Содержание:
Какие объекты ИС можно использовать без согласия (разрешения) правообладателя?
Первая группа ограничений (ст. 1 Закона № 241-З) относится к компьютерным программам, аудиовизуальным и музыкальным произведениям, а также передачам организаций вещания: для них установлены случаи свободного использования с последующей выплатой вознаграждения.
Ограничениями по аудиовизуальным произведениям (например, свободный показ фильмов зарубежного проката) смогут воспользоваться государственные редакции телепрограмм, а также кинопрокатные и кинозрелищные организации.
Бенефициаром ограничений по иным объектам может потенциально стать любое лицо.
К примеру, белорусские организации смогут использовать зарубежный софт, рестораны — проигрывать зарубежный музыкальный репертуар, бары — показывать трансляции международных соревнований и т.д.
Для пользования ограничениями Закон разрешил потенциальным бенефициарам обход технических средств защиты авторского права, устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами (ч. 5 ст. 1 Закона № 241-З), что было принято считать достаточно грубым нарушением.
Справочно.
Частью 5 ст. 1 Закона № 241-З предусмотрено, что в отношении лиц, использующих объекты интеллектуальной собственности на основании ч. 1 ст. 1 Закона № 241-З, не применяются нормы п. 2 ст. 55 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах».
Как будут формироваться перечни правообладателей, которых коснутся ограничения?
Ограничения не являются нормой прямого действия. Для применения потребуется утверждение уполномоченными органами перечней правообладателей, произведений, передач, организаций, которых эти ограничения коснутся. Совету Министров, в свою очередь, предстоит определить эти органы и условия выплаты вознаграждения. Реальные масштаб и параметры вводимых ограничений станут ясны, когда будет сформирована подзаконная нормативная база и начнется ведение перечней.
Конкретный правообладатель должен быть из недружественной страны, а для попадания в перечни необходимо, чтобы он запретил или как минимум не дал согласие использовать указанные объекты. Закон не обязывает правообладателя давать такое согласие всем и каждому, регистрировать или обнародовать его, нет формализованного публичного ресурса, где бы аккумулировались запреты на использование, однако запрет или согласие должны относиться именно к территории Республики Беларусь.
Какой предусмотрен алгоритм выплаты вознаграждения за использование объектов ИС?
В отношении объектов первой группы ограничений осуществляется так называемое обязательное коллективное управление имущественными правами, когда согласие правообладателя по сути презюмируется, а для выплаты вознаграждения между ним и пользователями предусматривается обязательный посредник (в данном случае — патентный орган, который одновременно является аккредитованной государственной организацией по коллективному управлению имущественными правами).
Справочно.
Вознаграждение будет зачисляться на текущие (расчетные) банковские счета патентного органа, где будет храниться до востребования правообладателем или организацией по коллективному управлению имущественными правами в течение 3 лет с момента зачисления на эти текущие (расчетные) банковские счета, без права использования указанного вознаграждения патентным органом.
Патентный орган имеет право производить из суммы зачисленного на его текущие (расчетные) банковские счета вознаграждения отчисления в размере не более 20 % на покрытие своих расходов, связанных с учетом такого вознаграждения и его выплатой правообладателям и организациям по коллективному управлению имущественными правами. Порядок расходования указанных денежных средств устанавливается патентным органом.
Как регулируется ввоз определенных товаров без согласия (разрешения) правообладателей?
Следующее ограничение (ст. 3 Закона № 241-З) представляет собой установление так называемого международного исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, что иначе трактуется как легализация параллельного импорта.
Принадлежность правообладателя к недружественной стране упомянута, но опциональна, страна может быть вполне дружественной. Значимым критерием является существенная важность товара, в котором применен объект интеллектуальной собственности, для внутреннего рынка. Данный критерий более чем оценочный. Определять важность товара (группы товаров) для внутреннего рынка будут уполномоченные органы, формализована такая оценка будет все так же в перечнях.
Справочно.
Совет Министров Республики Беларусь определяет государственные органы, уполномоченные на определение и ведение перечней товаров (групп товаров), являющихся существенно важными для внутреннего рынка, а также порядок формирования и ведения таких перечней.
Риск включения в перечень нивелируется действиями правообладателя (иных лиц с его согласия), если последние сотрудничают с юридическими или физическими лицами Республики Беларусь и такое сотрудничество не приводит к критическому недостатку этих товаров (групп товаров) на внутреннем рынке. Иными словами, официальная дистрибуция сохраняется, если товар в достаточном количестве представлен на внутреннем рынке или его недостаток не является критическим. О стоимости товара и других условиях деятельности официальной дистрибуции речи в Законе № 241-З не идет (параметры не значимы).
Таким образом, параллельный импорт может быть легализован со ссылкой на Закон, только если:
- товар является существенно важным для внутреннего рынка;
- на рынке имеется критический недостаток такого товара.
Предусмотренным Законом № 241-З последствием для правообладателя от попадания товара (группы товаров) в перечень существенно важных для внутреннего рынка является временное исключение примененного в товаре объекта интеллектуальной собственности из национального таможенного реестра (ст. 4 Закона № 241-З). Осуществляться это будет по решению Государственного таможенного комитета в двухдневный срок после получения информации от ведущего соответствующий перечень органа, и касаться данное ограничение будет только товарных знаков (иные объекты ИС в реестр не включаются).
Принципиально новым для правообладателей ограничение не станет, поскольку Государственный таможенный комитет до принятия Закона и начала ведения перечней уже ввел в практику отказ правообладателям из недружественных стран во включении их товарных знаков в таможенный реестр, а также в продлении по таким знакам срока принятия таможенных мер.