Вы на портале

Начало (2001–2006 гг.)

Старт журнала «Юрист» совпал по времени с началом активного развития законодательства о хозяйственной деятельности: только за пару лет до этого были приняты новые Гражданский кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс и другие значимые акты. Законодательство 2001–2006 гг. характеризовалось, с одной стороны, серьезнейшей заурегулированностью и своим запрещающим характером, а с другой стороны, определенным духом свободы творчества при правоприменении.

Обновлено
Редакция портала "Юрист"
Редакция портала "Юрист"
1764 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Уже созданное к тому времени регулирование предпринимательской деятельности в постоянном режиме терминологически уточнялось, технически корректировалось, какая-то его часть существенно изменялась. Вместе с тем много актов разрабатывалось, принималось впервые. За 2001–2006 гг. в Беларуси было принято 20 935 нормативных правовых актов, и даже если 50 % из них касаются правового регулирования бизнеса, то это немало.

Разрешаем…

Спонсорская помощь. Если говорить о нормативных актах — «долгожителях», то в июле 2007 г. был принят Указ № 300 о регулировании порядка предоставления спонсорской помощи. Указ, с одной стороны, фактически санкционировал дарение между коммерческими организациями, а с другой стороны, ввел достаточно серьезное оформление предоставления такой помощи.

Хозяйственные общества. В начале 2006 г. была принята фактически новая редакция Закона от 09.12.1992 № 2020-З «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью». Изменилась сама концепция регулирования хозобществ: были затронуты вопросы создания, реорганизации, формирования уставного фонда, институтов зависимых и аффилированных лиц крупных сделок общества, оборота акций, вопросы исключения участников общества. Еще до этого Указом от 01.03.2004 № 125 вводится «золотая акция» — особое право государства на участие в управлении хозяйственными обществами.

Госрегистрация юрлиц. Декретом Президента от 17.12.2002 № 29 в новой редакции изложено Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Теперь УП можно регистрировать по домашнему адресу учредителя; о новом виде деятельности, не указанном в учредительных документах, достаточно письменно уведомить регистрирующий и налоговый органы. Регистрацию предприятий с иностранными инвестициями передали в облисполкомы (Мингорисполком).

А еще в 2005 г. были переименованы два крупных проспекта и несколько улиц г. Минска, и юристов множества столичных предприятий беспокоил вопрос, нужно ли вносить изменения в учредительные документы (подсказка — да, в месячный срок со дня юридического закрепления изменения адреса, то есть переоформления документов на недвижимость).

Запрещаем…

Векселя и бартер. 2001–2003 гг. — период активного развития рынка векселей. В этот период действовали Закон от 13.12.1999 № 341-З «Об обращении переводных и простых векселей», Правила проведения банками Республики Беларусь операций с использованием векселей (постановление Правления Нацбанка от 31.01.2002 № 25), на смену которым пришли Правила регистрации векселей банков и проведения банками операций с векселями (постановление Правления Нацбанка от 24.06.2003 № 115), Инструкция о порядке совершения протестов векселей Министерства юстиции от 10.07.2002 № 17.

Бартер — один из рабочих инструментов бизнеса того времени. Совет Министров 30.12.2002 принял постановление № 1822, которым для государственных юридических лиц сокращены нормативы использования неденежной формы прекращения обязательств. Основания использования неденежных форм прекращения обязательств установлены Указом от 04.01.2000 № 7. В дальнейшем постановлением Совета Министров от 30.05.2003 № 1822 была введена дисциплинарная ответственность должностных лиц за несоблюдение нормативов неденежной формы прекращения обязательств.

А в августе 2005 г. был принят Указ от 15.08.2005 № 373, которым существенно ограничивались бартерные, зачетные, обменные схемы и другие неденежные отношения. Запрет был введен до 31.12.2008 и очень существенно повлиял на работу белорусских предприятий и востребованность качественной юридической информации о его применении и возможностях обхода. В последующем были введены дополнительные ограничения на оборот векселей Указом от 28.04.2006 № 278.

Проверки и санкции. Указ от 06.12.2001 № 722 ввел жесткий подход к применению санкций за экономические правонарушения: контролирующие органы отныне не должны были заниматься установлением вины в совершении правонарушения, бремя доказывания невиновности легло на субъектов хозяйствования. Периодичность плановых проверок была установлена один раз в год, а внеплановых — не ограничена. Контролирующие органы перестали проверять целесообразность хозяйственных операций.

Благодаря более либеральному по сравнению с Декретом от 04.08.1997 № 14 Указу от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по урегулированию экономических отношений» количество правонарушений уменьшилось, уменьшились и размеры санкций. К компетенции КГК стало относиться только наложение ареста на ТМЦ, а изъятие — по решению суда.

Ценообразование. Вопросам ценообразования в этот период уделялось особое внимание. Заурегулированная сфера деятельности, высокие санкции при частых проверках, большой объем ограничений — все это характеристики того времени.

Во всем известное постановление Минэкономики от 22.04.1999 № 43 за время его действия до 2006 г. было внесено 20 изменений. Указом от 07.08.2002 № 434 внесены изменения в Указ № 285, согласно которым предельные индексы изменения цен (тарифов) — 0,5 % в месяц — не должны распространяться на предприятия с иностранными инвестициями, на ИП, уплачивающих единый налог или применяющих УСН.

Регулируем…

Аренда. Учитывая то, что подавляющая часть недвижимости находится в государственной собственности, Совет Министров постановлением от 31.05.2002 № 710 утвердил Положение о порядке сдачи в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в республиканской собственности. Положением предусмотрен регламент проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды. А Указом Президента от 30.09.2002 № 495 утверждено Положение об определении размеров арендной платы за помещения различного назначения, находящиеся в государственной собственности.

Банкротство. Недостатки Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 № 423-З, выявленные на основании практики его применения, исправлены Указом от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». Данный Указ вызвал множество вопросов, неоднозначную реакцию лиц, участвующих в процедуре банкротства. В июне 2004 г. состоялась аттестация первой группы временных (антикризисных) управляющих новой формации. Им было доверено вести производство по делам об экономической несостоятельности госпредприятий, градообразующих предприятий и субъектов хозяйствования, имеющих госзаказы.

Налоги. Указом Президента от 24.09.2002 № 493 утверждено Положение о порядке предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей. Отсрочка/рассрочка предоставляется по решению Президента на срок не более одного года при наличии одного из оснований: угроза банкротства, задержка финансирования из бюджета, сезонный характер производства, причинение ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы.

С 1 апреля 2003 г. согласно Указу от 12.03.2003 № 104 существенно расширяется объект оффшорного сбора. Все переводы денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, осуществляются банками после уплаты резидентами этого сбора.

Декретом Президента от 30.07.2003 № 18 с 1 апреля 2003 г. введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Обязательному страхованию за счет нанимателя подлежат жизнь и здоровье граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам.

С 1 января 2004 г. вводится в действие Общая часть Налогового кодекса. Глава 9 НК посвящена налоговым проверкам.

Трудовые отношения. Декретом Президента от 18.07.2002 № 17 установлено, что оплата труда работников коммерческих организаций и ИП осуществляется на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. А постановлением Совета Министров от 11.11.2002 № 1556 было сделано исключение для коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

В июле 2005 г. был принят известный всем юристам Указ № 314, в какой-то мере узаконивший практику привлечения физлиц по договорам подряда и, естественно, достаточно полно урегулировавший этот институт, введя ряд существенных условий для таких договоров.

Инвестиции. Законом от 01.11.2004 № 325-З внесены изменения в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Среди прочих изменений расширены формы инвестиционной деятельности, определены источники инвестиций, уравнены льготы для иностранных и отечественных инвесторов, определены условия приобретения статуса предприятия с иностранными инвестициями — размер последних должен быть не менее 20 000 долл. США.

Кодифицируем…

Лицензирование. С 1 ноября 2003 г. выдача лицензий начинает осуществляться в соответствии с Декретом от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Было много проблем, неурегулированных вопросов для лицензиатов, но со временем все разрешилось, нормативно закрепилось. Каждый лицензирующий орган принял свою Инструкцию о выдаче лицензии, а общие вопросы лицензироваия решились через постановления Совета Министров.

Страхование. В 2006 г. произошла своеобразная кодификация законодательства о страховании — был принят Указ от 26.08.2006 № 530 «О страховой деятельности». Указом были урегулированы все виды страхований — от добровольных до обязательных, введены ограничения на организации, которые могут осуществлять обязательное страхование (более 50 % долей участия должно быть у государства), урегулирована деятельность страховых агентов.

