное название на тождество с другими аналогичными названиями на портале ЕГР. 

Справочно.
Порядок согласования наименований определен постановлениями Совмина от 05.02.2009 № 154 «Об утверждении Положения о согласовании наименования коммерческих и некоммерческих организаций» и Минюста от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц».

По нашему мнению, сегодня полагаться только на проверку наименования на предмет отсутствия тождественного с использованием портала ЕГР опрометчиво. Бывают случаи, когда портал выдает ответ, что совпадений не обнаружено, а при регистрации, то есть при получении справки, выясняется, что рассматривающий заявление специалист усматривает недопустимое сходство и предлагает подумать над другим наименованием. Будет не очень приятно услышать такое вежливое, но твердое предложение не на стадии согласования наименования, а при подаче документов, при этом в компании вечно куда-то торопящихся учредителей. 

В связи с этим представляется, что требования к признанию наименований тождественными должны быть смягчены, а скриншот с портала ЕГР при проверке выбранного наименования на сходство с ответом «Ничего не найдено» должен исключать возможность его отвергнуть.

Устав — один на всех

Законопроект вводит такое понятие, как «типовой устав» (подп. 1.13 п. 1 ст. 43 Проекта), на основании которого может действовать коммерческая организация. То есть свой собственный устав можно не разрабатывать, не утверждать и на регистрацию не представлять. Таким образом, подается только одно заявление с листами А и/или Б. 

При этом можно в любое время перейти от типового устава к «оригинальному» и наоборот, но для этого нужно внести изменения в ЕГР и зарегистрировать «свой» устав. 

Электронная почта — официально

Обязательным атрибутом юридического лица станет адрес электронной почты, который будет включаться в ЕГР. Теперь письма, отправленные на указанный в заявлении «ящик», будут рассматриваться как надлежащее уведомление (п. 3 ст. 16 Проекта). Изменение адреса также потребует внесения изменений в ЕГР. 

Справочно.
Субъект хозяйствования несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, <…> направленных по адресу электронной почты, указанному в ЕГР (п. 3 ст. 16 Проекта).

С одной стороны, это существенно уменьшит документооборот, и больше не нужно будет с формальной претензией идти на почту, чтобы получить квиток «адресат выбыл», «не доставлено» с целью приложить его к иску, заявлению о возбуждении приказного производства или о совершении исполнительной надписи нотариусом.

С другой стороны, почту ведь можно указать и «для галочки», чтобы просто была, в заявлении о регистрации. Это может быть и личный ящик, и неиспользуемый, который просматриваешь раз в год, и т.д. Как в таком случае компании «отбиваться» в суде, что претензию она не получала, почту не открывала и вообще с требованиями не согласна? Но это уже другая история…

Выписки из торговых реестров и паспорта иностранных учредителей

К сожалению, срок действия выписки из торгового реестра, выданной нерезиденту-учредителю, планируется сократить с 1 года до 3 месяцев (п. 4 ст. 20 Проекта). С учетом доставки из страны, где компания зарегистрирована, перевода и нотариального удостоверения, а также склонности иностранных инвесторов поразмышлять на тему «будем — не будем учреждать компанию, где, какую и когда» этого срока явно мало. Лучше оставить как есть. 

Справочно.
Копия документа, удостоверяющего личность, не требующего перевода (на русском языке), при невозможности предъявления оригинала должна быть засвидетельствована нотариально (п. 2 ст. 19 Проекта).

Подлинность копий паспортов, которые полностью на русском языке, нужно будет нотариально удостоверять (если не получается предоставить оригинал). Полагаем, речь идет о паспортах граждан России: только они, включая тексты в печати, полностью написаны по-русски. В этом случае нотариусу нужно будет предоставить сам паспорт, что влечет доставку его в Беларусь. 

Гораздо удобнее работать сейчас, когда достаточно получить из России доверенность и скан паспорта учредителя.

Возникает вопрос: будут ли приниматься копии паспорта, засвидетельствованные российскими нотариусами (если, конечно же, изменения будут приняты)? На наш взгляд, должны, поскольку в силу ст. 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишиневская конвенция) документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом <…> и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. 

Справочно.
Кишиневская конвенция о правовой помощи от 07.10.2002 вступила в силу для Республики Беларусь 27.04.2004.

«Бегущий» участник

Предпринята попытка разрубить гордиев узел под названием «выход из состава участников», когда заявление о выходе подано, а со стороны партнеров по бизнесу и директора — никакой реакции. 

Справочно.
Момент выхода участника из ООО определяется датой внесения в ЕГР сведений (в день представления нотариусом извещения – прим. ред.). К моменту выхода участник обязан исполнить обязательства, срок исполнения которых наступил.

Если новый Закон будет принят, то выход из ООО можно будет осуществить посредством подачи нотариусу соответствующего заявления. Нотариус, в свою очередь, отправляет в регистрирующий орган извещение, и в тот же день заявитель исключается из числа «пайщиков-концессионеров» (подп. 1.14 п. 1 ст. 43 Проекта).

Несложно представить, какие «забеги» к нотариусам с такими заявлениями начнутся после вступления Закона в силу: поскольку в обществе должен быть хотя бы один участник, то может так получиться, что этим «одним» останется тот, кто последним добежит до нотариуса (но ему это уже не поможет).

Что еще из значимого?

Из значимых нововведений, которые содержит Проект, можно также выделить сокращение обязательных сроков:

— подачи документов для регистрации изменений в устав — с 2 месяцев до 15 дней;

— уведомления об изменении юридического адреса — с 10 до 3 рабочих дней. 

Справочно.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о начале процедуры реорганизации направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации (п. 2 ст. 23 Проекта).

Вводится обязанность вносить в ЕГР сведения о начале процедуры реорганизации юридического лица. Это новшество должно быть весьма полезным для кредиторов коммерческих организаций. Оно позволяет, проявив некоторую расторопность, пресечь на ранней стадии «модную» схему уклонения от исполнения обязательств через выделение из организации-должника новой организации, которой досталось все, за исключением долгов.

Прочие изменения

В государственной регистрации субъектов хозяйствования могут произойти также следующие изменения:

— сокращение срока постановки на учет вновь созданной организации с 5 до 3 рабочих дней, при этом не нужно забирать извещение о постановке на учет, оно будет размещено на портале ЕГР;

— отмена свидетельства о государственной регистрации коммерческих организаций;

— возможность одновременно с подачей документов для регистрации уведомить о намерении применять упрощенную систему налогообложения (либо единый налог для ИП);

— право на подачу документов одному из участников, если их больше двух (раньше — если больше трех);

— возможность получения за отдельную плату помимо выписки из ЕГР копии устава организации.

Ну что ж, казалось бы, что еще можно упростить после принятия поистине революционного ныне действующего Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования с его уведомительным принципом и «аскетическим» комплектом документов, требуемых для открытия бизнеса? Оказывается, можно — убеждают нас нормотворцы. 

Правда, как было отмечено выше, от некоторых изменений можно было бы и воздержаться, помня о том, что иногда лучшее — враг хорошего. 

Дополнительно по теме:
>>Шамак Д. Новые возможности: государственная регистрация субъектов хозяйствования у нотариуса
>>Божко Е., Косачёв М. Регистрация ООО: ошибки и проблемные моменты
>>Решение единственного участника общества о регистрации новой редакции устава (образец)
>>Заявление о государственной регистрации акций ЗАО (образец)

10162 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме