Что такое коносамент?
Коносамент (от фр. cognoissement) появился в XVII в. как документ, передаваемый капитаном судна купцу, подтверждающий факт принятия товара в перевозку на судно. К концу XVII в. в ряде государств (Франция, Дания, Швеция) в налоговом законодательстве появилась императивная обязанность капитана выдавать коносамент в целях фискального и таможенного контроля (контроль экспорта и импорта).
В переводе с английского слово «сonsignment» означает «груз», «товар», «отправление».
Если говорить простыми словами, это универсальный документ, который:
— закрепляет момент перехода рисков сохранности груза от грузоотправителя к перевозчику;
— подтверждает факт наличия договора перевозки грузов и его существенные условия;
— является документом-основанием на передачу права распоряжения, в том числе права на отчуждение груза;
— является товаросопроводительным документом;
— может также выступать в качестве обеспечения кредита под отгруженные объекты.
Согласно Гамбургским правилам коносамент («Bill of Lading», сокращенно BL или B/L) – это документ, подтверждающий заключение договора морской перевозки и принятие или погрузку груза перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется передать груз против вручения документа.
Справочно.
Положение в документе о том, что груз должен быть передан приказу поименованного лица, либо приказу, либо предъявителю, содержит такое же обязательство.
Согласно Кодексу торгового мореплавания Республики Беларусь от 15.11.1999 № 321-З (ред. от 10.01.2015) коносамент — это товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в Международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.
Виды коносаментов
В зависимости от того, как в коносаменте определено лицо, имеющее право на получение груза, коносаменты подразделяется на следующие виды:
1. Именной «Straight bill of lading» коносамент составляется на грузополучателя.
2. В ордерном «To-order bill of lading» коносаменте указывается третье лицо, которое будет вправе получить груз. На таком коносаменте обязательно предусматривается индоссамент — отметка о передаче.
3. Предъявительский «Bearer bill of lading» товар выдается держателю коносамента товара.
4. Домашний коносамент — документ, который оформляется с целью оградить отправителя груза от различных проблем, связанных с транспортировкой.
Данный тип документа заключается также в следующих случаях:
— необходимо скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
— агент или отправитель оказывает дополнительные услуги, не предусмотренные морскими перевозками;
— фрахт приобретен у перевозчика, не имеющего собственных судов, но являющегося членом NVOCC, и этой фирме необходимо скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
Справочно.
Перевозчик NVOCC заключает соглашения о морских перевозках с различными судоходными линиями, действующими во всех направлениях. Затем перевозчик NVOCC создает собственный тариф, на основании которого он продает услуги по перевозке грузов на этих судоходных линиях своим клиентам. Таким образом, перевозчик NVOCC является посредником между грузовладельцем и фактическим перевозчиком.
— если коносамент нужен до погрузки товара на борт, например, если грузоотправитель работает по кредитной схеме.
К моменту прибытия в порт назначения все домашние коносаменты сдаются агенту в подтверждение оплаты. Агент, в свою очередь, понимает, что весь товар в конкретном контейнере оплачен, и оформляет телекс-релиз на линейный коносамент.
После прибытия в порт контейнер передается для работы экспедитору, указанному в линейном коносаменте в качестве получателя (или нотифая). Дальнейшая работа экспедитора производится в соответствии с задачами.
Домашний коносамент (агентский) «House bill of lading» (HBL) — это документ, который оформляется агентом в порту отправки. Так же, как и линейный, домашний коносамент содержит сведения об отправителе, получателе и стороне, которую необходимо уведомить о прибытии груза.
Если товар, отгружаемый со склада, еще не был оплачен, то в качестве подтверждения его получения от отправителя агент выпускает домашний коносамент от своего имени.
Контейнер с грузами (еще даже не оплаченными) отправляется по морю, у всех отправителей в залоге есть домашние коносаменты. Как только покупатель оплачивает свой товар, отправитель оформляет телекс-релиз по имеющемуся у него коносаменту или сдает его агенту.
В отличие от линейного коносамента, выпускаемого непосредственно морской линией для ее заказчика (агента-экспедитора), домашний коносамент выпускается агентом-экспедитором для конкретного грузоотправителя.
Содержание домашнего коносамента полностью совпадает с содержанием линейного коносамента, за исключением сведений о «грузоотправителе» (shipper), «грузополучателе» (consignee), «стороне, подлежащей уведомлению» (notify party).
При оформлении домашнего коносамента в линейном коносаменте грузополучателем будет указан экспедитор/агент.
В зависимости от наличия отметок о состоянии отправления выделяют:
— чистый коносамент «Clean Bill of Lading» — документ не имеет отметок о недостатках, повреждениях товара;
— коносамент с отметками «Foul Bill of Lading» либо «Claused Bill of Lading» — «нечистый» документ. В нем фиксируются пометки о некачественной упаковке, ненадлежащем состоянии груза.
Например, «мешки грязные» — «bags dirty», «бочки текут» — «barrels leaking» и т.п.
Справочно.
Наличие оговорки, делающей коносамент «нечистым» (foul Bill of Lading; claused Bill of Lading), снижает доказательственную силу и значение коносамента как товарораспорядительного документа. Банк может не принять такой коносамент к обращению.
В этой связи грузоотправитель, заинтересованный в получении комплекта чистых коносаментов, нередко предлагает компромисс: выдачу гарантийного письма в обмен на чистый коносамент. Гарантийное письмо («letter of indemnity», «back letter») представляет собой документ, в котором отправитель обязуется возместить перевозчику убытки, которые могут возникнуть у последнего при сдаче груза получателю.
Если в процессе транспортировки товар понес дальнейшие повреждения в связи с вышеперечисленными отметками и данный факт можно доказать, с перевозчика снимается ответственность за сохранность груза в изначальном качестве.
Справочно.
Примечательно, что большинство банков в целях расчетов отказываются принимать коносамент с отметками. Если все же есть необходимость в отметке, лучше указать фразу «товар не имеет внешних недостатков» — в данном случае коносамент будет являться чистым.
По способу доставки коносаменты бывают следующих видов:
1. Линейный «S. S. Co’s bill of lading» — оформляется на товар, отправляемый судном, которое следует по конкретному расписанию и маршруту; содержит волеизъявление отправителя на заключение договора на перевозку груза. Определяет отношения между перевозчиком и третьим лицом — добросовестным держателем коносамента.
Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.
Линейный коносамент на обратной стороне «principal, additional clauses» содержит условия договора морской перевозки груза линией, указанной на лицевой стороне коносамента. Главным содержанием такого договора является перевозка грузов на «линейных условиях» (liner terms), которые указаны на оборотной стороне коносамента.
Во всех линейных коносаментах предусматривается право судна заходить после принятия конкретного груза в любые другие порты, для погрузки/выгрузки грузов, принятых с условием выборов опциона (порта назначения), для бункеровки и других операций, размещать грузы каждого владельца в судне по усмотрению капитана с учетом общей загрузки судна, для обеспечения его мореходности и сокращении стоянок в портах.
Помимо затрат на погрузку и выгрузку грузов (стивидорных расходов) перевозчик по условиям «лайнер термс» обычно также оплачивает приобретение за счет полученного фрахта крепежного, подстилочного и прокладочного материала, производит сепарацию (разделение) коносаментных партий и крепление груза в трюме, обеспечивает счет груза, рассортировку груза по коносаментам при выгрузке, а если это требуется, то и оплачивает экспертов при освидетельствовании состояния мореходности судна, пригодности трюмов, размеров и причин повреждений груза.
Провозная плата считается полностью заработанной судовладельцем с момента погрузки груза в судно независимо от места инкассации фрахта. Все связанные с грузом сборы, налоги, пошлины и иные расходы административного порядка относятся на счет грузовладельца. Он также оплачивает фумигацию, сбор и рассортировку груза, если смешение коносаментных партий произошло по его вине, возмещает расходы за взвешивание груза, за ремонт и замену упаковки, за дополнительную перегрузку и т.д., а также все штрафы и расходы, которые понес перевозчик из-за несоблюдения отправителем/получателем таможенных или импортных правил. За счет грузовладельца оплачивается специальная сепарация, предусмотренная обычаями порта или требуемая таможней.
В типовой проформе линейного коносамента предусмотрено, что если между датой фрахтовой сделки на перевозку и датой фактической оплаты фрахта и других расходов по грузу произойдет девальвация или ревальвация валюты, в которой должна производиться оплата, то сумма фрахтового платежа будет автоматически изменена пропорционально изменению курса валюты.
2. Фрахтовый либо чартерный «Charter B/L» — оформляется для нерегулярных перевозок. Его составляют на основании соглашения между поставщиком и грузоперевозчиком. Выдается для подтверждения приема товара, который перевозится по договору фрахтования. Он представляет собой соглашение о найме корабля для выполнения конкретного рейса либо на определенный период. Такой коносамент не выступает основанием для оформления договора на морскую перевозку, заключаются отдельные соглашения на фрахт в форме чартера.
Оба указанных коносамента определяют взаимоотношения между перевозчиком груза и третьим лицом — держателем документа.
3. Прямой — по коносаменту груз доставляется от пункта отправления до пункта назначения одним транспортным средством.
4. Сквозной — используется при мультимодальном способе доставки, когда груз перевозится несколькими видами транспорта, например, судном, железной дорогой и автомобилем.
5. Океанский коносамент «Master Bill of Lading» (MBL) — выдается морской линией, непосредственно осуществляющей перевозку.
6. Фидерный коносамент «Short Bill of Lading» — выдается в том случае, если груз доставляется не напрямую, а транзитом через промежуточный порт со сменой судна.
7. Мультимодальный/сквозной коносамент «Multimodal/through Bill of Lading».
По способу погрузки груза выделяют бортовой коносамент «on board B/L» (документ составляют после погрузки товара на судно) и береговой коносамент «custody B/L» (заполняют до погрузки на борт).
Телекс-релизы
В последнее десятилетие активно используется оформление телекс-релизов (telex release) вместо предъявления оригинальных коносаментов.
Telex release — это документ, который отправляется судоходной линией или ее агентом в порту погрузки в их офис в порту выгрузки, информируя тем самым о том, что грузоотправитель или экспортер сдал один или все оригиналы коносамента, которые были изданы линией в порту погрузки. После этой процедуры и оплаты стандартных линейных сборов груз может быть выдан указанному в коносаменте грузополучателю без предъявления оригиналов коносамента.
На практике перевозчик (судоходная линия/агент) проставляет на оригиналах коносамента печать «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), при необходимости оформляет уведомление о телекс-релизе (telex-release notice) и делает отметки о релизе в компьютерной системе.
Оригиналы коносамента выдаются грузоотправителю после выхода судна из порта погрузки.
Если грузоотправитель требует, чтобы telex release был издан по упомянутым выше причинам, то он должен сдать все выпущенные оригиналы обратно в морскую линию или агенту.
Судоходная линия/агент удостоверяется, что возвращаются те же экземпляры, что были ранее изданы.
Судоходная линия/агент отправляет агенту в порту выгрузки сообщение (телекс-релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены и релиз может быть выдан грузополучателю при условии получения линией всех платежей, причитающихся в соответствии с манифестом.
Справочно.
Telex release может быть выдан только на именной коносамент, но он никогда не выдается на ордерный коносамент (указывается третье лицо, которое будет вправе получить груз, предусматривается индоссамент). В случае с ордерным коносаментом агент в порту назначения (он же, как правило, нотифай в коносаменте) разрешает выпустить груз только после получения оригиналов коносамента.
Говоря простым языком, морская линия оформляет телекс-релиз на груз в том случае, если оплачен морской фрахт. Пока фрахт не оплачен, телекса нет.
Аналогичным образом обстоят дела и с домашними коносаментами.
Оформление коносамента
Коносамент составляется, как правило, в трех экземплярах, содержание которых идентично.
Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект (set), являются оригиналами, и на лицевой стороне ставится штамп «оригинал».
В некоторых случаях указывается порядковый номер оригинала — первый, второй, третий. В коносаменте обязательно должно быть указано количество составленных оригиналов, однако только один из них может быть товаросопроводительным документом. После выдачи груза по одному из оригиналов остальные теряют силу.
Копии коносамента, которые могут быть выписаны в необходимом количестве, имеют надпись COPY («Копия»), могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов, и юридической силы не имеют. Как правило, они необходимы капитану судна для проверки нагруженного и разгруженного товара агентам судна, портовой администрации, таможенным органам, транспортно-экспедиторской фирме и т.п.
Текст заполняется на английском языке на фирменном бланке грузоперевозчика, как правило, в системе линии непосредственно агентом/экспедитором, должен содержать все сведения о товаре, его владельце, грузоперевозчике. Данные об участниках поставки, товаре должны быть достоверными и совпадать с информацией в исходных документах.
Обязательные реквизиты коносамента (информация предоставляется грузоотправителем):
• наименование грузоотправителя и его местонахождение — графа «Shipper»;
• порт разгрузки согласно договору морской перевозки — графа «Port of Discharge»;
• наименование грузополучателя и его местонахождение — графа «Consignee»;
• наименование груза, число мест и масса груза, указание на опасный характер груза или особые свойства — графа «Description of Packages And Goods». Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере.
Данные, которые вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии, экспедитором):
• наименование перевозчика;
• порт погрузки — графа «Port of Loading»;
• число оригиналов коносамента – графа «Number of Original»;
• дата и место выдачи коносамента.
В документ могут быть включены и другие графы по соглашению сторон. Обязательно следует отразить факт нахождения груза на конкретном судне и дату погрузки. Также указывается ответственность грузоперевозчика в случае форс-мажора, несоблюдения им условий транспортировки.
Справочно.
Как правило, коносамент составляют в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузоперевозчика, получателя товара. После получения груза и экземпляра документа конечным получателем остальные оригиналы теряют силу.
ВАЖНО!
• При заполнении сведений об отправителе нужно учитывать, что он может являться одновременно собственником и производителем товара, поставщиком либо экспедитором.
• Получателем груза является не только его владелец, но и банк или посредник. С учетом этого в документе должны правильно отражаться права на груз.
• Уведомляемое лицо. Указывается лицо, которое должно быть уведомлено о доставке товара в пункт назначения. Им могут выступать грузополучатель, представитель таможни или компании-экспедитора.
• Желательно указать в документе данные агента грузоперевозчика в порту доставки. Это поможет получателю, представителю клиента оперативно решить вопросы отгрузки, проверки и корректировки документации.
Наиболее частые ошибки при заполнении коносамента:
• неправильно указаны вес и количество товара;
• не указан товар, доставляемый в одном контейнере с другим грузом по одному контракту;
• не указаны особые свойства груза: опасный, хрупкий, ценный.
Что делать, если обнаружена ошибка в коносаменте?
1. Получатель товара запрашивает достоверные сведения у поставщика, который должен обратиться в порт отгрузки и предоставить агенту грузоперевозчика эти сведения для корректировки коносамента.
2. Обратиться к агенту порта доставки. Если от отправителя груза получены уточняющие данные, то грузоперевозчик вносит их в документацию. При этом экземпляр коносамента, выданный получателю товара, необходимо сдать грузоперевозчику.
3. Если неверно указан вес, отправитель должен будет вносить корректировки в экспортную декларацию.
4. Если ошибка обнаружена только после того, как груз прибыл в порт, исправления вносятся в океанский коносамент.
5. Неточности в фидерном документе корректируются только после ответа на письменный запрос о внесении изменений.
Справочно.
Ошибки в коносаменте можно исправить только с согласия грузоотправителя. Процедура корректировки сопряжена с дополнительными расходами средств и времени.
Неправильно заполненный коносамент может привести к неприятным последствиям:
• задержка выгрузки товара с судна в конечном порту;
• увеличение размера демереджа. Это компенсация убытка судоходной линии вследствие простоя судна из-за задержки отгрузки;
• отказ в таможенной очистке товара в порту отгрузки;
• повреждение, порча товара из-за неполных сведений о нем в описательной части;
• дополнительные временные и финансовые затраты на корректировку документа.