Внешнеэкономическая деятельность. Постановлением Правления Нацбанка от 18.04.2002 № 75 утверждена Инструкция по предоставлению банками информации о некоторых валютных операциях, обязавшая коммерческие банки предоставлять информацию в Нацбанк по ряду валютных операций (предоплата в размере эквивалента 100 000 долл. США, платежи в пользу нерезидентов, проценты в пользу нерезидентов в размере 20 % годовых и выше).

На смену всем актам Нацбанка в отношении валютных операций пришел Закон от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», которым был установлен единый правовой режим проведения валютных операций: текущих и связанных с движением капитала. А постановлением Правления Нацбанка от 30.04.2004 № 72 утверждены Правила проведения валютных операций.

Банковская деятельность. В июле 2007 г. была принята новая редакция Банковского кодекса. По-новому стали регулироваться вопросы банковской тайны, появился запрет на льготные условия для банковских работников, изменились механизмы гарантирования вкладов, функционирования банковских счетов и порядок проведения расчетов.

Работа судебной системы

Статья 366 ГК. Изменению подверглась ст. 366 ГК (Закон от 04.01.2002 № 79-З): кредитору была предоставлена возможность требовать возмещения или убытков, или суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, если и та, и другая сумма превышают проценты, исчисленные по учетной ставке Нацбанка. До этого он был вправе требовать возмещения убытков в части, превышающей сумму процентов за неправомерное пользование денежными средствами.

Административный процесс в хозяйственных судах. Указ Президента от 06.06.2002 № 288 установил особую процедуру рассмотрения дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества в хозяйственном суде (административный процесс). Норма, предусматривающая возможность судебной конфискации, существовала с 1999 г., однако ни один законодательный акт не предусматривал самой процедуры. Акт о совершении правонарушения в рамках такой процедуры должен был рассматриваться в течение 15 дней со дня его поступления.

Практически каждый месяц Пленум ВХС принимал постановления, разъясняющие вопросы применения судами законодательства по тем или иным вопросам: недействительность сделок, споры с участием иностранных лиц, арендные отношения, строительство и множество других.

ХПК. Законом от 06.08.2004 № 314-З была утверждена новая редакция Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу через 6 месяцев после официального опубликования.

Кратко о новеллах хозяйственного процесса. В системе хозяйственных судов были установлены 4 судебные инстанции: первая инстанция рассматривает дело по существу; вторая инстанция — апелляционная, позволяет устранить ошибки, допущенные судьями первой инстанции; третья инстанция — кассационная, осуществляет проверку законности обжалованных судебных актов; четвертая инстанция — надзорная. Это исключительная стадия хозяйственного процесса, поскольку надзорное производство может быть возбуждено по протестам узкого круга должностных лиц ВХС и органов прокуратуры.

Введена посредническая процедура, предшествующая стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Как отмечал в своем интервью председатель ВХС В. С. Каменков, ХПК в наибольшей степени соответствует международным требованиям и стандартам, новый Кодекс позволит более эффективно защищать права и интересы участников процесса.

Необычный кейс Конституционного Суда

Сейчас в это сложно поверить, но в конце 2004 г. Конституционный Суд выступил полноценным участником решения конкретного спора о применимости норм права и соответствии одного НПА Конституции и другим НПА. Спор касался налогообложения доходов от операций с ценными бумагами иностранных юридических лиц и введения (или просто констатации) постановлением Государственного налогового комитета правил об обложении доходов нерезидентов. В Конституционный Суд по конкретной переписке с субъектами хозяйствования и налоговыми органами обратилась Палата представителей (!), по результатам обращения Конституционный Суд принял Заключение (!!), к которому судьей В. З. Шуклиным было составлено Особое мнение (!!!). Причем и позиции сторон спора (депутат Палаты представителей, представитель Министерства юстиции), и Особое мнение были опубликованы в журнале «Юрист». Конституционный Суд признал все НПА соответствующими Конституции, но сам факт такого события, особенно вынесения Заключения по спорному вопросу, сейчас кажется маловероятным.

Применение Принципов УНИДРУА. Осенью 2004 г. произошел определенный разворот в судебной практике. Речь идет о применении процентов по обязательствам, выраженным в иностранной валюте, в соответствии с Принципами УНИДРУА. До этого момента суды допускали применение Принципов, даже если стороны не согласовали это в договоре. В последующем судебная практика изменилась и суды стали применять проценты, только если об этом было прямо указано в договоре.

Одной строкой

— принят новый Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 05.07.2004 № 300-З;
— принят Указ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по урегулированию жилищных правоотношений»;
— изменен порядок подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации — стал требоваться оригинал сертификата СТ-1 (постановление ГТК от 28.11.2005 № 86);
— менялся порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования (Декрет от 10.04.2006 № 6)
— вносились изменения в порядок проведения проверок, утвержденный Указом от 15.11.1999 № 673 (Указ от 15.03.2006 № 151).

Журнал «Юрист» (2001–2006 гг.)

Журнал «Юрист», так же как и законодательство, проходил определенный этап становления: создавались новые рубрики, привлекались новые авторы, рассматривались новые темы.

С 2003 г. в журнале стартовала рубрика «Хозяйственные договоры от "А" до "Я"». Применять шаблоны договоров — дело порой опасное, поэтому для молодых специалистов в специальной рубрике рассматривались законодательные требования, особенности, существенные условия каждого вида договора.

В 2004 г. появилась еще одна рубрика — «Лицензирование: шаг за шагом». В рубрике пошагово описывался процесс получения лицензии по каждому виду деятельности. Всего в стране
лицензированию подлежало 54 вида деятельности.

Своеобразной изюминкой майского номера 2005 г. стала статья Д. Матвеева «"Чиффонз" против Харрисона: так кто же был прав?». Статья знакомила с интереснейшим делом о музыкальном плагиате и даже содержала ноты, по которым читатели могли сделать свои выводы о схожести мелодий, предварительно наиграв их на гитаре.

Еще одной необычной статьей стала публикация в № 4 за 2006 г. «Сказания о субъектах хозяйствования» В. Хвалея и Я. Функа. В материале в иносказательной форме повествуется о различных организационно-правовых формах юрлиц.

Журнал «Юрист» активно работал и с авторской аудиторией. В 2002 г. был проведен конкурс «Юрист-2002» на лучшую публикацию года в 3 номинациях: «Юридический опыт», «Судебный прецедент», «Стремление к совершенству», а в 2004 г. — конкурс авторских материалов «Юридический опыт — 2004».

Еще журнал «Юрист» в этот период активно помогал читателям разбираться в новых технологиях: правовая природа хостинга, что такое с юридической точки зрения документация на сайт, как установить распространителя сведений в сети Интернет (две статьи были написаны в соавторстве с Юрием Зиссером), формирование цены на программное обеспечение.

Мы предлагаем вам ознакомиться с двумя статьями из этого периода на тему правовой природы договора на создание сайта.

Договор на создание веб-сайта. Подряд? Услуга? НИР?

На практике часто возникает следующая ситуация: развивающейся компании необходимо создать свой веб-сайт, для чего заключается договор с другой компанией, занимающейся подобными разработками.

Что предусмотреть в этом договоре, какими нормами законодательства пользоваться при разрешении споров, возникающих в результате исполнения его условий, — эти вопросы волнуют многих заказчиков.

Существует несколько точек зрения о правовой природе данного договора: одни считают его договором подряда, другие — договором возмездного оказания услуг, третьи — договором на выполнение научно-исследовательских работ.

Рассмотрим сначала возможность отнесения договора на создание веб-сайта к договорам подряда и возмездного оказания услуг, разграничить которые не так просто, как кажется на первый взгляд.

В ст. 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК), дающей определение подряда, и многих других статьях гл. 37 указывается, что предметом договора подряда являются работа и ее результат, хотя в отдельных статьях ГК единство терминологии не соблюдается и называется только работа (см. п. 1 ст. 658, ст. 662, 663 664 и др.). Работа и ее результат (объект) в договоре подряда обычно обособлены во времени (сначала выполняется работа, а затем возникает ее результат), однако они тесно связаны и образуют единство. Выполняемая работа предполагает создание определенного результата, ибо как таковая она бессмысленна, а этот результат недостижим без предшествующей ему работы.

Объект в договоре подряда весьма своеобразен. Если ориентироваться на основную цель этого договора, опосредствующего выполнение определенной работы, нельзя не признать, что материальный объект имеется лишь при изготовлении каких-либо вещей. Однако в договоре подряда может отсутствовать материальный объект, но обязательно есть объект юридический — та деятельность подрядчика, на которую вправе притязать заказчик для получения обусловленного договором результата.

При исполнении рассматриваемого в данной статье договора на создание веб-сайта мы получаем результат — веб-сайт. И даже не суть важно, можем ли мы его взять в руки или нет. Он является результатом, обусловленным договором подряда.

Что же касается возмездного оказания услуг, то их предметом являются, как правило, соответствующие действия, а не их овеществленный результат: оказание медицинской помощи, проведение консультаций и т.п. Конечно, в некоторых случаях услуга (например, оказание медицинской помощи) может привести к определенному овеществленному результату, например изготовлению и установке зубного протеза. Но достижение такого овеществленного результата неразрывно связано с проведением различного рода медицинских обследований, хирургического, медикаментозного лечения и составляет с ними определенное единство. Поэтому вряд ли было бы обоснованным относить подобного рода медицинские услуги к подрядным отношениям.

Подрядный договор имеет общие черты с договором возмездного оказания услуг, поскольку можно сказать, что выполненная работа — это услуга, а оказание услуг — это работа. Но между ними есть и существенные различия.

Во-первых, результат выполнения работы имеет материальную форму и свойство к передаче другому лицу, то есть он отделим как от подрядчика, так и от заказчика. Результат же оказания услуги неосязаем и неотделим от заказчика. Созданный веб-сайт отделим от сторон договора и может быть передан кому-либо для использования.

Во-вторых, потребности заказчика при подряде удовлетворяются после передачи ему результата работы, а заказчик услуг получает удовлетворение уже в процессе их оказания. Заказчика вряд ли полностью удовлетворит осознание того, что его сайт создается. Он будет считать обязательство исполненным лишь после передачи веб-сайта. Если сайт не сделан, обязательство считается невыполненным, даже если бы обязанное лицо и предприняло все меры для достижения результата.

Очень часто договор на создание веб-сайта характеризуется как договор на выполнение научно-исследовательских работ. Однако предмет последнего составляет не результат работ, а работы как таковые. К тому же договор на выполнение НИР может считаться при определенных условиях исполненным и в том случае, если результат не был достигнут. Предметом этого договора, в отличие от договора подряда, не является передача результата работы заказчику, но исполнитель гарантирует такую передачу, если результат будет достигнут. Творческий характер, присущий любой поисковой деятельности, создает элемент неопределенности в достижении поставленной цели. Исполнитель, исходя из сущности данного вида договора, не может гарантировать определенный результат. Предметом договора подряда, наоборот, являются и работа, и ее результат.

Таким образом, проанализировав три вида договоров — договор подряда, договор возмездного оказания услуг и договор на выполнение научно-исследовательских работ, мы можем сделать вывод о том, что договор на разработку веб-сайта является договором подряда. И это надо иметь в виду, чтобы избежать возможных проблем и длительных судебных разбирательств, связанных с неисполнением данного договора.

 

Максим Николаев, юрист

 

Возвращаясь к напечатанному

Договор на создание веб-сайта: подряд или авторский договор?

В журнале «Юрист» (№ 6 за 2002 г.) была опубликована статья юриста М. Николаева «Договор на создание веб-сайта. Подряд? Услуга? НИР?», в которой договор на создание веб-сайта определен как договор подряда. Появление этой статьи вызвало резонанс в печати. В газете «Белорусский рынок» (№ 26, 8—14 июля 2002 г.) и журнале «De jure» (№ 25 за 2002 г.) была опубликована статья адвоката О. Любича «Создание веб-сайта: материализация виртуальности». В ней автор не согласился с М. Николаевым и высказал свое мнение: веб-сайт — это объект интеллектуальной собственности, поэтому отношения по его созданию должны регулироваться законодательством об авторском праве.

Дискуссия между авторами продолжилась: в журнале «De jure» (№ 35 за 2002 г.) появился новый материал М. Николаева «Автор или подрядчик? Или чем чревата экономия?» (позже эта же статья была опубликована в газете «Белорусский рынок», № 42, 28 октября—3 ноября 2002 г.). Соглашаясь с тем, что веб-сайт — это объект интеллектуальной собственности, охраняемый авторским правом, М. Николаев отстаивает свою позицию, считая, что, когда договор заключается между двумя юридическими лицами, уместнее говорить не об авторском договоре, а о договоре подряда. Этот вывод следует из того, что «авторскими договорами охватываются лишь те договоры, которые заключаются самими творцами произведений».

Не можем согласиться с таким утверждением автора. Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) устанавливает, что автором признается только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. В соответствии со ст. 25 Закона имущественные права автора могут быть переданы для использования по авторскому договору. Однако определено, кто имеет право передавать имущественные права. В то же время п. 4 ст. 26 Закона предусматривает возможность правообладателя передавать полностью или частично другим лицам права, переданные по авторскому договору. Перечень авторских имущественных прав содержится в ст. 16 Закона, которой установлено, что право осуществлять или разрешать осуществлять предусмотренные в ней действия в отношении произведения принадлежит автору этого произведения или иному обладателю авторских прав.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: предметом любого авторского договора является передача авторских имущественных прав, предусмотренных в ст. 16 Закона (право на воспроизведение, право на распространение и т.д.); стороной авторского договора может быть не только автор — физическое лицо, но и иной обладатель соответствующих авторских имущественных прав, который получил право передавать их третьим лицам по договору или в силу Закона.

При создании веб-сайта его авторами являются работники юридического лица, заключившего договор на его создание. В данной ситуации веб-сайт представляет собой служебное произведение, то есть произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Согласно ст. 14 Закона имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Таким образом, если не заключен соответствующий договор, имущественные права на веб-сайт переходят в силу Закона к нанимателю — юридическому лицу, которое вправе предоставлять их третьим лицам.

Теперь попытаемся разобраться в вопросе классификации договора на создание веб-сайта.

Статья 986 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) предусматривает, что автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение и предоставить исключительные права на использование этого произведения заказчику, не являющемуся его работодателем.

В соответствии со ст. 1 Закона авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Вместе с тем С. Судариков в комментариях к Закону говорит о неточностях и противоречиях в определении авторского права, содержащемся в Законе: «Во-первых, авторское право и смежные права могут возникать только на уже созданные объекты. На несозданные или объективно не существующие объекты авторского права или смежных прав Закон не может распространяться, так как отсутствует объект регулирования. Во-вторых, единственное упоминание в Законе отношений, возникающих в связи с созданием произведений, содержится в п. 5 ст. 26...».

В Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» включена ст. 33, которая содержит нормы об авторских договорах заказа, которые заключаются на момент, когда произведение еще не создано. Однако под автором по смыслу этой статьи понимается только автор — физическое лицо, а предметом этого договора не могут быть права на использование еще не созданного произведения. Автор обязуется лишь создать произведение в будущем и передать его заказчику.

Эти обстоятельства необходимо учитывать в рассматриваемой ситуации: во-первых, веб-сайт будет создан в будущем, поэтому в момент заключения договора на его создание нельзя предусмотреть передачу имущественных прав на его использование, во-вторых, исполнителем по договору выступает юридическое лицо. Поэтому, прежде чем пойдет речь об имущественных правах на использование веб-сайта, необходимо оформить отношения по его созданию между заказчиком и исполнителем — юридическими лицами. На практике, как правило, стороны составляют к договору на разработку веб-сайта техническое задание, в котором дается описание структуры, системы обновления веб-сайта, а в самом договоре указываются сроки его создания, этапы работ, порядок представления результата работ, условия оплаты, ответственность за несвоевременное исполнение, возможность расторжения договора.

При наступлении сроков сдачи исполнитель представляет заказчику результат выполненных работ, выраженный в объективной форме. Заказчик оценивает, насколько результат соответствует или не соответствует техническому заданию. В данной ситуации эти отношения регулируются нормами о подряде. Проблема в следующем. Веб-сайт представляет собой новый, творчески самостоятельный и оригинальный результат, поэтому он является объектом авторского права. В этой связи заказчик, получив этот объект, вправе им обладать, но не вправе использовать, так как не имеет соответствующих имущественных прав. Как уже говорилось ранее, договор, который предусматривает передачу имущественных прав, является авторским, и в нем должны быть согласованы условия, предусмотренные ст. 26 Закона.

В рассматриваемой ситуации после создания веб-сайта можно оформить передачу имущественных прав, заключив дополнительно к договору подряда авторский договор. Второй способ: включить в договор о создании веб-сайта условия о порядке передачи имущественных прав на использование произведения в будущем, то есть когда оно уже будет создано, и оговорить условия, предусмотренные ст. 26 Закона.

Еще один вариант предоставления имущественных прав заказчику — их уступка. Под уступкой исключительных имущественных прав понимается отчуждение этих прав, что предусмотрено ст. 129 ГК. Уступка имущественных прав не является передачей этих прав в соответствии со ст. 25 Закона, поэтому договоры об уступке прав не относятся к авторским договорам. Положения об уступке имущественных прав на созданное произведение могут дополнительно включаться в договор о создании веб-сайта либо стороны могут дополнительно составить договор об уступке прав.

1764 Shape 1 copy 6Created with Avocode.